Представления Гераклита о душе как невидимом двигателе (огонь, пар)

Гераклит развивал идею единства природы души и физического мира. Начало всего существующего он видел в огне. Огонь – это генетическая субстанция мира. Огонь мира вечен и божественен. Космос не вечен. Космос горит и сгорает а мировом огне. Мировой пожар станет и великим мировым судом. Огонь – это живая и разумная сила, изначальный дух. Огонь наделен логосом, кот. представляет собой закон движения мироздания. То, что для чувства чел-ка выступает как огонь, уму открывается как логос.

Материальным аналогом души явл. пар. Мир возник из огня. Огонь и логос присуще и душе чел-ка. Душа испарялась из влаги, а влага происходила из единой природы Земли.

Душа чел-ка имеет два плана: сухой огненный и влажный. В вещественно-материальном плане душа – одно из проявлений огня. Душа сочетает в себе влажное и огненное начало. Души рождаются, испаряясь из влаги под влиянием огня. В превращении от влажности к огненности душа наполняется энергией, подобно горячему и сухому пару, но, если становится сырой и тяжелой, возвращается во влажное состояние и умирает. Душа, когда умирает, вновь превращается в воду.

Сухой огненный компонент души - это ее логос. Это психический или разумный план души. Чем больше в душе огня, тем лучше. Будучи огненной, душа обладает логосом, кот. возрастает в ее развитии. Логос души так же беспределен, как и логос, правящий космосом. Сухая душа – мудрейшая и наилучшая. Влажная душа – это плохая душа. Такая душа бывает у пьяниц, у больных или у людей, предающихся удовольствиям. Для души всякое наслаждение опасно тем, что делает ее влажной, а тем самым приближает к смерти.

9. Демокрит о атомарной природе вещей и души. Атомизм как логический прием объяснения мира. Атомизм в современной науке. Демокрит о природе ощущений. Сенсуализм Демокрита. Сенсуализм как основа науки 17-19 веков. Значение концепции Демокрита для современнности.

Идеи Демокрита оказали наибольшее влияние как на западно-европейскую психологию, так и на всю мировую науку. В его концепции были заложены основы одной из наиболее долгоживущих мировых религий – материалистического атомизма.

Атомизм возникает и распространяется как одно из изначальных базовых представлений о мире. Мир состоит из неделимых, непроницаемых элементарных частиц – атомов, летящих в пространстве и при соединении образующих различные тела. Душа тоже состоит из атомов, только очень маленьких, легких и подвижных, напоминающих атомы огня. Атомы души круглые. Они летают между тяжелыми атомами тела и, ударяясь о них, придают атомам тела направленное движение.

Преодолевая тревожность маленького чел-ка в распадающемся большом мире, атомисты придают этому чел-ку уверенность, уменьшая чувство его зависимости от детерминирующего мирового субъекта. Демокрит максимально устраняет из мира черты его субъектности и окружают чел-ка безличным и бездушным пространством. Осн. космический источник души – теплота (это космическая энергия, согревающая землю и производящая все живое из земли).

Существуют множество миров, возникающих самопроизвольно и беспричинно, спонтанно. Атомы рассеяны в пространстве, но в центре космоса собираются более крупные и тяжелые атомы, образующие Землю. Они сжимаются и выдавливают воду. Вода скапливается в низинах Земли и обеспечивает возникновение жизни под влиянием тепла. Миров много, каждый мир замкнут в себе. Миры нах. в непрестанном развитии, одни из них только возникают, другие в фазе расцвета, третьи гибнут. Миры шарообразны и в чем-то похожи на картину разбегающейся Метагалактики.

Источником души, по Демокриту, явл. теплота, кот. произвела все живое из земли. Картина возникновения всех форм жизни из «грязи» (соединение воды и земли), под влиянием космического тепла напоминает концепции возникновения жизни, принятые в современной биологии.

Атомы души имеют туже природу, что и тепло. В основе души – очень маленькие и очень быстрые атомы, похожие на атомы огня. Сегодня физиологической основой психологических процессов принято считать электрические импульсы и хим. процессы н.с. Все эти процессы связаны с движением сверхподвижных и очень маленьких электронов, кот. Демокрит мог бы назвать маленькими атомами, сходными с атомами огня. И эти идеи Демокрита похожи на психофизиологические представления нашего времени.

Но с самого начала нужно разделить, с одной стороны, признание и изучение атомарного устройства вещ-ва, а с другой стороны, атомистическое объяснение природы явлений. Атомарное строение материи явл. давно открытым фактом. Да и к психологии атомарное строение души имеет косвенное отношение. Сегодня трудно найти явных сторонников идеи Демокрита о том, что психика, подобно вещ-ву, состоит из атомов.

Иное дело, атомизм как способ мышления и объяснения вещей – логический прием объяснения целого и сложного путем разложения этого целого на части или на элементы. Это и стало тем не подвергаемым критике убеждением, кот. легло в основу не только многих теорий и представлений науки, но и логики нашего привычного житейского понимания вещей.

Атомы Демокрита были восприняты его современниками и введены в философию в качестве устойчивого в самом себе основания мира. Атомы, по сути, выполняют функцию богов-производителей, создающих мир своим движением и своими «совокуплениями». Сами же они ни из чего не возникают, ничем не создаются и, подобно любым другим богам, живут вечно и неизменно. Функционально атомы и выполняют логическую роль детерминирующего мир субъекта – ниоткуда не возникающей первопричины, объясняющей природу и происхождение всех вещей. Неразложимость атомов давала твердую отправную точку в логике текучего и рассыпающегося греческого мира, давала надежду на стабильность жизни, хотя бы в ее основании. Демокрит фактически размещал душу в теле чел-ка, отрывая ее истоки от внешнего детерминирующего субъекта. Душа представлялась автономным личным двигателем, несущим энергию движения в атомах, мечущихся между атомами тела. Чел-к терял некоторое кол-во души при выдохи и вновь вбирал ее при вдохе. Но благодаря теплу своего жизненного огня чел-к удерживал энергию души в своем теле. Автономность души, ее оторванность от единого логоса мирового духа позволяли Демокриту ощущать свою независимость от страданий внешнего мира, от психологического состояния окружавших его людей. Для научного атомизма XVII – XX вв. более надежными казались исследования медиков и физиологов, имевших возможность расчленять тела на органы, клетки или их рефлекторные связки. Не имея возможности наглядно расчленить душу, психологи с удовольствием прибегали к опоре на результаты физиологических расчленений мозга, чтобы получать видимость типичного «научного» объяснения душевных проблем. В то время как представители других наук уверенно изучали мир путем его разборки и сборки, психологи и философы вынуждены были искать для психики какие-то другие способы познания. В результате теоретическая психология постоянно увязала в проблемах методологии науки, углубляясь в них, теряя чувство уверенности в своей научности, присущее работам физиков, химиков, биологов. Но именно благодаря этой неуверенности, активизировавшей работу мысли, психология XX в. вышла натакие проблемы и способы познания, кот. сделали некоторые ее концепции стимулом для развития других наук.

Демокрит различал 2 рода познания: темное и истинное. Темное – это чувственное восприятие вещей: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Его Демокрит наз. незаконнорожденным познанием. Истинным, или законнорожденным, познанием он наз. мысль или познание посредством мышления. Однако само мышление было таким же движением атомов, что и все остальное. Мышление – это лишь движение, а разница между разумной и неразумной частями души была лишь количественная, определялась плотностью атомов души.

Восприятие вещей происходило благодаря тому, что от каждого предмета отлетают либо атомы, либо легчайшие эйдолы – сверхтонкие невидимые пленочки, повторяющие собой форму этих предметов. Эйдолы летят к органам чувств, а навстречу им душа посылает свои атомы, кот. широкой воронкой захватывают эти эйдолы, сжимают их и принимают вместе с инф. об объектах.

Сенсуализм – учение о том, что психическая жизнь слагается из чувственных впечатлений, являющихся единственным источником познания. Идеи сенсуализма оказали сильное влияние на первые экспериментальные работы в области психологии, т.к. предполагалось, что задача эксперимента состоит в выявлении первичных чувственных элементов (ощущений), из кот. строится вся сложная архитектоника душевной жизни. В дальнейшем сенсуализм стал рассматриваться как основа материалистического понимания мира. То, что ощущения приносятся в сознание из внешнего мира, доказало, что психические образы порождены именно этим внешним миром.

Признавая большую значимость сенсуализма для развития науки XVII – XVIII вв. следует видеть, что в сенсуализме выражены некие формы человеческой амбициозности и эгоцентричности. Как эгоцентрик, чел-к практически ставит знак равенства между реальностью вещи и своим ее восприятием.

Невидимость вещи порождает неуверенность и напряженность в действии с ней, наглядность вещи создает ощущение ее наглядности. Сенсуализм, подобно атомизму, придает чел-ку уверенность в его превосходстве над вещами, над постигаемым миром. В периоды общественного хауса сенсуализм предстает философией активного действия.

10. Платон. Проблема формообразования вещей. Душа как формообразующая инстанция. Космическая природа души.

Платон строит иерархическую картину мира, где взаимодействуют мир телесный, или чувственный мир, и мир идеальный как действительный и реальный мир. Чувственному миру, кажещемуся и нереальному, Платон противопоставил идеальный мир как основу устойчивости души чел-ка. Идеальный мир вечен и неизменен. Он есть подлинное бытие, сущ. вне пространства, в кот. располагаются предметы. В изменчивом же мире живут текучие вещи, образуемые из материи под влиянием вечных идеальных форм.

Души Платона живут в природе в виде самостоятельной субстанции, параллельно телесной материи. Душа бессмертна. Структура души: разумная часть – добродетель кот. состоит в мудрости; яростная часть души – добродетель кот. в мужестве; низменная, вожделеющая часть души – соответствует сословию ремесленников и землевладельцев.

Платон строит иерархическую картину мира, где взаимодействуют мир телесный и мир идеальный. Чувственному миру, кажущемуся и нереальному Платон противопоставил идеальный мир как основу устойчивости души чел-ка. Идеальный мир вечен и неизменен. Он есть подлинное бытие, сущ. вне пространства, в кот. располагаются предметы. В изменчивом же мире живут текучие вещи, образуемые из материи под влиянием вечных идеальных форм.

Платон признает вечность и пластичность материи вещей, принимающей под влиянием мира идей форму тех или иных временных объектов и явлений. Материя как бы оплодотворяется идеями, получая от них конкретные формы вещей. Материя подчиняется логике взаимосвязанных идей. Вечность и устойчивость мира идей обеспечивает организованность текучего и меняющегося мира вещей.

Наличие 2-х оснований вещей (материи и мира идей) ставит вопрос о формах взаимодействия этих оснований. Платон вводит представления о мировой душе или душе космоса. Это душа активная, творческая, источник движения, жизни, одушевленности и сознания. Она связывает мир идей и мир материальный, охватывает их и заставляет вещи принимать форму идей.

Платон создает картину единого космоса, где ум-демиург как вечный прообраз природы творит посредством активной души космоса весь телесный мир, включая Солнце, звезды, частных богов и людей. Космос шарообразен, а в центре его нах. Земля. Космос Платона живой, он наделен душой и умом. Помимо единой космической души, имеются отдельные души, связывающие мир идей с умами богов и людей.

Платон излагает концепцию переселения душ. Души были созданы из единой мировой души космоса. Души бессмертны, но их число ограничено. Души не создаются заново для каждого чел-ка. Они лишь вселяются в тела людей, животных, растений. Этот выбор зависит от качества души.

Вначале сотворив души боги поместили их на звездах. Каждая душа получила свою звезду. Поэтому кол-во душ у Платона конечно, их число равно числу видимых звезд. Размещаясь на звездах, души имеют возможность располагаться между 2-мя мирами: одним нашим, формообразуемым, и другим – формообразующим, детерминирующим наш мир. Души причастны как к миру идей, так к миру тел и идей. Поднимаясь к миру вечных идей, души приобщаются к образам идеалов. Опускаясь к людям и одухотворяя их, души приносят людям стремление к этим идеалам, к миру вечности. После смерти чел-ка его душа либо переселяется в кого-нибудь, либо вновь поднимается в космос. Души странствуют вечно, то поднимаясь в идеальный мир, то спускаясь к людям, принося в себе память о формах, воспринятых ими в мире идей, производя в своем противоречивом движении процесс вечного формообразования материи.

Души людей состоят из разумной и неразумной части. Разумная часть души создана из остатков мировой души, а неразумная имеет телесную природу.

Мир материальных тел не только несет в себе неустойчивость, текучесть, несамостоятельность, но и отрицательно влияет на душу, отягощая ее низменными страстями. Небесный мир идей, помимо своей вечности и идеальности своих форм, отличается организованностью, строгой иерархией идей. Стремление души к такому миру стабилизирует ее, наполняет мудростью.

Платон в своих вещах признает их стремление к идеальным формам. Образы форм вещей заложены в мире идей. Платон рассматривает душу в функции передатчиков заданных форм. Душа космоса (мировая душа) и души людей связывают мир идей и мир вещей, заставляют тела подражать идеям. Душа – это активное начало мира, источник движения и сила его формообразования.

В концепции Платона впервые развертывается представление о формообразующих качествах души. На первый план выступает проблема строения и формы тела и его движений.

11. Проблема общих понятий у Платона как основание идеализма в философии и психологии.

Исходной проблемой, поставленной Платоном на многие века, стала проблема общих понятий. Платон подчеркнул, что в мышлении чел-ка помимо образов конкретных предметов существуют и идеи, определяющие понимание общих качеств вещей. Общие понятия, составляющие важную основу нашего мышления, имеют явно не чувственное, не сенсуалистическое происхождение.

Источники мысленных образов были вынесены у Платона за пределы доступного восприятию мира и помещены в особый мир, кот. нах. именно за пределами восприятия. В некоторых рассуждения Платон этот «мир идей» за границы небесного свода. Занебесность платоновского мира идей была синонимом его недоступности.

Привычный для древней мифологии и философии логический прием выноса предполагаемых причин или источников жизни за пределы возможностей людей исследовать, эти причины широко распространен и в других концепциях.

Позже источником психики часто объявляют мозг чел-ка. Живой мозг – тоже мало доступная для практического исследования причина, якобы способная объяснить природу и строение психических явлений. Современные исследователи часто используют и другой прием выноса причины за пределы исследования. Причина событий выносится в сферу компетенции иной науки. Психологические процессы любят объяснять физиологическими механизмами, иногда наследственностью или влиянием общества. Социальные процессы, наоборот, часто объясняют психологией их участников. Во всех подобных случаях теоретик успокаивает себя тем, что передает проблему в сферу, недоступную его компетенции.

Душа как неуловимая субстанция обычно представлялась как конечная причина поступков чел-ка, т.к. она считалась субстанцией, она не требовала никаких естественных причин и для своего возникновения, и для своей организации. Она была как бы первопричиной, не требовавшей анализа механизмов своего возникновения. В Новом времени это непосредственно повлияло на судьбу психологии, взявшей на себя функцию рассуждений о душе. Психология уже не могла быть типичной наукой, исследующей мех-мы появления и организации души. Ведь психическая субстанция такая же первичная основа мира, как и материя, и так же как никто не берется за исследование мех-мов возникновения материи, так и психологи не должны были исследовать причины появления души. Психология могла быть только воображаемым и схоластическим рассуждением о природе неуловимой и недостижимой реальности, а не конкретным исследованием. И сегодня психологические тексты порой напоминают религию, мистику или философию, но не типичную науку.

Начиная с противостояния идей Платона и Демокрита, в течение многих столетий в философии и психологии развернулась дискуссия сенсуализма и рационализма. Сенсуализм выводил все содержание психики из ощущений. Рационалистическое мышление объяснялось внематериальными, внепредметными источниками.

Идеализм Платона как признание особого невидимого мира идей был результатом осознания реального факта отсутствия в наблюдаемых вещах источников общих понятий. Борьба сенсуализма, сводящего познание к ощущениям, и рационализма, признающего реальность невидимых источников мысли, не получила своего завершения и поныне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: