Эволюционный ассоцианизм – сближение психологии с учением о биологической эволюции. Социальная эволюция – часть эволюции вообще.
Общий закон эволюции: развитие идет от рассеянного к сплоченному (интеграция), от однородного к разнородному (дифференциация), от неопределенного к определенному (индивидуальному).
Психика – жизненное проявление для приспособления организма к среде. Ее можно понять, только анализируя ее развитие. Ассоциация – закон, который лежит в основе психического развития. Внешние отношения и связи производят внутренние. Они образуются в опыте (к индивидуальному опыту присоединяется наследственный или врожденные инстинкты– это привело Спенсера к расизму).
Первичная единица психики – ощущение. Оно развивалось из раздражительности. Простейшее ощущение – есть чувствование. Это на субъективном уровне.
СУБЪЕКТИВНО: ОБЪЕКТИВНО:
РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ ВНЕШНЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ
ОЩУЩУНИЕ
ЧУВСТВОВАНИЕ ====== НЕРВНЫЙ ИМПУЛЬС
Интеллект, воля и др. возникают в процессе приспособления из низших форм психической деятельности.
|
|
Схема:
Рефлекс→ инстинкт→ память→ разум→ чувства→ воля
Психология:
- Объективная – психические явления животных и человека, которые обнаруживаются в действиях. Метод – внешнее наблюдение
- Субъективная – занимается состояниями сознания посредством внешнего наблюдения.
Развитие ассоциативной психологии:
- первая треть века – расцвет системы. Психика сводится к принципу ассоциации.
- Кризис – новые принципы работы духа.
- Эволюционный ассоцианизм Спенсера.
- Несостоятельность ассоцианизма→ открытый кризис→ бихевиоризм, психоанализ и др.
- Ассоциативная психология + экспериментальный метод
26. Психология Гербарта.
Иоганн Герберт (1776-1841) – основоположник немецкой эмпирической психологии.
Психологические сочинения: «Учебник психологии» (1816), «О психологии как науке, вновь опирающейся на опыт, метафизику и математику» (1824 – 1825).
Оппозиционировал теории способностей Вольфа. С его точки зрения неверно разделять всю душевную деятельность на самостоятельные функции. Душевная жизнь целостна.
Гербарт – сторонник ассоциативной психологии, которую, как он считает, необходимо строить на опыте, предмет психологии – факты, явления сознания. Это у него от Локка...
Факты сознания = состояния сознания – исходный пункт любого эксперимента. Методы: самонаблюдение, наблюдение за другими людьми, анализ продуктов деятельности. Только математика дает точность определениям и делает возможной их проверку → надо применять математику, иначе психология – не наука!
|
|
Представления – это сложные образы восприятия, которые возникают под влиянием внешних объектов. Они имеют качественные особенности и количественные характеристики. Количественная характеристика представления – это его сила, показатель силы – ясность. В сознании представления борются за место в центре сознания.
2 части психологии:
1. Статика духа: Предмет – данные, полученные в результате измерения представлений (душевная жизнь) в период покоя. Развивается учение о представлениях, Устанавливаются различные типы связей между ними, описываются пороги и области сознания. Сознание – «некоторая сцена, на которой теснятся представления». В сознании выделяется 3 области – центр сознания = ясное сознание (самые ясные, интенсивные представления), сознание и бессознательное (слабые по интенсивности представления). Границы, отделяющие одну область от другой – пороги. Граница между центром сознания и сознанием – граница ясного сознания, а граница между сознанием и бессознательным – граница сознания.Типы связей:
§ Противоположности (борьба между представлениями) – одно представление в итоге вытесняет другое;
§ Слияние – соединение представлений, при котором теряются характеристики их по отдельности;
§ Компликация – соединение представлений, при котором данные отдельных ощущений соединяются в новое образование, не теряя своих качеств.
2. Динамика духа: Предмет – выяснение условий движения представлений в сознании. От чего зависит проникновение представления в центр сознанияия:
o От собственной силы впечатления (не сводится к физическим параметрам, зависит от значимости стимула для субъекта);
o Отсутствие препятствий на пути к ясному сознанию;
o Главное условие – поддержка прошлого опыта.
Прошлый опыт, набор представлений – апперцепирующая масса. Процесс слияния представлений с прошлым – апперцепция (так понимал эти понятия сам Иоганн Гербарт)
Иоганн выделял в сознании еще чувства и волю (продукты отношений между представлениями). Неудовольствие – результат стеснения представлений, устранение стеснения – удовольствие. Стремление проистекает из стеснения и оканчивается освобождением представления – воля.
«+»: рассматривает душевную жизнь целостно
«–»: нет субъекта, нет Я
утеряна специфика чувств и воли – все сводится к представлениям.
27. Естественно-научные предпосылки превращения психологии в самостоятельную науку.
В XIX в. поменялись приоритеты: перевернулось соотношение философии и естествознания. Если раньше всем заправляла философия (давала метод, формировала мировоззрение), то в позапрошлом столетии, в связи с важнейшими открытиями в математике, физике, химии, биологии и медицине, на сцену вышло естествознание.
Влияние естествознания на психологию.
I. Психология заимствовала их естествознания методы исследования и, прежде всего, эксперимент. Вспомним экспериментальные модели Вундта, его аппаратуру и лаборатории.
II. Внутри естествознания были накоплены собственно психологические факты и некоторые частные теории.
Имели значение следующие открытия в области физиологии органов чувств:
1) Идея обратной связи и мышечной афферентации Мажанди и Белла.
2) Закон специфических энергий органов чувств (Мюллер) – обобщение, направленное на обобщение фактов, которые раньше не поддавались – глазом мы видим не только окружающую действительность, но и искры, если нам сильно дать по этому глазу. Т.е. получается, что орган чувств реагирует на каждое внешнее воздействие, а не только на адекватное. Этот закон долго разделялся естественниками, ровно до введения эволюционного принципа.
3) Томас Юнг: трехкомпонентная теория светового зрения.
4) Вебер изучал осязание, показал возможность объективного измерения в психологии.
|
|
5) Гельмгольц описал и исследовал органы зрения и слуха и вывел свою теорию бессознательных умозаключений.
Психофизика и психометрия. 1860 г. – Фехнер поставил проблему соотношения, что важно, количественного, психического и физического и превратил в реальность мечту еще 17 века (Вольф мечтал) – измерение соотношения физического и психического. Появилось 3 классических фехноровских метода + его логарифмический закон. Тогда психофизика была отдельной областью знания, независимо от психологии, которой не было. А сейчас, на радость всем, она так гармонично входит в психологию (лирический комментарий лектора).
Значение психофизики: измерение эксперимент, при чем в лабораторной форме!!!
1869 г. – Дондерс (офтальмолог) – психометрию создал, предметом которой было время протекания психических процессов (астрономы помогли). Затем Экснер ввел понятие «время реакций». Затем Карл Людвиг: значение субъективного фактора, а не только объективного в этом процессе опознания объекта. Людвиг объяснял это «установкой»: если испытуемый нацелен на быстрое реагирование, то время его реакции сокращается. А если наоборот – то наоборот.
Анатомия и физиология головного мозга. Изучение мозговых дисфункций (медицина). Что касается этого направления, то еще даже до выделения психологии в отдельную науку, в анатомии, физиологии и медицине (неврологии и психиатрии) велись дискуссии о проблеме локализации психических функций в мозге. Это проблема возникла в связи с открытиями Брока, Вернике и др. Позднее, уже в ХХ в. полемика нижеозначенных направлений приведет к созданию таких отраслей психологии как психофизиология и нейропсихология.
Взгляды на локализацию функций в мозге:
1. Локализационизм. Галль, Брока, Вернике, Клейст и др.
2. Эквипотенциализм. Флуранс, Лешли.
3. Эклектические концепции – низшие функции жестко локализованы в моторной коре, а ВПФ – весь мозг, и их нарушения зависят от масс-эффекта (Гольдштейн).
Выход из порочного круга – Джексон (уровневое строение психических функций). На основе джексоновского учения, современных данных нейроанатомии и нейрофизиологии, а также на базе культурно-исторической психологии Выготского, в 1930-60 гг. А.Р. Лурия создает ТСДЛ ВПФ! [ все встали ]
|
|
Развитие медицины (неврологи и психиатрии). Работы Шарко, Жане, Рибо (Франция). Изучение гипноза (Месмер).
III. Эволюционные идеи Сненсера и теория эволюции Дарвина способствовали изменению понимания психики и задач психологии.
Дарвин – см. вопрос № 28.
Реакция на антопоморфизм:
- «Закон Ллойда Моргана»: не приписывать животному высшие психические способности, если его поведение можно объяснить механизмами более низкого психического уровня.
- Механицизм (прям как у Декарта): Фабр, теория тропизмов Лёба и др.
Э. Торндайк. Ввел методы проблемного ящика и лабиринта, его исследования – первй шаг к объективному экспериментальному изучению поведения животных. Животные могут решать задачи исключительно путем проб и ошибок. Сформулировал законы научения:
ü Закон эффекта: закрепляется та из реакций, которая сопровождается удовлетворением от награды.
ü Закон упражнения: реакция на ситуацию закрепляется пропорционально частоте, силе длительности повторения.
ü Закон готовности: упражнения изменяют готовность синапсов к проведению нервных импульсов и способствуют более легкому усвоению связи, проторению новых путей.
ü Закон сдвига.
Другие исследователи – В. Смол, Р. Йеркс, В. Келер.
Этология: Лоренц, Тимберген, Фриш.
Под влиянием Дарвина возникла как отдельная отрасль – детская психология. Дарвин: «Биографический очерк одного ребенка». Теория рекапитуляции Ст. Холла; теория ковергенции двух факторов В. Штерна.
Под влиянием теории Дарвина начались исследования первобытных народов. Школы:
- Школа Тейлора: первобытный анимизм.
- ?????
28. Значение теории эволюции Дарвина для психологии.