Психологические аспекты учения о душе в философии Платона

Период высокой классики (V-IV вв. до н.э.)

Платон (427-347 гг. до н.э.)

Был из богатой аристократической семьи. Его мать была родственницей Солона. Отец царского происхождения. Платон получил блестящее воспитание и образование. Он писал стихи, играл на музыкальных инструментах, был прекрасно телесно развит.

Для Платона всё шло хорошо, пока он не примкнул к ученикам Сократа. Знакомство с Сократом изменило его представление о том, чем он хочет заниматься. Во всех своих диалогах он оставил восторженное отношение к своему учителю. Учеником Сократа он был с 407 по 399 гг. до н.э. (последние 8 лет жизни Сократа).

Тот факт, что афиняне не поняли Сократа и осудили его на казнь, буквально ошеломил Платона. Он сделал вывод, что не может быть хорошим и справедливым общество, казнившее Сократа, не увидев его мудрости и доброты. Раз этот мир несправедлив, должен существовать иной, справедливый мир. Именно поэтому он сделал предположение о существовании идеального мира. В своих исканиях он прокладывал мост между этими двумя мирами. Этот мост он видел в учении об идеях, учении об Эросе как стремлении познать эти идеи во всей их полноте и красоте. Другим таким мостом между реальным и идеальным миром он видел идеальное государство. Платон предпринял три попытки реализации своих идей об идеальном государстве, но они не увенчались успехом. В конце жизни он пришёл к пессимистическим мыслям.

Платон создал новое учение объективного идеализма. Существование особого мира – мира идей. К тому времени уже сложились предпосылки для создания объективного идеализма. Платон утверждал особе существование идеальных объектов. Платон мистифицирует мир идей, выделяя их в самостоятельную, божественную по своему происхождению реальность. Понять Платона можно только через понимание сущности идеального.

По мнению историков, ключ к пониманию идей в том, что человеческая коллективная деятельность на определённом этапе привела к особой теоретической деятельности, продуктом которой стали идеи как особые образования.

В объективном идеализме Платона выделяется три вида бытия:

· Мир идей (подлинное бытие)

Идеи – это нечто постоянное, неизменное, бессмертное.

· материя (то, что может стать всем, и не является чем-то определённым)

В материи ничего нет, но из неё можно сделать что угодно, соединив с соответствующей идеей.

· мир конкретных вещей, представляющих собой соединение идей с материей

Мир идей первичен. Соотношение идей и вещей таково, что вещи – это отражения идей. Идеи умопостигаемые сущности, т.е. открываются только уму. А вещи познаются с помощью органов чувств. Идеи образуют целостную систему, имеют иерархию. На вершине находится идея блага, состоящая из идей истины, красоты и добра (справедливости) (см. диалог Филеб).

После смерти Сократа, при которой он не присутствовал, Платон отправляется в путешествие. Он отправляется в северную Африку (Кирена), где учится у математика Филона. Посетил Сицилию, где пытался реализовать проект идеального государства. С 387 году до н.э. Платон возвращается в Грецию, где создаёт свою Академию.

Как такового определения души у Платона нет, но есть образные уподобления. Но у него есть учение о душе. Оно двоякое – учение о мировой душе и об индивидуальной душе. Мировая душа создана Демиургом, она является душой Космоса. Источником движения и всего порядка в Космосе является мировая душа, она бессмертна. Индивидуальная душа – это душа каждого конкретного человека. Она вселяется в человека при рождении, она есть некоторая частица мировой души. Поэтому каждый человек причастен к мировой душе. Душа является источником жизненных движений. Всё одушевлённое имеет душу. В остальной природе источник движения лежит вне сущностей.

Платон в диалоге «Федр» уподобляет душу упряжке с конями, управляемой возничим. В «Государстве» Платон уподобляет душу пастуху с собакой. Также там Платон сравнивает душу с сословиями в государстве (правители, стражи, ремесленники), душа состоит из трёх начал (единая душа в трёх своих проявлениях). Также существует уподобление открытой книге с письменами.

Три начала души («Государство»):

· разумное (высшее, но наименьшее)

· аффективно-волевое (среднее)

· вожделеющее (низшее, но наибольшее)

В идеале всё должно подчиняться разумному началу.

Добродетели частей души

· Вожделеющая часть – умеренность

· Волевая часть – мужество

· Разумная часть – мудрость

Добродетель всей души – справедливость.

Доказательство существования трёх частей души. Им присущи разные побуждения, а одна вещь не может желать противоположного.

Есть мировая душа. Есть индивидуальные души. Индивидуальная душа содержится в голове и это разумная душа. Но есть в человеке и душа вожделеющая, содержащаяся в брюшной полости, и душа страстная.

Платон доказывает бессмертие души в диалоге Федон:

· Всё возникает из противоположностей – смерть из жизни и жизнь из смерти.

· Есть анамнезис, значит, душа что-то помнит и она бессмертна.

· Идея о переселении душ (метемпсихоза). Когда тело умирает, душа имеет возможность вселиться в другое тело.

· Душа подобна идеям, а идеи бессмертны.

· Душа – это идея жизни, а жизнь не умирает со смертью.

· Всё самодвижущееся бессмертно. А душа самодвижущаяся.

Четыре аргумента ("Федон"):

· Первое доказательство бессмертия души получило название «циклического», поскольку основано на понятии взаимной обусловленности любых противоположностей. Раз живое происходит из мёртвого, а умереть может только живое, то этот факт может служить аргументом в пользу перевоплощения душ.

· Второй аргумент в пользу бессмертия души основан на учении о знании как припоминании. Душа не могла бы получить знание о бессмертных и вечных сущностях, если бы сама не была бессмертной и вечной.

· Третий аргумент связан уже с доказательством разнородности души и тела. В диалоге постулируется наличие двух видов сущего. К первому относится всё зримое и разложимое, ко второму –безвидное, то есть, недоступное чувствам, и неразложимое. Как очевидно, тело это то, что зримо и постоянно изменяется. Следовательно, тело – сложно по природе, и в нём нет ничего простого и неразложимого. Именно поэтому тело и смертно. А душа безвидна и влечётся к познанию вещей вечных и неизменных.

· Возражение против второго контраргумента представляет собой самостоятельное, четвёртое доказательство бессмертия души. В нём дается более сложное учение о противоположностях. Противоположности исключают друг друга. Так, если число чётное, то оно не может быть нечётным, а если нечто справедливо, то оно не может быть несправедливым.

· Если дать определение души, то она есть подлинная причина существования тела. Такая причина называется Платоном эйдосом (идеей). Подобно тому, как нельзя вывести из строения тела Сократа тот факт, что ныне он находится в заключении, приговорённый к смертной казни, так и во всяком ином случае сама телесность не может считаться причиной существования человека.

Соотношение души и тела

Их природа противоположна. Душа высшее начало, тело подчинено. Но Платон постоянно подчёркивает, что живое существо – это сопряжение души и тела. Должна быть гармония между ними, они должны соответствовать друг другу.

Судьба души после смерти

В диалогах «Федр» и «Федон» высказываются идеи о бессмертии души. В «Тимейе» сказано, что низшая часть души обслуживает тело. Поэтому бессмертной является только разумная часть души, а низшая и средняя части смертны.

Проблемы познания

Познание разнообразно. Идеи понимаются с помощью разума. Математические объекты схватываются с помощью рассудка. Отдельные чувственные вещи познаются с помощью мнения в таких процессах как ощущение, воображение.

У Платона мы встречаем намёки на ассоциации идей (по смежности, по сходству).

Постижению идей мешает чувственность в форме образов. А вот при работе с математическими объектами необходима опора на чувственность. Рассудок ниже разума, т.к. он не может обойтись без чувственности.

Платон говорит о познании как о процессе припоминания. Согласно Платону, человеческая душа часть мировой души, пребывающей в мире идей. Мировая душа познала все идеи. Вселившись в человека, душа забывает всё, что она знала. Ощущения и образы – не источник знания, а повод для оживления идеального знания, которое уже содержится в душе.

Проблемы творчества и искусства

Есть искусство как профессиональное исполнение (исполнение стихов Гомера, игра на музыкальном инструменте). Это ремесло, требующее выучки. Платон невысоко оценивает такое искусство.

Творческий акт – создание какого-то произведения. Платон считает, что настоящее искусство невозможно объяснить, обращаясь к описанным им процессам познания. Творчество – продукт особого вдохновения, неистовство, безумие («Федр»). Такое неистовство свойственно прорицательницам. Платон сравнивает неистовство художника с состоянием безумного.

Эрос – страсть, любовь. Это особое влечение к прекрасному. Душа, спустившаяся в человеческое тело, томится по миру идей. Это влечение и есть Эрос.

Четыре степени Эроса («Федр», «Пир», «Ион»):

1. Любовь к телу, желание бессмертия

2. Любовь к душе, страсть распространяется на творчество, воплощается в художественных творениях человека

3. Любовь к знаниям, воплощается в продуктах научного творчества

4. Любовь к прекрасному (к идее прекрасного)

Соотношение чувств и разума («Филеб»). Юноша Филеб выбирает жизнь в соответствии с удовольствием. Сократ предлагает выяснить, что такое удовольствие. Чувство – это показатель гармонии (или её нарушения) в организме. Гармония – это цель жизни. Но не бывает страдания без удовольствия и удовольствия без страдания. Существуют различные виды удовольствий: удовольствия тела и души; удовольствия разных начал души. Удовольствия различаются на высшие и низшие. По отношению к низшим удовольствиям нужна мера. Нельзя позволять им порабощать человека. Нельзя считать предпочтительной ни жизнь в соответствии с разумом, ни жизнь в соответствии с удовольствием. Нужно стремиться к смешанной жизни, содержащей как то, так и другое.

Вопрос воспитания

Можно ли научиться добродетели? Является ли добродетель врождённым даром?

У хороших родителей могут вырасти плохие дети. И у плохих родителей могут вырасти хорошие дети. Воспитание – самое необходимое для работы с человеком. В «Государстве» (преимущественно во II главе) Платон говорит о формировании души ребёнка. Воспитание по Платону – это то, что ведёт человека к добродетельному поведению, к тому, чтобы он стал совершенным гражданином. Помимо воспитания есть вскармливание, которое не ведёт к добродетели.

Платон впервые даёт возрастную периодизацию воспитания. Оно начинается с рождения. Воспитание должно пройти через ряд возрастных периодов. Оно длится до 50 лет. Важнейшие силы воспитания – подражание, искусство.

Учение о чувствах

Удовольствие, страдание и отсутствие того и другого рассматриваются как три состояния души и соответствующие им три рода жизни. Платон даёт перечень чувств: гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, зависть. В них, как и в жизни в целом, чаще всего удовольствия смешаны со страданием.

Различаются низших и высшие удовольствия. Первые связаны с физическими потребностями, вторые – с эстетическими и умственными занятиями.

Удовольствия, свойственные трём началам души.

Сильные (большие) и малые удовольствия.

Душевные удовольствия предваряют телесные.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: