Представления Аристотеля о познавательных и движущих способностях души

Познавательные способности ведут свое начало от чувственного восприятия. Ощущение вызывается воздействием извне. Ощущение уподобляется воспринимаемому объекту через посредство пяти внешних чувств. Органы чувств обладают ощущающей способностью в потенции. Уподобление, как и разумное познание, предполагает по Аристотелю активность познающего субъекта. Осязание (его орган – душа) является главнейшим ощущением. необходимым для жизни. остальные ощущения нужны для удовольствия. Кроме того, Аристотель выделял еще общее чувство. отвечающее за восприятие общих качеств, осознание чувств и ставнение. объединение ощущений в образ предмета. Органом общего чувства является сама душа. Ощущение обладает непосредственной истинностью. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Различаются три вида памяти: низшая – сохраняющая полученные ощущения в виде представлений, копий предметов, она свойственна всем животным; собственно память – образ в соединении с временной характеристикой, она присуща только животным, обладающим способностью восприятия времени; высшая память – процесс воспоминания, в котором участвует суждение. Воспоминание происходит путем установления каких-либо отношений настоящего с искомым прошлым. По существу речь идет о механизме ассоциаций. Из воспоминаний складывается опыт, из опытности берут начало искусства и наука. Еще одна познавательная способность – воображение как образование представления. Представление – это энергия чувственного органа без соответствующего воздействия извне, обобщенные ощущения. Аристотель считал. что животным и людям в ситуациях отказа разума воображение заменяет мышление. Мышление характеризуется составлением суждений, протекает в понятиях, постигает общее. Так как постигнуть чувствами общее невозможно. Органом мышления является нус – часть души, свойственная только человеку и не привязанная ни к какому внутреннему органу. Он различал низшее и высшее мышление. Низшее мышление – это мнение или предположение; оно не исследует и не утверждает, не отвечает на вопрос “почему?”. Высшее мышление познает основы вещей, высшие принципы науки. Существует три вида высшего мышления: 1) рассуждающее, логическое; 2)интуитивное – умение находить посылки; 3)мудрость, наивысший тип; В зависимости от того, на что напрвлено мышление, Аристотель различал ум теоретический и практический Первый направлен на сущее. второе – на деятельность. Познавательные способности не существуют отдельно друг от друга и все берут начало от ощущения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: