Кризис VI в. до н.э. в древнеиндийской философии. «Бхагават-гита»

По мере роста социально-психологического напряжения в индийском обществе нарастают противоречия в философии и религии. Формируются новые школы, где проблемы психологии и обостряются и решаются иным путем, чем в классической веданте. Кризис брахманизма в VII - V вв. выражается в развитии различных ересей и новых религиозно-философских течений. В оппозиции брахманизму формируются одновременно несколько школ, наиболее известными из которых становятся аджавики, буддизм и джайнизм. В это же самое время на основе брахманизма эпохи вед и упанишад складывается новая религия Индии – индуизм.

В VII-VI вв. до н.э. в Индии нарастали различия в трактовке классических текстов, появились проповедники, излагающие взгляды, отличные от брахманизма. В это же время формируется культ личности создателей и проповедников религий. На смену веданте и брахманизму, не делавших культа из создателей своих идей, приходят религии, поднимающих своих пророков до уровня богов. Вместе с тем эти новые религии значительно глубже сосредотачиваются на проблемах личности.

Период VI-V вв. до н.э. был уникален по яркости и величию возникавших в это время по всему миру философских и религиозных направлений. Классические философско-религиозные школы формируются на переходе от VI к V веку до н.э. Дестабилизация прежнего мифологического и религиозного сознания, породившая новые концепции мира, проходит одновременно в разных странах по всему широкому фронту Евразии. Практически в одно и то же историческое время в Индии, Китае, Греции, Персии формируются новые философские идеи, значимость кот. доказана последующими тысячелетиями.

«Бхгават-гита» - одна из величайших по философской значимости поэм древней Индии. В ней бог Бхагават возникает в человеческом облике царского колесничего Кришны. Кришна вначале от имени бога Вишну, а затем от имени бога Бхагавата разъясняет царю Арджуне ряд философско-религиозных положений древнеиндийской религии.

В Бхагават-гите реален лишь великий и безличностный Абсолют – Брахман. Душа реальна и представляет собой проявление великого Атмана. Атман – это энергия духа, великий безличностный правитель вселенной, связывающий чел-ка с Брахманом. Рождение, судьба и новые воплощения в чел-ка определяются законом кармы, как и в брахманизме. Однако в Бхагава-гите носителями высшего знания выступают кшатрии. Целью души является слияние с великим Абсолютом, растворение души в мировом духе.

Кришна отрицает возможность уничтожения души, а, следовательно, и реальность убийства чел-ка. Атман не может быть уничтожен, и душа чел-ка либо сливается с Брахманом, либо вновь рождается в другом облике. Там, где нет реальной смерти, нет и реальной ответственности за нее.

Страстное выполнение своего религиозного долга не освобождает душу чел-ка, а, наоборот, привязывает ее к земному миру. Незаинтересованное же деяние не порождает отрицательных кармических последствий.

В Бхагават-гите разворачивается представление о личности Бога и о присутствии божественной силы в людях. Хар-р отношения Бхагавата с последователями его идей приобретают человеческие черты. Бхагават предстает в поэме как Брахман и высший Атман.

Возникает идея греха как заблуждения в вере. Таким заблуждением оказывается теперь вера в положение старых вед. Веды не ведут к мудрости освобождения, а лишь привязывают чел-ка к мирской жизни.

Можно сравнить взаимоотношения «Бхагават-гиты» и веданты с аналогичными взаимоотношениями Нового и Ветхого Завета в христианстве. Появляется наглядный образ бога. Частично признаются, а частично отрицаются догматы старой религии. Возрастает личностность и человечность Бога. Возрастает векторность религии, уводящей душу чел-ка от материального мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: