Теория рефлексов Декарта. Декарт и Павлов

Декарт выдвинул глубокую, весьма смелую для тех времен и по существу своему материалистическую мысль о том, что мозг является органом ответных реакций организма на воздействие многообразных факторов и событий окружающей среды, т.е. осуществляет отражательную деятельность. Это послужило основанием считать его родоначальником рефлекторной теории деятельности нервной системы. Заложил основы детерминистской концепции поведения и интроспективной концепции сознания. Первая получила наиболее последовательное воплощение в понимании рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение; в учении о "страстях души" как психических состояниях, испытываемых телесным органом души (каковым Декарт считал одну из желез головного мозга — эпифиз). Рефлексы и "страсти души", по Декарту, представляют телесную материальную субстанцию, подчиненную тем же законам, что и вся физическая природа. Наряду с рефлекторно возникающими эмоциональными состояниями, движущими "машиной тела" ("Страсти души", 1649), выделялись чисто духовные чувства и бестелесные волевые импульсы.

Декарт представляет растительно-животную душу в виде подвижного тонкого вещ-ва, в виде «животных духов», они малы и движутся оч быстро. Физич основа нервных процессов в виде огненной плазмы или движения электронов. «жив духи» движутся как газ по нервам, воздействуя на работу мышц (в мускулах есть отверстия, через кот они переходят). Эти Д. вводит фактически концепцию б\у и условных рефлексов, кот стала объяснит принципом физиологии мышл и поведения в 18-20 вв. Рефлекторный автоматизм Д. распространился на действия животных, а также на ощ-я и эмоции чел-ка. Д. обосновал этим наличие у животных ощ-ий, кот возникают по иной логике, чем разумные мыслит процессы. В опред смылсе такая т зр соотв и теологии, опиравшейся на Аристотеля.

Вдохновлённый логикой механики, стремился и в сфере эмоций увидеть конструкцию механич взаимодействия сил. Построил схему рефлекторного кольца, показывая как «интеллектуальная радость» от мыслящей души передаётся воображению, а затем, через шишковидную железу, воздействует на «Животные духи», которые движ по нервным трубкам и вызыв движения мускулов. Через кровь и нервы «жив духи» снова возбуждают в эпифизе движение, кот вызывает в душе радость жизни. Так же распростр страх или «интеллектуальная тревога».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: