Духовно-материальная целостность природы в концепции брахманизма

В основе индийской философии лежит сумма древнейших текстов и их традиционных интерпретаций – веданта. Каждая из вед включает в себя несколько уровней. Первые из них – это мантры и брахманы. Мантры – это гимны, формулы и заклинания. Брахманы – более поздние тексты, содержащие ритуальные предписания и разъяснения некоторых мифологических сюжетов, представленных в мантрах. Следующие уровни – это араньяки и упанишады, где дается более подробное толкование положений веданты.

Основная логика этой философии выражена не в текстах, а в организации жизненного пути человека. Логика и суть представлений постигается их практическим освоением, реальным живым действием. Это культура фиксированных правил жизни и структурированных взаимоотношений между группами людей. Осн. содержание восточной культуры, ее смыслы и понятия фиксируются и передаются в организованном действии, в ежедневной дея-ти, в непосредственном общении с носителями культуры.

4 уровня организации ведических текстов соотносятся с 4-мя стадиями жизненного пути брахманов – представителей высших сословных групп индийского общества. 1-ая стадия: обучение, в период кот. молодой брахман заучивает мантры вед. 2-ая стадия: он вступает в брак и становится домохозяином; организует жизнь семьи, подчиняясь ритуальным предписаниям брахман (текстов). 3-я стадия: начинается после взросления детей и рождения первых внуков; брахман удаляется в лес и изучает араньяки. 4-я стадия: бывший ванапрастха (живущий в лесу) становится одиноко скитающимся аскетом, постигая в это время смысл упанишад. Тексты вед сопровождают брахмана всю жизнь, включаясь в ритуалы и обеспечивая сначала включение чел-ка в эту жизнь, а затем последовательный уход из нее.

Именно в логике включения чел-ка в жизнь и организованного из нее ухода разворачивается представления древних индусов о душе. Эти представления отличает глубокая слитность чел-ка и его жизни с общими циклами природных явлений. Успех, здоровье, семья или богатство – все это зависит от участия многочисленных богов.

Главным принципом раннего ведийского мировоззрения было обожествление природы как целого, равно объединяющего силы космоса и земли, богов и людей. Пантеон индийских богов сложен и принципиально недифференцирован. Число входящих в него богов неопределенно.

В ведийских представлениях нет четкой границы между богами и чел-ком. Образы самих богов слабо индивидуализированы и размыты так, что порой невозможно определить, идет ли речь об одном и том же боге, или о чем-то производном от него, или о группе сходных богов. Благодаря этому формируется представление о континууме живого, охватывающем как земные живые существа, так и полный богами космос. Боги – это функционально ориентированные силы.

Над всем миром, над всеми богами господствует закон, только в рамках кот. все могут совершать свои действия. Это рита – великий принцип порядка, преодолевающий хаос и беспорядок. Боги выступают стражами риты. Безличный космический принцип риты господствует над всем миром. В поддержке риты видится и главная цель людей.

В араньяках и упанишадах представлены два понятия, наиболее важные для понимания души в брахманизме: брахман – это опора вселенной, сакральная сила, распространяющаяся на весь мир, всемогущество мира и его первооснова; брахман является перед богами и демонстрирует им их бессилие и ничтожество перед его силой. Атман – сущность живого орг-ма; это тело чел-ка в его целостности и жизненной силе, все, что его порождает и поддерживает. В упанишадах неоднократно подтверждается единство и тождество Атмана и Брахмана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: