Теория абстрактных идей Дж. Локка

Все «идеи» возникают из впечатлений путём их соединения и комбинации. Общие идеи (или общие абстрактные понятия), образуются в результате процессов абстрагирования, отделения от простых «идей» сходных признаков и соединения их в новую идею. Т.о. абстрактные понятия получаются человеком не сверхчувстенным путём, они не заимствуются из сферы идеального духа. Сложная «идея» формируется как составной образ, в котором размываются индивидуальные признаки объектов. Локковские представления об абстракции и обобщении «идей» позволили научно объяснить природу общих понятий, что послужило широкому признанию этих представлений и на неск веков сделало их теоретической основой школьной дидактики. Эта теория воплотилась в «принцип наглядности» обучения.

В природе существуют лишь отдельные предметы, а общность явлений возникает лишь в сознании человека путём рефлексии. Локковское толкование абстракции открыло дорогу трактовкам содержания понятия как порождённого лишь силой сознания, которое строит понятия в соответствии со своей собственной природой.

Д. Юм и рождение идеалистического ассоцианизма.Англичанин (1711-1776), логически «доразвил» концепцию Локка. Положил в основу объяснения психики ньютоновскую механику и также устранил из картины психики всякую активность субъекта. Отказался от локковского представления о рефлексии как активной силе сознания, преобразующей «идеи», и всё объяснил с помощью самодвижения и ассоциации «идей». Если у Локка активность субъекта посылалась субъекту откуда-то извне, то у Юма её место заняли ассоциации – связи между «идеями». Ассоциации являются собственным механизмом сознания, не зависящим ни от мозга, ни от внешнего мира. Ассоциации в сознании сходны с физическими силами Ньютона. «Идеи» взаимодействуют между собой подобно материальным телам, их сложные комбинации не зависели от реальной связи внешних материальных объектов. Учение о причинности, по мнению Юма, – не более, чем продукт веры в то, что за одним впечатлением (признаваемым причиной) появится другое (принимаемое за следствие). На деле же это прочная ассоциация представлений, возникшая в опыте субъекта. Да и сам субъект – это всего лишь сменяющие друг друга связки или пучки впечатлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: