II. Эго-психология (А. Фрейд; Д. Раппапорт; Э. Эриксон)

Представители данного направления выступают против догматического взгляда, согласно которому психоанализ должен ограничиваться только бессознательным. В центре внимания – исследование проблемы «Эго», и сознательных механизмов личности.

Анна Фрейд ( 1895-1982)

А. Фрейд всегда была верна учению своего отца, однако выступила с собственной концепцией, которая получила название «психологии Эго». Это напрвление ставит задачей исследовать содержание и происхождение «эго» как автономного независимого от «Оно» образования, его функции, главной из которых является адаптация к внешнему миру.

Анна Фрейд сделала значительный вклад в психоанализ. Во-первых, она систематизировала и уточнила теорию функционирования Эго, особенно его защитных механизмов, а также инстинктивных побуждений, значительно прояснив роль агрессии. Во-вторых, Анна Фрейд нашла способы психоаналитического лечения детей, раскрывающие их внутреннюю эмоциональную и интеллектуальную жизнь. В-третьих, разработала методы применения психоаналитической теории для помощи детям и родителям. В 1947 Анна Фрейд основала в Лондоне Хэмпстедскую клинику – крупнейший в мире детский психоаналитический лечебный и учебный центр.

Работы:

Введение в психоанализ для педагогов(1926)

Эго и механизмы защиты(1936)

Психоаналитическое лечение детей(1946)

Нормальное и патологическое в детстве: оценка развития (1965)

По ту сторону главных интересов ребенка (1973)

Эрик Эриксон (1902-1994)

Для Эриксона наибольшее значение имело эго и его адаптивные способности в связи с проблемой развития индивидуума. Однако из этого не следует, что в этой теории он пренебрег биологическими и социальными факторами. По сути Эриксон настаивал на том, что любой психологический феном может быть понят в контексте согласованного взаимодействия биологических, поведенческих, эмперических и социальных факторов. К другим особенностям теоретической ориентации относятся следующие:

1)акцент на изменениях, происходящих в процессе развития на протяжении всей жизни человека;

2)упор на «нормальном», или «здоровом», а не на патологическом;

3)особое значение, придаваемое им достижению чувства идентичности;

4)попытки сочетать клинические наблюдения с изучением культурных и исторических факторов в объяснении структуры личности.

Эриксон решительно отошел от классического психоанализа по четырем важным пунктам:

§ Сдвиг акцента на эго (эго составляет основу поведения и функционирования человека; эго автономная структура личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация, параллельно с этим идет развитие ид и инстинктов)

§ Взаимоотношения с родителями и культурным контекстом (если Фрейда интересовало влияние родителей на становление личности, то Эриксон подчеркивает исторические условия, в которых формируется эго у ребенка, а также влияние сверстников и социального окружения на развитие личности ребенка)

§ Теория эго охватывает все жизненное пространство индивидуума (8 стадий развития личности: от младенчества до зрелости и старости)

§ Взгляд на природу психосексуальных конфликтов (целью Фрейда было было раскрытие сущности влияния на целовека неосозноваемой психической жизни, Эриксон наоборот видел свою задачу в том, чтобы привлечь внимание к способности человека преодолевать жизненные трудности психосоциального характера)

Фрейдовскому фаталистическому утверждению о том, что люди обречены на социальное угасание, если отдадутся своим инстинктивным стремлениям, противостоит оптимистическое положение о том, то каждый личный и социальный кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному росту и преодолению жизненных препятствий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: