Аналитическая психология К. Юнга

К.Г. Юнг (1875 – 1961) работал в психиатрической клинике Цюрихского университета (1900—1909) под руководством Э. Блейлера и в Париже под руководством П.Жане, заинтересовался «Толкованием сновидений» З. Фрейда. В собственных исследованиях использовал метод контролируемых ассоциаций – одну из модификаций ассоциативного эксперимента.

1912 «Психология бессознательного» - в этой книге Юнг отходит от фрейдовской трактовки либидо, описывая его как психическую энергию, выражающую интенсивность жизни, проявляющуюся по-разному, в том числе, как сексуальность (Юнг выступал против пансексуализма Фрейда). Зигмунд воспринял книгу Юнга как предательство, и Карл Густав порвал с психоанализом в 1914 г. Он внёс в европейскую психологию идеи восточной культуры, путешествуя и анализируя эти культуры, фольклор, мифы, религий и используя их в построении психологической концепции бессознательного. Свою концепцию он назвал аналитической психологией.

Юнг вводит понятие комплекса. Автономные комплексы – взаимосвязанные составные части психики.

Юнг выделяет 2 системы бессознательного:

1. Личное – «поверхностный» слой бессознательного, включающий то, что относится к индивидуальному опыту (забытые воспоминания, вытесненные желания и воспоминания). Содержания личного бессознательного организуется в комплексы. Проявляется в снах и фантазиях.

2. Коллективное бессознательное – сверхличная бессознательная психика, включающая инстинкты, влечения, которые представляют в человеке природное существо, и архетипы. Коллективное бессознательное обусловлено наличием высокоразвитого мозга, который может функционировать определенным образом (именно таким образом, каким он функционировал у многих поколений). Т.е. коллективное бессозательное – древнейшая психика, независимая от развития индивида и его сознания. Оно содержит верования, мифы и предрассудки, общие для нации, расы или человечества вообще. Проявляется в галлюцинациях, сновидениях («царский путь изучения бессознательного»), фантазиях, мистическом опыте.

Архетипы – прообразы. На разных исторических этапах они наполняются разным содержанием. Выделены Юнгом в ходе ассоциативного эксперимента: он заметил определенные закономерности в смене ассоциаций. Юнг описал несколько фигур архетипической природы:

· Персона – вид и способ отношения к событиям внешнего мира.

· Тень – оборотная сторона Я, совокупность страстных желаний и поступков. Человеку трудно принять в себе тень. Но тень дает и вдохновение.

· Анима и Анимус – женское и мужское начало в человеке.

· Самость – интеграция всех граней личности, единство с самим собой.

· Мудрый старец и Великая Мать.

· Середина (Центр) – символ спасения.

Инстинкт и архетипы регулируют душевную жизнь: инстинкт определяет специфическое поведение человека, а архетипы обусловливают конкретное формировние сознательных психических содержаний.

Другой важный труд К.Г. Юнга – «Психологические типы» (1921). Юнг выделяет 2 базисные установкиэкстравертированную (направленную на внешний мир) и интровертированную (направленную на внутренний мир). Выделяются также функции психики – мышление, чувство, ощущение, интуиция. Доминирование одной из установок в сочетании с какой-либо функцией дает 8 типов индивидуальности.

Процесс становления личности называется Юнгом индивидуацией. Ее цель — становление Самостью и психологически означает объединение, уравновешенность, связность сознательного и бессознательного



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: