Психологическая концепция французской социологической школы

Вне марксистской науки вопрос о социальной природе человеческого сознания был специально поставлен французской социологической школой в началк XX века. Представители: основатель, юрист Эмиль Дюркгейм, Люсьен Леви-Брюль, Морис Гальбвакс, Шарль Блондель, частично - Пиаже и др.

Толчком к возникновению послужили факты, накопленные при изучении примитивных народов. Особенности мышления трактуются как зависящие от общественного устройства и сознания. Именно здесь впервые был сформулирован принцип историзма??.

По Дюркгейму, общественное сознание определяет сознание отдельного человека через обряды, устройство социальной жизни, организацию пространства.

Человек - двойственное существо. 2 части психики:

а. индивидуальное, биологическое. Имеет корни в организме, проявляется и формируется в сфере материального производства, где сознание находится под влиянием объектов.

б. общественное, социальное. Надстраивается над биологическим субстратом, не проистекает из него, формируется через общение сознаний (индивидуального и общественного).

Общество - духовное образование: совокупность идей, мнений, знаний, накопленных за многие поколения (т.е. коллективных представлений).

Свойства коллективных представлений:

- всеобщность и необходимость

- продукт длительного развития общества

- оказывают принудительное воздействие на человека

- эмоционально окрашены, принимаются без рассуждения.

Развитие мышления здесь не связывается с развитием деятельности.

По Леви-Брюлю, качественное своеобразие психики (главным образом мышления) определяется структурой общества. Выделяет 2 типа обществ

• примитивные

-) производство не развито. Происходит обмен деятельностями

-) нет различения взаимоотношений с людьми и с природой, ее явлениями и предметами

-) нет позитивной науки, анимистические представления

• цивилизованные

Им соответствует 2 типа мышления: пралогическое и логическое. Они независимы и не переходят друг в друга. С развитием общества лишь увеличивается сектор логического мышления, оттесняя магическое. Фундаментальных различий между первобытным и современным мышлением нет.

Особенности магического мышления:

а) подчинение закону партиципации (сопричастия) - все предметы, сходные между собой, имеют общую магическую силу, которая может передаваться и путем соприкосновения

б) абсолютная причинность (нет случайностей)

в) нечувствительность к противоречиям

Практические умения первобытного человека (производство предметов быта, различение растений, следов) являются продуктом интуиции, чутья, слепого навыка.

Общество влияет на сознание индивида через коллективные представления религиозно-мистического характера.

Кроме мышления в ФСШ изучался социальный характер памяти (Гальбвакс) и эмоционально-волевой сферы (Блондель).

Значение французской социологической школы заключается не столько в развиваемых ею представлениях о типах мышления, — как раз это и подвергается критике, — сколько в выдвижении нового — исторического — подхода к исследованию человеческой психики. Проблема преобразования человеческой психики в ходе исторического развития общества получила последующее развитие как во французской науке (К. Леви-Стросс, А. Валлон), так и в других странах.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: