Этические аспекты консультирования
1. Оцените ваш уровень профессиональной пригодности для проведения консультирования. Можно ли вас назвать человеком, подходящим для таких занятий?
2. Оцените свою способность устанавливать доверительные отношения с клиентом. Являются ли отношения, которые вы развиваете с клиентом, надежными?
3. Как вы думаете, все ли вам ясно с тем, в каких случаях вы должны обращаться за «дополнительной помощью»?
4. Если уместно, то ответьте на вопрос, является ли полученная вами подготовка достаточной для того, чтобы вы могли работать в рамках терапевтических отношений?
5. Есть ли у вас кто-то, с кем вы в случае необходимости можете поговорить в конфиденциальной обстановке?
6. Каким теориям консультирования вы сейчас отдаете предпочтение?
7. Каким образом лучше всего выработать теоретическую позицию, которой можно было бы руководствоваться в консультативной практике?
8. Как лучше всего можно изучать теории консультативной психологии?
9. Какие характерные черты других личностей вы считаете полезными в плане конструктивного общения?
10. Насколько вы эмпатичны и на основе чего вы так решили?
11. Насколько вы конструктивны и на основе чего вы так решили?
12. Оцените, в какой степени выражен у вас каждый из следующий признаков продуктивно-функционирующих людей: открытость переживаниям, рациональность, ответственность, способность к поддержанию хороших межличностных отношений, этическая жизнь.
Оценка эффективности решения проблем
Прочитайте вопросы и рядом напишите свои ответы. Будьте готовы обсудить написанное после того, как все участники вновь образуют общий круг.
· Следует ли оценивать эффективность решения проблемы?
· Почему?
· Следует ли оценивать эффективность консультирования?
· Каким образом можно оценить эффективность решения проблемы?
· Каким образом можно оценить эффективность консультирования?
· Сможете ли вы оценить свои возможности работы в качестве консультанта?
· Какие критерии вы использовали бы для оценки эффективности решения проблемы?
· Каким образом вы использовали бы цели, поставленные клиентом, в процессе оценивания?
· На каком этапе работы вы предполагаете оценить эффективность решения проблемы?
· Что бы вы стали делать, если бы обнаружилось, что применение клиентом стратегии решения проблемы не были успешными?
· В какой мере за результаты консультирования ответственен консультант?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. – М., 2000.
2. Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. – М., 1999.
3. Бурлачук Л.Ф., Грабская И.А., Кочарян А.С. Основы психотерапии. – М., 1999.
4. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования. – СПб., 2002.
5. Бэндлер Р., Гриндер Дж. Структура магии. – СПб., 1993.
6. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психологической теории // Психологическое консультирование и психотерапия. Хрестоматия. – М., 1998.
7. Веселова Е.К. Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственность личности. – СПб., 2002.
8. Глэддинг С. Психологическое консультирование. – СПб., 2002.
9. Горянина В.А., Масалков И.К. Психосоциальные методы социальной инженерии. Ч. 2. Нейро-лингвистическое программирование: модели и инструменты взаимодействия. – М., 1995.
10. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. – Новосибирск, Москва, 1997.
11. Ипатов Я.В. Точка абсурда. Техники ортодоксального психоанализа. – Воронеж, 1994.
12. Клиническая психология / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб., 2002.
13. Кондрошенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия. – Минск, 2003.
14. Копьев А.Ф. Диалогический подход и проблемы психологической клиники // Московский психотерапевтический журнал, № 1, 1992.
15. Кочунас Р. Основы психологического консультирования. – М., 1999.
16. Любимов А.Ю. Мастерство коммуникации. – М., 2002.
17. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – М., 2004
18. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. – М., 1998.
19. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. – М., 1998.
20. Методы современной психотерапии: Учебное пособие / Составители: Л.М.Кроль, Е.А.Пуртова. – М., 2001.
21. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М., 2001.
22. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – М., 1960.
23. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб., 2002.
24. Немов Р.С. Психологическое консультирование. – М., 2000.
25. Осипова. Основы психокоррекции: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2001.
26. Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб., 1998.
27. Роджерс К. Консультирование и терапия. – М., 2000.
28. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994.
29. Сурьянинова Т.И. Деонтологические проблемы в работе помогающего специалиста // Духовно-нравственные основы медицины. – Курск, 2004.
30. Тодд Дж., Богарт А.К. Основы клинической и консультативной психологии. – СПб., 2001.
31. Урсано Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодиагностическая психотерапия. Краткое руководство. – М., 1992.
32. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. – М., 2000.
33. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М., 2001.
34. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения и применение). – СПб, 1997.
[1] Профессионально важные качества (ПВК).
* Материал взят из книги Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М., 1999.
* Материал взят из книги Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – М., 2004. – С. 71-74.
Сурьянинова Т.И. Деонтологические проблемы в работе помогающего специалиста // Духовно-нравстенная основа медицины. – Курск, 2004.
[4] Источник: Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. – М., 1993.
[5] Источники: 3; 4; 10; 11; 12; 16; 17; 20.