У.Джемс (1842-1910)

ПРОТИВ:

  1. 1904 год – статья “Существует ли сознание”

Против представления о сознании как об особой субстанции. Есть мир и наше восприятие его. Мир сознается нами. Сознание существует как функция адаптации к окружающему миру.

  1. Против псих. анатомистики, против Фехнера. Нет единицы для измерения душевной жизни.
  2. “Многообразие религиозного опыта”. Против интеллектуализма, рационализма в психологии. Жизнь не рациональна, в ней есть религиозный опыт. Поэтому жизнь еще и эмоциональна.

→ расширяет понятие опыта (религиозный опыт).

Психология – наука, которая занимается описанием и истолкованием состояний сознания.

Психология должна изучать все проявления душевной деятельности, как полезные, так и вредные.

В целом Джемс пессимистически оценивал состояние психологии.

Теория психического автоматизма (как разновидность теории психофизического параллелизма).

Психика неразрывно связанна с телом. Все душевные явления сопровождаются телесными процессами. Все психические процессы являются функцией мозговой деятельности, изменяясь параллельно ей. Процессы в мозговых полушариях – непосредственное условие, определяющее состояния сознания.

Сознание может быть единым, несмотря на наличность многих объектов познания сразу и на зависимость от одновременной деятельности многочисленных органов.

  • Чем больше объектов составляет предмет нашего внимания, тем меньше мы подмечаем подробностей (закон относительности).
  • Сознание непрерывно, это поток последовательности ощущений. Ни одно состояние сознания не может снова возникнуть и буквально повториться. Перемены в качественном содержании сознания никогда не происходят резко.
  • Сознание отличается селективностью, избирательностью. Одни объекты оно воспринимает охотно, а другие отвергает.

Привычка – образование в мозгу нового пути разряда, по которому приносящие нервные токи стремятся всегда впоследствии уходить.

Значение привычки:

  1. упрощает наши действия, уменьшает усталость
  2. уменьшает сознательное внимание
  3. целесообразные действия становятся непроизвольными

Влияние на функционализм:

“Различные виды наших чувств и способы мышлений достигли теперешнего состояния в силу своей полезности для регулирования наших воздействий на внешний мир” – эта фраза Джемса дала начало функционализму.

Джемс отрицал сознание как сущность, но писал о функции сознания – познании. В силу этого говорил о необходимости сознания.

33. Функционализм. Значение функционализма для становления прикладной психологии.

Функционализм возник в Америке в связи с прагматической направленностью американского сообщества. У истоков функционализма стоит психология У. Джемса (см. вопрос 32).

Это направление наиболее ярко представлено Чикагской школой (Дж. Дьюи, Дж.Р. Энджелл, А.У. Мур, Дж.Г. Кэрр и др.). все началось со статьи Дж. Дьюи «Понятие рефлекторной дуги в психологии»: статья против атомизма в понимании рефлекторного акта – стимул и ответная реакция не существуют как отдельные, они находятся внутри координации и соответствуют разным ее фазам. Стимул представляет условия, необходимые для достижения успешного результата. Реакция относится к фазе, которая дает возможность достигнуть соответствии этим условиям.

Таким образом, рефлекс – акт полезной координации со средой, начинающийся условий, в которой попадает организм, и заканчивающийся движением, которое приспосабливает человека к этим условиям.

Социальная почва функционализма – прагматизм: практическая ценность идей – главное их свойство.

Основные установки функциональной психологии были раскрыты Энджеллом в «Области функциональной психологии»:

  1. Психология должна изучать не ЧТО в сознании (элементы), а КАК работает сознание (операции)
  2. Психология должна раскрыть психику как функцию, как полезное приспособление к среде.
  3. Необходимо рассмотреть организм как единство тела и души.

Функциональная психология оказалась полезной в практике и для развития других психологических отраслей: педагогической, промышленной и др. Она оказала влияние на идеи Э.Клапареда, У.МакДоуголла, А.Ф. Лазурского и Н.Н.Ланге.

Однако функциональная психология распалась:

- требования рассматривать психику с ее функциональной стороны не открывает нового ее понимания.

- не определено понятие «функция» - одни понимали его как психические акты (видение, слышание и пр.), другие – как функцию функций (физиологическое понимание: дыхание как функция снабжения организма кислородом).

34. Метод интроспекции в историческом освещении (Вундт, Титченер, вюрцбургская школа)

Декарт, как родоначальник дуализма ввел метод интроспекции для изучения сознания и объективный метод для объяснения остального физического мира. Разумной душой, по Декарту обладает только человек, а животные действуют благодаря рефлексам (понимание рефлекса механистическое).

Сознание казалось очевидным, основой бытия (cogito ergo sum).

Джемс: интроспекция - смотрение в собственную душу и отчет о том, что там открывается. Наличие состояний сознания не подвергается сомнению, как и возможность подобного рода познания.

Интроспекция является главным методом психологии сознания.

Ранние эмпиристы (в т.ч. Локк): рефлексия и ощущения не могут вводить в заблуждение.

Вундт: интроспекция является непосредственным опытом => она не может "обманывать".

Т.о. интроспекционаистами признается непосредственная доступность содержаний сознания субъекту.

Конт возражает: интроспекция - работа души, значит она будет всегда находить душу, занимающейся интроспекцией.

Классическая интроспекция

Возникла из исследований Вундта и заключается в строгой формализации процесса самонаблюдения. Интроспеция не равно внутреннее восприятие, которое не является научным методом. Необходима тренировка испытуемых.

Вундт, Титченер, Мюллер, Кюльпе до отъезда в Лейпциг.

Экспериментально исследовать с помощью интроспекции можно только элементарные психические процессы (восприятие, память). Мышление изучать т.о. нельзя.

Описание сознания обнаруживает комплексы из сенсорных элементов. Задача - выделение психологических атомов:

- ощущения

- простые чувства

- образы

Из них складываются представления.

Кюльпе позже разделит атом Вундта на 4 свойства: качеств, интенсивность, протяженность, длительность.

По Титченеру интроспекция - общая сумма человеческого опыта, рассматриваемого в зависимости от переживающего субъекта. Физика при этом определяется как сумма человеческого опыта, рассматриваемого объективно вне зависимости от переживающего субъекта. Т.о. различие между физикой и психологией в точках зрения на изучаемый предмет.

Титченер накладывал самые строгие правила на интроспекцию. Необходимо исключить значения из всех описаний сознания, ткак они являются только предположениями. Но реально предположения не исключались, т.к. испытуемый описывал состояние сознания длившего около секунды минут 20 => строил предположения о нем на основе памяти.

Данные интроспекции невозможно подвергнуть проверке.

Систематическая интроспекция

Развивалась в вюрцбургской школе. Возникла вследствие необходимости экспериментального изучения мышления, которое отрицалось в классической интроспекции.

Так мышление является процессом, разворачивающимся во времени, для исключения интерпретаций и заключений он дробится на определенные промежутки, в которых испытуемый дает отчет. Ах разработал эту процедуру и назвал систематической интроспекцией.

При этом содержания сознания испытуемые не могли описать на языке ощущений и образов. Эти смутные содержания сознания Ах назвал сознанностями. Так открыто безОбразное мышление. Выявлено, что мышление направляется бессознательным принципом, детерминирующей тенденцией, задаваемой задачей или инструкцией.

Титченер: "безОбразные" мысли - суть смутные паттерны ощущений и образов и отчасти значения и суждения, которые должны быть исключены из психологии.

Феноменологическое описание *

Возникло в связи с открытием Вертгеймера кажущегося движения, которое не нуждается в сложном описании через элементы сознания или умственные процессы. Достаточна его идентификация и изучение условий возникновения. Необходимо использовать данные прямого опыта, как они есть, феноменологически.

35. Экспериментальные исследовании памяти в шкале Г. Эббингауза.

Герман Эббингауз (1850-1909) – немецкий психолог, занимавшийся исследованиями памяти в рамках ассоциативного подхода. Его классическое исследование «О памяти» было опубликовано в 1885 году, которое было посвящено изучению запоминания и забывания на материале бессмысленных слогов.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ:

Память: наша душа расширяет и обогащает всегда то, что ей непосредственно дано, на основе своих прежних переживаний. При помощи представлений она постоянно восстанавливает те более обширные связи и более значимые единства, в которых она некогда переживала то, что в настоящий момент дано ей частями и полно пробелов. Общая способность души к этой работе и называется памятью.

Воспроизведение (воспоминание): процесс возрождения пережитых некогда содержаний сознания в виде представлений. Воспроизведение душевных образований, пережитых некогда вместе, объясняется тем, что эти образование вступили в тесную связь между собой и настолько между собой внутренне связаны, что одно из них всегда за собой влечет другое. Эта мысленная связь и называется ассоциацией. Ассоциация обозначает вспомогательную внутреннюю причину воспроизведения.

Общий закон ассоциации. Если какие-нибудь душевные образования когда-нибудь заполняли сознание одновременно или в близкой последовательности, то впоследствии повторение одних членов этого прежнего переживания взывает представления и остальных членов, хотя бы первоначальные причины их и отсутствовали.

Виды ассоциативных связей:

§ по сходству

§ по контрасту

§ по пространственному сосуществованию

§ по временной связи

Выделяет несколько методов изучения ассоциативных процессов:

(классификация взята по статье Г. Эббингауза «Смена Душевных Образований» 1912)

o метод воспроизведения запомненных элементов: по сути испытуемому просто дается начальная ассоциация и затем наблюдают как в динамике развертывается ассоциативный процесс. Подобный эксперимент целесообразно проводить в разных условиях.

o метод запоминаемых членов: вызывают у человека одновременно несколько впечатлений в непосредственной последовательности, по истечению времени просят указать, какие из них он в состоянии воспроизвести в первоначальном или любом порядке

o метод заучивания: многократно запечатлевают в памяти ряд элементов до тех пор, пока не наступит воспроизведение без ошибки.

o метод угадывания: перед человеком несколько раз воспроизводят элементы, подлежащие ассоциации, и затем через некоторое время воспроизводят перед ним только некоторые отдельные элементы из запечатленного раньше ряда с требованием указать всякий раз следующий за ним элемент.

o метод поправок: заставляют человека воспроизводить запечатленный ранее до известной степени ряд, помогают ему в тех местах, где он останавливается или получаются ошибки, подсказывая ему правильный вариант – этим методом определяется существующее в данный момент состояние неполно ассоциированных рядов.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: