Дарвин (1809-1882)

1. Возникла детская психология.

Вводит практику ведения дневников. Сам ведет дневник, описывающий развитие своего сына в “Биографическом очерке одного ребенка” (1877).

2. Истоки зоопсихологии, сравнительной психологии (и все что с этим связано)– также в трудах Дарвина. А именно:

· Предмет исследования – развитие психики у животных.→ В психологии возникла задача сравнения психики животных и человека→ сравнительная психология.

· Вписывает человека в общую картину развития в книге “О происхождении видов путем естественного отбора”. Человек произошел в процессе развития от низших животных форм. (биолог, что с него взятьJ).→ В психологии возникает задача определения движущих сил психического развития.

3. Учение об эмоциях.

“Выражение эмоций у животных и человека” Приписывает животным переживания человека (очеловечивание). Например, приписывал животным воображение, нравственные чувства. Не видит качественных различий между эмоциями человека и животных. Обосновывает общность выразительных движений у животных и человека. Пишет об их приспособительном смысле→ новый подход к изучению психики как средства адаптации к среде (Спенсер, вопрос № 25).

Эволюционная теория Дарвина в целом→ способствовала изменению понимания психики и задач психологии. Появилась новая модель анализа поведения в целом и его компонентов.

29. Психологическая система Вундта. Историческая роль Вундта в развитии психологии.

Вундт (1832-1920)

Немецкий физиолог, философ.

Система Вундта направлена на то, что есть в сознании. Структурализм (название дал Титченер) – учение о структуре сознания.

Программа психологии:

  1. изучение элементов, элементаризм.
    • ощущения как объективные
    • чувства как субъективные
  2. учение о связях этих элементов (ассоциации и апперцепции)
    • Восприятие и память – продукты ассоциативной работы.
    • Сама апперцепция проявляется в активности. Мышление, воображение и воля – продукты апперцепции.

Не надо изучать отдельные функции, надо изучать их основу.

  1. учение о законах душевной жизни, идея о психической причинности.

Выделял 4 закона:

    • творческого синтеза
    • гетерогонии целей
    • связующих отношений
    • психического контраста

Предмет психологии – сознание, непосредственный опыт. Опыт нельзя делить на внешний (объективный) и внутренний (субъективный), мы это делаем только в целях изучения, на самом деле он неделим.

Тогда предмет – взгляд на опыт с объективной стороны.

Душа НЕ является предметом психологии.

Раздвоение предмета психологии:

  • Ощущения – изучать при помощи эксперимента
  • Мышление – изучается через продукты человеческого духа.

Метод: Философия должна опираться на естественную науку.

Метод должен быть единым и для объективного, и для субъективного опыта (Ведь, как мы помним, опыт един).

  1. Нужно идти точным экспериментальным методом. Так он старался преодолеть ограничения интроспекции. Эксперимент – как вспомогательный метод по отношению к самонаблюдению, он нужен для организации.

Эксперимент предполагает:

  • Использование инструментария
  • Эксперимент должен быть объективным (никакого взаимодействия между испытуемым и экспериментатором!)

Схема: Организация условий (стимул)→ акт сознания, данный самонаблюдению.

Активность человека в схеме не учитывается! Человек понимается как реактивное существо, по аналогии с животным (оценка экспериментов Вундта со стороны Выготского)

Использовал по сути психофизиологические методы. (В 1864 году даже читал курс по физиологической психологии, вещал про элементарные психические явления, прежде всего ощущения. В 1974 – “Основы физиологической психологии”)

  1. НО: эксперимент подходит только для простейших психических явлений. ВПФ не поддаются эксперименту (Для них используется психология народов)

Психология народов – как метод познания законов развития психики.

Изучаются продукты культуры, метод реконструкции. Пытался увидеть в мифах, языке и обычаях то общее, что есть у разных народов в их духовных творениях.

Психическое – существует только в форме процесса! Даже простое ощущение имеет начало → протекание→ окончание. Сравнивает все с волей так как воля – это всегда процесс. По аналогии с ней надо рассматривать все психическое. Отсюда волюнтаристическая психология.

Историческая роль Вундта в развитии психологии.

Раскол единой науки (выделение психологии народов) - одна из причин открытого кризиса, разразившегося в психологии в начале второго десятилетия 20 века.

Наиболее исторически значимо:

Основатель первой лаборатории психологии (1879). Создал ее как центр мировой подготовки психологов.

Введение в психологию эксперимента.

Основание специального журнала “Психологические исследования” – первый собственно психологический журнал.

30. Психология акта Ф. Брентано.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: