Маленький ребенок нанизывает бусы на шнурок. Пластиковый конец распался. Ребенок сидит тихо в течение 15 минут, пытается выполнить невыполнимую работу. Затем с криком отчаяния он бросает бусы и шнурок на пол. Его отец только тут изволит обратить на ребенка внимание и шлепает его за "отсутствие внимания".
1. Дайте психологическую характеристику действиям ребенка и действиям отца. Какую дополнительную информацию следует запросить?
2. Укажите направления, для которых характерны следующие стратегии в работе с клиентом (отцом):
а) психолог попытается передать отцу веру в то, что тот сможет быть более самоактуализирующимся, уделит большое внимание переживаниям, попытается понять негативное поведение;
б) психолога заинтересует, почему он ведет себя так (это будет сопровождаться явным и целенаправленным раскрытием картины детства);
в) психолог будет составлять план действий с отцом на случай очередной вспышки гнева.
Ответ:
Ребенок действовал целенаправленно, его восприятие было нереалистичным, задача была нерешаемой, если учесть возраст ребенка и состоя шнурка. Можно считать, что состояние гнева у ребенка было нормальной реакцией на нарастающую фрустрацию. Поведение отца нерационально, недостаток терпения. Необходимо выяснить эмоциональный фон (как часто теряет терпение?). Углубленно изучить ситуацию (возможно отец одинокий родитель, у него был трудный день), тогда реакцию отца можно расценивать результат естественной фрустрации.
|
|
а) личностно-центрированное;
б) психоаналитическое;
в) бихевиоральное.