Метод интроспекции в историческом освещении (В.Вундт, Э.Титченер, вюрцбургская школа)

Интроспекция (от лат. «смотрю внутрь») – особый способ самонаблюдения, наблюдения собственного сознания, восприятия своих переживаний.

Можно выделить 3 варианта метода интроспекции:

Аналитическая интроспекция (Вундт, Титченер)

Вундт: включенная в специально организованные экспериментальные процедуры интоспекция.

«Задача эксперимента заключается в том, чтобы сделать возможным точное самонаблюдение».

Титченер: результатом интроспекции должно было быть получение «сенсорной мозаики» того или иного образа, разложение образа на «элементы»

(Пример с лимонадом: «опытный» наблюдатель может выделить в лимонаде и горькие, и сладкие и еще какие-нибудь ощущения).

Необходимость описания в терминах ощущений + обученные испытуемые (для избежания ошибки стимула и определения не ощущений, а их возбудителей).

Путем аналитической интроспекции пытался найти универсальные законы восприятия людей, «по аналогии» распространив законы восприятия европейцев на совершенно иные культуры, на животных, на душевнобольных

В России метод аналитической интроспекции защищали:

Лопатин: «мы все познаем сквозь призму нашего духа, но то, что совершается в самом духе, мы познаем без всякой посредствующей призмы. Явления сознательной душевной жизни сознаются нами, как они есть»

Челпанов: для нашего познания существуют два мира – мир психический и мир физический. Для познания мира психического существует метод самонаблюдения, или так называемый внутренний опыт, для познания мира физического существует метод внешнего наблюдения – внешний опыт.

Введенский: Чужой душевной жизни мы не можем воспринимать, она навсегда остается вне пределов возможного опыта.

Кавелин: мир переживаний человека есть самое первое и достоверное, что он имеет в своем познании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: