Личность консультанта

Мастерство консультанта при выполнении многообразных функции во время процесса консультирования основано не только на знаниях и умениях, но требует также определенных личностных качеств (Шеховцова Л.Ф., 1996). Ведь личность консультанта является его основным "рабочим инструментом".

Технологии, которые выбирает консультант для своей работы, должны соответствовать его личностным особенностям.

Прежде всего, к профессионально важным качествам консультанта, можно отнести такие свойства личности как общительность, эмпатия, уважение другого человека, искренность, аутентичность, спонтанность, конгруэнтность (Кочюнас Р., 1999, Роджерс К., 1994)

Общительность консультанта проявляется в легкости установления контакта, открытости, интересе к человеку. Мастерство консультанта при выполнении многообразных функций в процессе консультирования несомненно требует речевого мастерства. Учет личностной семантики клиента, нюансировка стилей, оттенков употребления синонимов, притч, иносказаний в высказываниях предъявляет требования к тончайшему искусству владения речью, языком, знанию фольклора и сленга консультантом (Кочюнас Р., 1999).

Нужно обратить внимание на интонационную выразительность речи консультанта - невербальная составляющая речевого мастерства - едва ли не главный его инструментарий (Шеховцова Л.Ф., 1996).

Открытость - готовность консультанта к обсуждению с клиентом любых вопросов, при этом консультант должен показать эту готовность клиенту (Кочюнас Р., 1999).

Но при этом необходимо помнить, что открытость должна иметь определенные границы, чтобы не произошла подмена ролей. Подмена ролей может произойти, если в процессе беседы консультант начнет рассказывать о своих проблемах клиенту, чтобы вызвать его на откровенный разговор, а вместо этого вызовет со стороны (Абрамова С.Г., 1995).

Эмпатийность - способность вчувствоваться в другого - это попытка проникнуть в метафизическое одиночество другого, это способность "резонировать" с чувствами другого (Роджерс К., 1994). Механизм эмпатии позволяет консультанту помочь клиенту раскрыться. Клиент выбирает чаще того консультанта, который его понимает. Шеховцова Л.Ф. (1996). описывает индикаторы проявления и развития адекватной эмпатии в ходе консультирования.

1.Заботливо внимайте сообщению клиента, выражая это мимикой и
позой.

2. Особенно внимательно вслушивайтесь в суть сообщения клиента.

3. Отвечайте честно, но кратко, по сути, гибко, оставляя клиенту свободу для самовыражения (утверждения, отрицания, объяснения или акцентирования). Если клиент очень экспрессивен, то поэкспериментируйте в своих реакциях: они могут переживаться клиентом нейтрально или как подкрепление, побуждение, гнев, подсказка. Резонанс чувств даст консультанту правильный ориентир.

4. Будьте мягки, но не давайте клиенту "убежать" от важной сути своего сообщения.

5. Отвечайте клиенту чувствами и удовлетворением, особенно когда
трудно подыскать аргументацию.

6. Продвигайтесь вперед в исследовании чувств клиента и его
болезненного "предмета", отражая чувства клиента.

7. Обратите внимание на реплики клиента, подтверждающие или отрицающие адекватность вашего ответа.

8. Уловите сигналы возрастающего напряжения или сопротивления
клиента и проведите повторный "зондаж" этой зоны, чтобы быть уверенным
в "не случайности" признаков стресса.

Доброжелательность - это прежде всего сохранение доброжелательного и ровного стиля общения с клиентом, несмотря на ситуацию и любое проявление изменений в поведении клиента (Кочюнас Р., 1999).

Безоценочное отношение консультанта к клиенту. Любой человек очень остро реагирует на оценку его поступков, слов, даже мыслей, тем более тот человек, который пришел за психологическим советом. Поэтому каждый консультант должен, прежде всего, избегать оценочных суждений и высказываний в адрес клиента. Клиент может рассказать о своих поступках, которые консультант внутренне не одобряет, а может и одобряет, но это не дает ему права их оценивать. Задача консультанта в том и заключается, чтобы разобраться в проблеме клиента, максимально углубиться в его проблему, и помочь ему ее решить (Роджерс К., 1994).

Уважение и искренность - это не компоненты мастерства консультанта, это ценность и ценностные отношения консультанта. В то же время потребности в уважении и в искренности во взаимоотношениях — это глубочайшие человеческие потребности, в том числе и потребности клиента во время психотерапевтического процесса (Бадхен А.А., Родина А.М., 2002).

Уважение - это внутреннее качество, форма скрытого поведения. Как консультант удовлетворяет глубинную потребность клиента в уважении?

Если он:

1) заботится о благе клиента,

2) в каждом клиенте видит уникальное существо,

3) видит клиента способным овладеть своей судьбой,

4) допускает свободу воли и выбора клиента.

Уважение к клиенту проявляется не столько в словах, сколько в поведении, внимании, а также в отсутствии критики клиента Искренность консультанта — это не роль, а компонент жизненного стиля, свойство личности. Искренность — это лучшее, что есть в психотерапевтическом взаимодействии. Искренность не только человеческая ценность, но и часть коммуникативного процесса (Мей Р., 1994).

Консультант не имеет "фасада", защиты, он открыт чувствам, которые протекают в нем. Чувства клиента как элемент сознания переживаются консультантом как будто свои, он формирует к ним какое-то отношение, они помогают сблизиться с клиентом на личностной основе (Роджерс К., 1994).

С искренностью тесно связана спонтанность, искренние люди обычно спонтанны, и искренний спонтанный консультант не взвешивает постоянно, что сказать клиенту. У него нет фильтров между внутренней жизнью и экспрессией, но в то же время искренность не предполагает вербализацию каждой мысли. Консультант в процессе работы с клиентом выражает свои отрицательные эмоции, если они устойчивы или мешают процессу продвижения клиента (Мей Р., 1994, Хухлаева О.В., 2001).

К. Роджерс считает важным качеством психотерапевта конгруэнтность - соответствие чувства и его осознания, отсутствие "маски" или "образа". Только это, по его мнению, оставляет психотерапевта целостным человеком, тождественным самому себе. Его опыт свидетельствует, что если психотерапевт показывает хорошее отношение к клиенту, а на самом деле испытывает раздражение или неприязнь, то клиент всегда почувствует обман и недоверие к психотерапевту (Роджерс К., 1994).

Чем более психотерапевт способен положительно воспринимать все, что происходит внутри него, без страха принимать всю сложность своих чувств — тем выше степень его конгруэнтности. К.Роджерс писал: "Мне вовсе не нужно беспокоиться, являются ли мои чувства "психотерапевтическими" или нет. То, что я собой представляю, и то, что я чувствую, достаточно хорошо, чтобы быть основой психотерапии, если я могу быть тем, кто я есть, и при этом выражать свои чувства в отношениях с ним. Тогда, возможно, он может быть тем, кто он есть, открыто, без страха" (Роджерс К., 1994)..

Аутентичность является качеством, очень близким к тому, что К. Роджерс называет конгруэнтностью (Кочюнас Р., 1999).

Аутентичность - это соответствие чувства и его экспрессии, это способность не только быть собой, самотождественность, но и способность принимать себя, предъявлять окружающим свою самотождественность. Аутентичность исчезает при неуверенности и неприятии себя, когда хочется подчеркнуть свою значимость чем угодно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: