Индивидуальная психология А. Адлера

Работал сначала главным врачом, потом психиатром.

Индивидуальная психология – одна из ветвей классического психоанализа. Как и во Фрейдовском психоанализе движущие силы предполагаются врожденными и бессознательными. Однако Адлер (1870 – 1937) расходится с Фрейдом именно в понимании сути этих сил (в 1911 году они разошлись, а ранее Фрейд предложил Адлеру работать с ним, когда тот в печати выступил в защиту Фрейда после массовой критики «Толкования сновидений»). Движущей силой Адлер считает не сексуальность вовсе, а чувство неполноценности, которое появляется из врожденного стремления к кооперации с другими (в профессиональной сфере, в социальных контактах, в любви), на его формирование влияют органические недостатки органов (морфологические и функциональные) и субъективные факторы – переживание затруднений в социальных отношениях (в детстве – из-за неправильного воспитания: у изнеженных детей не возникает чувство собственной ценности → они затрудняются при установлении взаимопонимания с другими людьми, а бессердечные дети видят в окружающих только врагов → не могут кооперироваться). При этом чувство неполноценности – нормальное чувство, т.к. является стимулом психического развития индивида

Другое важное понятие, связанное с чувством неполноценности – «стиль жизни», который формируется к 4-5 годам и ведет весь поток душевной жизни в определенном направлении. Его формирование во многом зависит от семейной ситуации, особенно от отношений с матерью. (Человек вообще не может рассматриваться вне общества, он социальное существо и обладает социальным чувством, с помощью которого решает три главных проблемы:

· Выбор профессии

· Умение общаться с людьми

· Разрешение чувства неполноценности

Стиль жизни фактически приравнивается Адлером к личности.

Если некто не может преодолеть чувство неполноценности (путем кооперации с другими), у него развивается комплекс неполноценности. При сверхкомпенсации чувства неполноценности возникает стремление к превосходству и власти любой ценой.

Теория Адлера хороша на практике, особенно для воспитания трудных детей. Согласно Адлеру, дефект сам по себе не предопределяет фатально дальнейшую судьбу ребенка и может быть компенсирован в процессе воспитания. Это утверждение сохраняет свою значимость и сегодня.

Согласно Адлеру, дефект сам по себе не предопределяет фатально дальнейшую судьбу ребенка и может быть компенсирован в процессе воспитания. Это утверждение сохраняет свою значимость и сегодня. В то же время еще Л. С. Выготский указал на абстрактность теории Адлера, по существу снимающей разницу между воспитанием аномального, например глухого, и нормального ребенка и поставил задачу разработки путей и средств воспитания аномальных детей. Личность выступает у Адлера фикцией, жизненные силы наращивают свою мощь сами по себе, они стоят как бы за личностью. Подчеркивание Адлером роли общества в развитии личности явилось основанием для квалификации его в зарубежной психологии как родоначальника социального направления в развитии психоанализа. Он сохранил глубокую связь с психоанализом, в частности, принял положение о врожденных бессознательных причинах и движущих силах поведения (хотя и понимал их иначе) и сохранил тезис о решающей роли раннего детства для всей последующей жизни человека.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: