double arrow

КОНСУЛЬТАНТ

2.1. РОЛЬ И МЕСТО КОНСУЛЬТАНТА В КОНСУЛЬ­ТИРОВАНИИ

В практике психологического консультирования и пси­хотерапии ежедневно приходится сталкиваться с важней­шими аспектами жизни человека. Консультант всегда со­вместно с клиентом обсуждает незначительные и суще­ственные проблемы своего подопечного и стремится по­мочь клиенту:

— разобраться в мотивировке повседневных выборов и наступающих последствий;

— разрешить множество эмоциональных проблем и запу­танные межличностные отношения;

— преодолеть чувство внутреннего хаоса — сделать непо­нятное и изменчивое позитивным и целесообразным.

Поэтому консультант должен осознавать, кто он, кем может стать и каким его надеется видеть клиент. Иначе гово­ря, возникает вопрос определения роли консультанта. Пред­ставляет ли собой консультант друга клиента, профессио­нального советчика, учителя, эксперта, спутника клиента в блужданиях по закоулкам жизни или гуру — излучателя аб­солютной истины? Многих, особенно начинающих консуль­тантов, приводит в замешательство отсутствие универсаль­ного ответа на вопрос о роли консультанта в процессе оказа­ния психологической помощи. Эта роль обычно зависит от принадлежности консультанта к определенной теоретичес­кой ориентации, его квалификации, личностных черт, на­конец, от ожиданий клиента.

Эффективность деятельности специалиста во многом обусловлена тем, насколько ясно он представляет свое место в консультировании. Когда нет такой ясности, консультант в своей работе будет руководствоваться не определенными теоретическими принципами, а лишь ожиданиями и потреб­ностями клиента, другими словами, будет делать лишь то, на что надеется и чего хочет клиент. Клиенты же чаще всего ожидают, что консультант возьмет на себя ответственность за успех их дальнейшей жизни и разрешит насущные про­блемы — где учиться, как уладить конфликты на работе, разводиться ли с супругом и т.д.

Самолюбию начинающего консультанта может льстить, что люди, ищущие ответы на сложные вопросы своей жизни, обращаются именно к нему, и существует опасность, что консультант возомнит себя знающим отве­ты на все вопросы клиента или еще хуже — будет навязы­вать клиенту свои решения. В этой ситуации неправильное понимание консультантом своей роли только увеличит за­висимость клиента от него и помешает помочь клиенту в самостоятельном принятии решений. Никакой консуль­тант не может указывать другому человеку, как ему жить. В практике психологического консультирования и психо­терапии следует чаще вспоминать слова знаменитого пси­хотерапевта J. Bugental (1987) о тайне и знании: "Тайна охватывает знание, в ней скрыта информация. Тайна бес­конечна, знание имеет предел: когда возрастает знание, еще больше становится тайна... Психотерапевтов подстере­гает соблазн вступить в сговор с клиентами и отвергнуть тайну. В этой отвратительной сделке подразумевается, но редко раскрывается иллюзия, что существуют ответы на все жизненные проблемы, что можно раскрыть значение каждого сна или символа и что идеальной целью здоровой психической жизни является рациональный контроль. Психотерапевты обязаны много знать, но одновременно испытывать преклонение и покорность перед тайной. Бу­дем откровенны — мы никогда не обладаем и не способны обладать полнотой знаний. Притворяться, что мы знаем нужды клиента и можем подсказать ему правильный вы­бор, — значит предать клиента. В любой терапии следует помочь клиенту принять тайну в себе и нашу всеобщую тайну..."

Самый общий ответ о роли консультанта кроется в пони­мании сущности процесса консультирования. Основная зада­ча консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту в выявлении своих внутренних резервов и в устранении факторов, мешающих их использованию. Консультант также должен помочь клиенту понять, каким он хочет стать. Кли­ентам во время консультирования следует искренне оцени­вать свое поведение, стиль жизни и решить, каким образом и в каком направлении они хотели бы изменить качество своей жизни.

М. Сох (1988) называет это "структурированием процесса терапии", который может быть первичным и вторичным. Под первичным структурированием имеется в виду личное присутствие консультанта (психотерапевта) в терапевтичес­ком пространстве и значение этого присутствия для клиента. Вторичное структурирование — это деятельность консуль­танта, обеспечивающая максимальный уровень раскрытия клиентов. В первом случае мы отвечаем на вопрос, кем явля­ется консультант, а во втором — что он делает. Структурируя терапевтический процесс, консультант предоставляет клиен­ту инициативу в самораскрытии. Иногда инициативу прихо­дится ограничивать, если консультант чувствует, что в дан­ный момент клиент слишком энергичен. Другими словами, консультант активирует и контролирует "потенциал рас­крытия" клиентов,

Руководствуясь таким пониманием процесса консульти­рования, С. Wrenn (1965) сформулировал важнейшие роле­вые функции консультанта:

— построение отношений с клиентом на взаимном дове­рии;

— выявление альтернатив самопонимания и способов де­ятельности клиентов;

— непосредственное "вхождение" в жизненные обстоя­тельства клиентов и их отношения со значимыми для них людьми;

— создание вокруг клиентов здорового психологического климата;

— постоянное совершенствование процесса консультиро­вания.

Если таким образом в общих чертах представить содержа­ние роли консультанта, становится очевидным, что очень существенной составляющей процесса консультирования яв­ляется ЛИЧНОСТЬ КОНСУЛЬТАНТА.

2.2. ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ КОНСУЛЬТАНТА - МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОГО КОНСУЛЬТАНТА

Личность консультанта (психотерапевта) выделяется почти во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования. Подчеркиваются то одни, то другие ее черты. Известный английский психоанали­тик венгерского происхождения М. Balint в 1957 г. говорил о полном забвении того, что психотерапия — это не теорети­ческое знание, а навыки личности. Ему вторит не менее знаменитый представитель гуманистической психологии С. Rogers (1961), подчеркивая, что теория и методы консуль­танта менее важны, нежели осуществление им своей роли. А. Gombs и сотруд. (1969; цит. по: George, Сristiani, 1990) на основании нескольких исследований установили, что преус­певающего консультанта отличают от неудачника черты лич­ности. S. Freud на вопрос о критериях успешности психотера­певта ответил, что психоаналитику не обязательно медицинс­кое образование, а необходима наблюдательность и умение проникать в душу клиента. Итак, по существу основная тех­ника психологического консультирования — это "я-как-инструмент", т.е. основным средством, стимулирующим совер­шенствование личности клиента, является личность консуль­танта (А. Аdler: "техника лечения заложена в Вас").

А. Storr (1980) отмечает, что психотерапию и психологи­ческое консультирование принято считать необычными про­фессиями, поскольку многих людям трудно представить, как можно целыми днями выслушивать чужие истории о несчастной жизни и трудностях. Поэтому представителей этих профессий считают или ненормальными, или мирски­ми святыми, преодолевшими человеческую ограниченность. Ни первое, ни второе не является верным. Отсюда вопрос:

"КТО ТАКОЙ КОНСУЛЬТАНТ, А ТОЧНЕЕ, ЧТО ПРЕД­СТАВЛЯЕТ СОБОЙ КОНСУЛЬТАНТ-КАК ЧЕЛОВЕК, КАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЮТСЯ К НЕМУ КАК К ЛИЧНОСТИ, ЧТО ДЕЛАЕТ ЕГО ПРОФЕССИО­НАЛЬНЫМ ПОМОЩНИКОМ В ЗАПУТАННЫХ ПРО­БЛЕМАХ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ?"

Прежде всего следует сказать, что никто не рождается психотерапевтом или консультантом. Требуемые качества не врожденные, а развиваются в течение жизни. Обобщая ска­занное, подчеркнем, что эффективность консультанта опре­деляется свойствами личности, профессиональными знания­ми и специальными навыками. Каждый из этих факторов обеспечивает качественный консультативный контакт, кото­рый и является стержнем психологического консультирова­ния. В итоге от консультативного контакта зависит оконча­тельный эффект консультирования — изменение личности клиента в процессе конструктивных действий консультанта. Нисколько не умаляя значения теоретической и практической подготовки, мы все же склонны отдать предпочтение фактору личности консультанта. В свое время М. Ваlint и Е. Ваlint писали:

"Знание можно получить из книг или лекций, навыки при­обретаются в процессе работы, но их ценность ограничена без совершенствования личности психотерапевта. Психотерапия становится ремеслом, вымощенным добрыми намерениями, если ее не поднимают на профессиональный уровень соответ­ствующие качества личности психотерапевта".

Каким же должно быть сочетание свойств личности, которое в наибольшей степени обеспечивало бы успех консультирования?

Хотя исследований в этой области достаточно много, од­нако однозначного ответа о свойствах личности, способству­ющих эффективной работе консультанта, к сожалению, нет. Очень часто при описании преуспевающего консультанта как профессионалы, так и клиенты употребляют бытовые понятия: "открытый", "теплый", "внимательный", "ис­кренний", "гибкий", "терпимый". Предпринимались по­пытки выделить свойства личности, необходимые консуль­танту для работы по профотбору. Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет следующие свойства личности (цит. по: George, Сristiani, 1990):

— проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними. [М. Вuber (1961) охарактеризовал этот фактор как интерес к людям в силу их бытия, а не потому, что некоторые из них шизофреники или психопаты];

— чувствительность к установкам и поведению других людей;

— эмоциональная стабильность и объективность;

— способность вызывать доверие других людей;

— уважение прав других людей.

В 1964 г. Комитет по надзору и подготовке консультантов США установил следующие шесть качеств личности, необ­ходимых консультанту (цит. по: Оеог§е, СпзНаш, 1990):

— доверие к людям;

— уважение ценностей другой личности;

— проницательность;

— отсутствие предубеждений;

— самопонимание;

— сознание профессионального долга.

L. Wolberg (1954) акцентирует такие особенности: чут­кость, объективность (неотождествление себя с клиентами), гибкость, эмпатию и отсутствие собственных серьезных проблем. К особо ВРЕДНЫМ для консультанта чертам он относит авторитарность, пассивность и зависимость, замк­нутость, склонность использовать клиентов для удовлетво­рения своих потребностей, неумение быть терпимым к раз­личным побуждениям клиентов, невротическую установку в отношении денег.

А. Gombs с соавт. в своем исследовании установил, что преуспевающий консультант обычно воспринимает других как способных решать собственные проблемы и принимать на себя ответственность, как предпочитающих отождеств­ляться с людьми, а не с предметами.

Н. Strupp с соавт. (1969; цит. по: Schneider, 1992), иссле­довавший черты "хорошего консультанта" с позиции кли­ентов, указывает на внимательность, умение выслушать, теплоту, сердечность, умудренность в дружеских советах.

По мнению А. Storr (1980), идеальным психотерапевтом или консультантом в состоянии быть симпатичный человек, откровенный и открытый чувствам других; способный отождествляться с самыми разными людьми; теплый, но не сентиментальный, не стремящийся к самоутверждению, од­нако имеющий свое мнение и способный его защитить; уме­ющий служить на благо своим клиентам.

Если продолжить обзор многочисленных источников ли­тературы о свойствах личности, которые необходимы кон­сультанту, чтобы оказывать помощь, представлять собой ка­тализатор самопознания, изменения и совершенствования другого человека, мы приблизимся к модели ЛИЧНОСТИ ЭФФЕКТИВНОГО КОНСУЛЬТАНТА. Подобный перечень личностных особенностей мог бы послужить основой про­граммы по подготовке консультантов. Речь идет, конечно, о "подвижной" модели, поскольку каждый консультант име­ет возможность ее дополнить. Рассмотрим факторы, способ­ные составить остов такой модели.

Аутентичность. J. Bugental (1965) называет аутентичность стержневым качеством психотерапевта и важнейшей экзис­тенциальной ценностью. Он выделяет три основных призна­ка аутентичного существования:

— полное осознание настоящего момента;

— выбор способа жизни в данный момент;

— принятие ответственности за свой выбор. Аутентичность в какой-то степени обобщает многие свойства личности. Прежде всего это выражение искреннос­ти по отношению к клиенту. Аутентичный человек жаждет быть и является самим собой как в своих непосредственных реакциях, так и в целостном поведении. Он позволяет себе не знать все ответы на жизненные вопросы, если их дей­ствительно не знает. Он не ведет себя как влюбленный чело­век, если в данный момент чувствует враждебность. Трудно­сти большинства людей в том и заключаются, что они мно­го энергии расходуют на проигрывание ролей, на создание внешнего фасада, вместо того чтобы использовать ее на ре­шение реальных проблем. Если консультант большую часть времени будет прятаться за профессиональной ролью, кли­ент тоже спрячется от него. Если консультант выполняет роль только технического эксперта, отмежевываясь от своих личных реакций, ценностей, чувств, консультирование бу­дет стерильным, а его эффективность - сомнительной. Со­прикоснуться с жизнью клиента мы можем, только остава­ясь живыми людьми. Аутентичный консультант наиболее подходящая модель для клиентов, служащая примером гиб­кого поведения.

Открытость собственному опыту. Здесь открытость по­нимается не в смысле откровенности перед другими людь­ми, а как искренность в восприятии собственных чувств. Социальный опыт учит нас отрицать, отбрасывать свои чув­ства, особенно отрицательные. Ребенку говорят: "Замолчи, большие дети (или мальчики) не плачут!" Взрослым окру­жающие говорят то же: "Не плачь!" или "Не нервничай!" Давление окружающих заставляет вытеснять печаль, раздра­жительность, злость. Эффективный консультант не должен отгонять любые чувства, в том числе и отрицательные. Толь­ко в таком случае можно успешно контролировать свое по­ведение, поскольку вытесненные чувства становятся ирра­циональными, источником неконтролируемого поведения. Когда мы осознаем свои эмоциональные реакции, то можем сами выбирать тот или иной способ поведения в ситуации, а не позволять неосознанным чувствам нарушать регуляцию нашего поведения. Консультант способен содействовать по­зитивным изменениям клиента, только когда проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своих эмоцио­нальных реакций.

Развитие самопознания. Ограниченное самопознание оз­начает ограничение свободы, а глубокое самопознание уве­личивает возможность выбора в жизни. Чем больше кон­сультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот — чем больше консультант познает своих клиен­тов, тем глубже понимает себя. Как говорит Е. Кеnnedy (1977), неумение услышать, что творится внутри нас, уве­личивает подверженность стрессу и ограничивает нашу эф­фективность, кроме того, возрастает вероятность пасть жер­твой удовлетворения в процессе консультирования своих неосознанных потребностей. Очень важно реалистично отно­ситься к себе. Ответ на вопрос, как можно помочь другому человеку, кроется в самооценке консультанта, адекватности его отношения к собственным способностям и вообще к жизни.

Сила личности и идентичность. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Он обращается к жизни с вопросами, отвечает на вопросы, поставленные ему жиз­нью, и постоянно подвергает проверке свои ценности. Как в профессиональной работе, так и в личной жизни консуль­танту не следует быть простым отражением надежд других людей, он должен действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией. Это позволит ему чувствовать себя сильным в межличностных отношениях.

Толерантность к неопределенности. Многие люди неуют­но чувствуют себя в ситуациях, в которых недостает структуры, ясности, определенности. Но поскольку одной из предпосылок становления личности является "прощание" человека с привычным, известным из собственного опыта и вступление на "незнакомую территорию", консультанту со­вершенно необходима уверенность в себе в ситуациях нео­пределенности. По существу именно такие ситуации и со­ставляют "ткань" консультирования. Ведь мы никогда не знаем, с каким клиентом и проблемой столкнемся, какие придется принимать решения. Уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности при­нимаемых решений и способность рисковать — все эти каче­ства помогают переносить напряжение, создаваемое неопре­деленностью при частом взаимодействии с клиентами.

Принятие личной ответственности. Поскольку многие ситуации в консультировании возникают под контролем консультанта, он должен нести ответственность за свои дей­ствия в этих ситуациях. Понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент консультирования — соглашаться с доводами клиента или вступать в продуктивное противостояние. Лич­ная ответственность помогает более конструктивно воспри­нимать критику. В таких случаях критика не вызывает меха­низмов психологической защиты, а служит полезной обрат­ной связью, улучшающей эффективность деятельности и даже организацию жизни.

О глубине отношений с другими людьми. Консультант обязан оценивать людей — их чувства, взгляды, своеобраз­ные черты личности, но делать это без осуждения и наклеивания ярлыков. Такой характер отношений с клиентами весьма важен, тем не менее следует принять во внимание страхи, которые переживает большинство людей, пытаясь завязать близкие, теплые отношения с другими. Некото­рым кажется, что выражение положительных чувств обя­зывает, ограничивает свободу, делает уязвимым. Кого-то страшит неприятие партнером положительных чувств, от­клонение их, поэтому более безопасной представляется от­срочка углубления межличностных отношений. Эффектив­ному консультанту чужды такие страхи, он способен сво­бодно выражать свои чувства перед другими людьми, в том числе и перед клиентами.

Постановка реалистичных целей. Обычно успех побуждает ставить перед собой большие цели, а неудача, наоборот — опустить ниже планку притязаний. Иногда этот механизм самозащиты нарушается, и тогда слишком большая цель бу­дет заранее обречена на неудачу или стремление к незначи­тельной цели не доставит никакого удовлетворения. Итак, эффективный консультант должен понимать ограничен­ность своих возможностей. Прежде всего, важно не забы­вать, что любой консультант независимо от профессиональ­ной подготовки не всемогущ. В действительности ни один консультант не способен построить правильные взаимоотно­шения с каждым клиентом и помочь всем клиентам разре­шить их проблемы. Такой наивный оптимизм может стать причиной "холодного душа" в повседневном консультиро­вании и постоянно вызывать чувство вины. Консультант должен отказаться от нереального стремления стать совер­шенным. В консультировании мы всегда можем выполнять свою работу "хорошо", но не идеально. Тот, кто не в состо­янии признать ограниченность своих возможностей, живет иллюзиями, что способен полностью познать и понять дру­гого человека. Такой консультант постоянно винит себя за ошибки вместо извлечения полезных уроков, и в результате его деятельность неэффективна. Если мы допускаем соб­ственную ограниченность, то избегаем ненужного напряже­ния и чувства вины. Тогда отношения с клиентами становят­ся более глубокими и реалистичными. Правильная оценка собственных возможностей позволяет ставить перед собой достижимые цели.

Об эмпатии, которая является одной из важнейших черт личности эффективного консультанта, более подробно по­говорим при обсуждении вопроса о взаимоотношениях в процессе консультирования.

Обобщая обсужденные выше требования, предъявляемые к личности консультанта, можно утверждать, что эффек­тивный консультант — это прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профес­сиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. Иногда выражать чувства и попросту слушать, что говорит клиент, — это самое лучшее, но опасно ограничиваться только такой тактикой консультирования, порой необходимо вступать с клиентом в конфронтацию. Иногда следует интерпретировать его поведение, а подчас и побуждать кли­ента толковать смысл своего поведения. Порой в консульти­ровании требуется директивность и структурированность, а иногда можно позволить себе увлечься беседой без опреде­ленной структуры. В консультировании, как и в жизни, сле­дует руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации. Такова одна из важнейших устано­вок зрелого консультанта.

К. Scheider (1992) выделяет три важные постулата ква­лифицированного психологического консультирования и психотерапии:

1. Личная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе.

2. Социальная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант способен помочь другим людям эффектив­но решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам.

3. Зрелость консультанта — это процесс, а не состояние. Подразумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде.

Нарисованная нами модель эффективного консультанта с первого взгляда может показаться слишком величествен­ной и далекой от действительности. При этом напрашивается утверждение, что черты эффективного консультанта совпа­дают с чертами преуспевающего человека. К такой модели и должен стремиться консультант, если желает быть не тех­ничным ремесленником, а художником психологического консультирования. Наконец, свойства личности эффектив­ного консультанта могут быть и целью психологического консультирования — появление этих свойств у клиента в этом случае становится показателем эффективности кон­сультирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: