Сварочно-монтажные работы

1.5.1 Вопрос: Продолжительность и температурные условия прокаливания электродов?

Ответ: Электроды с целлюлозным покрытием Э42, Э50 прокаливаются при температуре 100-150ºС в течение 1ч. Параметры прокалки электродов с основным видом покрытия определяются их типом: до Э55А – 1ч при температуре 300 ºС, Э60, Э70 – 1,5 – 2 ч при температуре 350 ºС (порошковая проволока 1,5-2,0 часа при температуре 200 - 230 ºС).

Высота укладки упаковок электродов и порошковой проволоки не должна превышать 5 рядов. П. 7.2.11 РД 25.160.00-КТН-011-10 изм.2.

1.5.2 Вопрос: Условия складирования и хранения электродов?

Ответ: Сварочные материалы следует хранить в соответствии с указаниями предприятия-изготовителя материалов. При отсутствии указаний сварочные материалы следует хранить:

- в сухих отапливаемых помещениях (температура воздуха – не менее 15 °С) в условиях, не допускающих их увлажнение (относительная влажность воздуха не более 50 %) и механические повреждения;

- в условиях гарантирующих сохранность и герметичность упаковки;

- в упаковке предприятия-изготовителя на стеллажах или в штабеле;

- упаковки электродов и порошковой проволоки – не более 5 (пяти) рядов по высоте.

- Порошковая проволока должна быть уложена отдельными мотками массой 10 кг в герметичную емкость весом не более 35 кг. Банки с проволокой должны храниться на стеллажах. На мотке или упаковке должна присутствовать бирка, на которой указывают марку порошковой проволоки, номер партии, дату изготовления. Мотки должны быть упакованы в мешки из полиэтиленовой пленки. В каждый полиэтиленовый мешок должен быть уложен матерчатый мешок с прокаленным силикагелем в количестве 0,5 % от массы проволоки.

- При температуре окружающего воздуха ниже +5 °С прокаленные электроды, предназначенные для сварки корневого слоя шва с основным видом покрытия непосредственно после сушки (прокалки), рекомендуется хранить в специальных термопеналах.

п. 7.2.6, 7.2.10 РД 25.160.00-КТН-011-10 изм.2.

1.5.3 Вопрос: При каком проценте брака по сварочным стыкам осуществляется остановка сварочно-монтажных работ?

Ответ: При наличии бракованных сварных стыков в количестве 10% и более и в количестве 20% и более при настройке сварочного оборудования в течении первых 3 суток производства сварочно-монтажных работ от объема выработки сварочной бригады строительного подрядчика, допустившего брак за отработанную смену, осуществляется остановка сварочно-монтажных работ;

п. 7.3.7 ОР 91.200.00-КТН-025-11 изм.2

1.5.4 Вопрос: На каком участке при подготовке к сборке стыка должно быть удалено усиление наружных заводских продольных швов?

Ответ: Удаление усиления наружных заводских продольных швов производится на участке шириной от 10 до 15 мм от торца трубы. п. 8.2.1 РД 25.160.00-КТН-011-10 изм.2

1.5.5 Вопрос: Какие способы сварки трубопровода ТС «ВСТО-II» предусмотрены проектом Г.4.0000.0002-И-ЦУП ВСТО/ГТП и НТД?

Ответ:

Для сварки кольцевых стыков на трассе предусматривается использовать следующие способы сварки:

- автоматическая сварка проволокой сплошного сечения в среде защитных газов комплексом оборудования CRC-Evans AW – для сварки всех слоев шва (АПГ);

- автоматическая сварка проволокой сплошного сечения в среде защитных газов комплексом оборудования «Saturnax» – для сварки всех слоев шва (АПГ);

- автоматическая сварка порошковой проволокой в среде защитных газов головками системы М300 – С(М300) – для сварки заполняющих и облицовочного слоев шва (АППГ);

- механизированная сварка проволокой сплошного сечения в среде углекислого газа методом STT – для сварки корневого слоя шва (МП);

- механизированная сварка самозащитной порошковой проволокой Иннершилд – для сварки всех слоев шва, либо заполняющих и облицовочного слоев шва (МПС).

Ручная электродуговая сварка применяется для исправления дефектов (ремонтов) сварных швов, специальных сварных соединений (прямых врезок, захлестов и т.п.), а также в случае обоснованной технической возможности (нецелесообразности) применения вышеуказанных способов автоматической или полуавтоматической сварки.

Технологические схемы сварки кольцевых стыков:

1. Сварка корневого слоя шва механизированной сваркой методом STT и автоматической сваркой заполняющих и облицовочного слоев шва порошковой проволокой в среде защитных газов головками М300.

2. Сварка корневого слоя шва механизированной сваркой методом STT и механизированной сваркой порошковой проволокой «Иннершил» заполняющих и облицовочного слоев шва.

3. Двухсторонняя сварка труб на трассе комплексом «CRC-Evans AW».

РД 25.160.00-КТН-011-10 изм.2.

1.5.6 Вопрос: Допускается ли производить резку труб механизированной плазменной, кислородной резкой?

Ответ: Да, допускается с последующей обработкой специализированным станком или шлифмашинкой. При этом металл кромок должен быть удален на глубину не менее 1 мм от поверхности реза. п. 8.2.12 РД 25.160.00-КТН-011-10 изм.2.

1.5.7 Вопрос: С помощью каких приспособлений производится сборка стыков труб диаметром 377 мм и более?

Ответ: Сборку стыков труб диаметром 377 мм и более следует производить на внутренних центраторах гидравлического или пневматического типов. Центратор не должен оставлять царапин, задиров, маслянных пятен на внутренней поверхности труб. п. 8.3.14 РД 25.160.00-КТН-011-10 изм.2.

1.5.8 Вопрос: Когда применяются наружные центраторы?

Ответ: Наружные центраторы применяются при выполнении захлестов, в том числе путем вварки катушки, стыков соединений труба - соединительная деталь, труба - запорная арматура, а также в случаях, когда применение внутренних центраторов технически невозможно.

п. 8.3.17 РД 25.160.00-КТН-011-10 изм.2.

1.5.9 Вопрос: Какая должна быть минимальная температура предварительного подогрева стыков труб прочностных классов К56-К60?

Ответ: Минимальная температура предварительного подогрева стыков труб прочностных классов К55 и выше любыми разрешенными методами сварки (кроме случая сварки корневого слоя шва электродами с основным и целлюлозным видом покрытия (зависит от толщины стенки, эквивалента углерода и температуры окружающего воздуха)) должна составлять «плюс» 50°С при температуре окружающего воздуха выше 0°С и «плюс» 100°С при температуре окружающего воздуха ниже 0°С.

Минимальная температура предварительного подогрева стыков из стали класса прочности К65 - К70 независимо от условий прокладки и температуры окружающего воздуха должна составлять 130°С. п. 8.4.7, п.8.4.8,п.8.4.9 РД 25.160.00-КТН-011-10 изм.2.

1.5.10 Вопрос: В каком месте производится зажигание дуги?

Ответ: Зажигание дуги следует производить в разделке кромок или с поверхности уже выполненных участков шва. п. 8.5.4 РД 25.160.00-КТН-011-10 изм.2.

1.5.11 Вопрос: Когда производится удаление (сдвиг) внутреннего центратора?

Ответ: Удаление (сдвиг) внутреннего центратора разрешается после выполнения всего периметра корневого слоя шва. При сварке труб электродами с целлюлозным видом покрытия, а также при сварке участков нефтепровода прокладываемых в сейсмоопасных зонах и при сварке участков нефтепровода класса прочности К65, К70, независимо от вида применяемых материалов, удаление центратора осуществляется после выполнения корневого слоя шва и горячего прохода.

п. 8.5.4 РД 25.160.00-КТН-011-10 изм.2.

1.5.12 Вопрос: Когда удаляется наружный центратор?

Ответ: При выполнении сборки стыков на наружном центраторе он может быть удален после выполнения не менее 60 % периметра корневого слоя шва. При этом участки корневого слоя шва должны равномерно располагаться по периметру стыка. п. 8.5.5 РД 25.160.00-КТН-011-10 изм.2.

1.5.13 Вопрос: Допускается ли перемещать или подвергать любым внешним воздействиям стыки захлестов, соединений труба – соединительная деталь трубопровода, труба – запорная арматура, а также ремонтируемые стыки до полного завершения сварки стыка?

Ответ: Нет, не разрешается п. 8.5.9 РД 25.160.00-КТН-011-10 изм.2.

1.5.14 Вопрос: Каким количеством сварщиков выполняется сварка труб диаметром более 377мм?

Ответ: Сварка всех слоев шва для труб диаметром более 377 мм выполняется не менее чем двумя сварщиками за исключением применения технологий двухсторонней автоматической сварки и ручной дуговой сварки подварочного слоя шва. п. 8.5.10 РД 25.160.00-КТН-011-10 изм.2.

1.5.15 Вопрос: Допускается ли повторный ремонт одного и того же дефектного участка сварного стыка?

Ответ: Нет, не допускается. Стык следует вырезать. Минимальная длина катушки – не менее одного диаметра трубы. п. 12.4.8 РД 25.160.00-КТН-011-10 изм.2.

1.5.16 Вопрос: На какое расстояние следует смещать заводские продольные швы относительно друг друга при сборке труб?

Ответ: При сборке заводские продольные швы следует смещать относительного друг друга не менее чем на 75 мм – при диаметре труб до 530 мм включительно, на 100 мм – при диаметре труб более 530 мм. п. 8.3.11. РД 25.160.00-КТН-011-10 изм.2.

1.5.17 Вопрос: Какое допускается смещение кромок электросварных труб толщиной более 10 мм, при сборке на наружном центраторе?

Ответ: Допускаемое смещение кромок составляет 20% толщины стенки, но не более 3мм.

п. 8.3.6 РД 25.160.00-КТН-011-10 изм.2.

1.5.18 Вопрос: Какие сварочно-монтажные работы, подлежат освидетельствованию при строительстве линейной части магистрального трубопровода?

Ответ: Операционный контроль сварочных работ включает в себя (сборка и сварка):

- проверка однотипности свариваемых между собой на одном участке труб (одно-шовные, двухшовные, спиралевидные);

- чистоты полости труб;

- зачистки кромок труб и прилегающих к ним наружной и внутренней поверхностей;

- отсутствия плевен, рванин, закатов и выходящих на поверхность расслоений любых размеров, качества ремонта кромок (в случае необходимости) и другие требования тех-нологических карт;

- соблюдения допустимой разностенности свариваемых элементов;

- разбежка продольных заводских стыков стыкуемых труб (д.б. не менее 100 мм, рекомендуемое – 250 мм);

- величины смещения наружных кромок;

- величины технологических зазоров в стыках;

- длины и количества прихваток;

- температуры, режима, продолжительности подогрева или сушки;

- режимов сварки;

- порядка и количества слоёв сварки;

- зачистки шва в процессе сварки (послойная зачистка шлаковых карманов);

- применяемых материалов; для сварки корневого и заполняющих слоёв;

- внутренней подварки;

- перекрытия основного металла, высоты усиления, чешуйчатости;

- смещения замков.

Раздел 11 ОР 91.200.00-КТН-247-10 изм.2.

1.5.19 Вопрос: Какими приборами и инструментами пользуется СК при инструментальном контроле сварочно-монтажных работ?

Ответ: УШС, рулетка 5м, 50м, штангенциркуль, линейка металлическая, лупа просмотровая с подсветкой, лупа измерительная, термометр контактный, набор щупов.

п. 6.6.4 РД 91.200.00-284-09 изм.2.

1.5.20 Вопрос: Какой метод НК предусмотрены проектом Г.4.0000.0002-И-ЦУП ВСТО/ГТП и НТД при строительстве ТС «ВСТО-II»?

Ответ: Все монтажные сварные соединения на ЛЧ согласно РД-19.100.00-КТН-001-10 изм.3 подвергаются 100% визуальному и измерительному контролю, 100% ультразвуковому контролю, 100% контролю радиографическим методом.

Сварные соединения защитных кожухов подвергаются 100% визуальному и измерительному контролю и 100% контролю радиографическим методом.

1.5.21 Вопрос: Какой метод НК должен быть применен после вырезки участка трубы с недопустимыми дефектами?

Ответ: После вырезки участка с недопустимыми дефектами следует выполнить УЗК участка, прилегающего к торцу шириной не менее 40 мм по всему периметру трубы для выявления возможных расслоений

п. 8.2.14 РД 25.160.00-КТН-011-10 изм.2

1.5.22 Вопрос: Кто обладает правом выдачи заключений по результатам неразрушающего контроля?

Ответ: Правом выдачи заключений по результатам неразрушающего контроля обладают специалисты, имеющие уровень квалификации не ниже II по ПБ 03-440-02

п. 8.1.4 РД 19.100.00-КТН-001-10 изм.1,2.

1.5.23 Вопрос: На какие категории подразделяют сварные соединения по результатам НК?

Ответ: При строительстве, реконструкции и ремонте трубопроводов по результатам НК все сварные соединения подразделяют категории: «годен», «ремонт», «вырезать» и «повторный контроль». п. 6.2.1 РД 19.100.00-КТН-001-10 изм.1,2.

1.5.24 Вопрос: Характеристика труб и соединительных деталей для строительства и ремонта трубопроводов.

Ответ: Для сооружения и ремонта линейной части магистральных трубопроводов применяются электросварные прямошовные и спиральношовные трубы диаметром от 530 до 1220 мм, изготовленные из низколегированных сталей. Трубы должны соответствовать общим и специальным техническим требованиям ОАО «АК «Транснефть».

Отклонение профиля наружной поверхности трубы от окружности в зоне сварного соединения на концевых участках длиной 200 мм от торцов и по дуге периметра 200 мм не должно превышать 0,15 % номинального диаметра.

Отклонение от перпендикулярности торца трубы относительно образующей (косина реза) не должно превышать 1,6 мм

Предельные отклонения от номинального наружного диаметра на концах труб на длине не менее 200 мм от торца должны быть: не более ± 1,5 мм для труб диаметром до
1020 мм и ± 1,6 мм для труб диаметром 1020 и более

Допуск на овальность труб (отношение разности между наибольшим и наименьшим диаметрами к номинальному диаметру) не должен превышать 1 % по концам труб с толщиной стенки менее 20 мм и 0,8 % по концам труб с толщиной стенки 20 мм и более.

Для строительства и ремонта трубопроводов применяются следующие конструкции соединительных деталей (фитингов):

- тройники штампованные;

- тройники штампосварные с цельноштампованными ответвлениями горячей штамповки;

- тройники сварные без специальных усиливающих элементов (ребер, накладок и т.д.);

- переходы конические, концентрические и эксцентрические штампованные, штампосварные или сварные;

- отводы гнутые, изготовленные способом протяжки на рогообразном сердечнике;

- отводы гнутые, изготовленные с использованием индукционного нагрева;

- отводы штампованные и штампосварные;

- днища (заглушки) эллиптические.

Тип и конструкция запорной арматуры (задвижек, обратных клапанов) определяются требованиями проектной документации. Каждая задвижка или обратный клапан должны иметь паспорт завода-изготовителя с указанием приемо-сдаточных характеристик согласно техническим условиям на их поставку. Разделка кромок арматуры должна удовлетворять условиям применяемой технологии сварки. Толщина свариваемой кромки(размер под сварку) арматуры не должна превышать 1,5S (где S – номинальная толщина стенки присоединяемой трубы). Запорная арматура номинальным диаметром более 300 мм должна поставляться с приваренными переходными кольцами.

п. 6.2.1-6.2.5, 6.4.4, 6.4.5 РД 25.160.00-КТН-011-10 изм.2

1.5.25 Вопрос: Требования к сварочному оборудованию и сварочным материалам.

Ответ: Сварочное оборудование и сварочные материалы, применяемые для реализации технологии сварки при строительстве и ремонте трубопроводов ОСТ, должны выпускаться в соответствии с действующими государственными стандартами и специальными Техническими условиями (ТУ) на каждую марку сварочного оборудования, материала и должны быть аттестованы на группу «Нефтегазодобывающее оборудование», в соответствии с требованиями РД 03-613-03, РД 03-614-03, иметь соответствующие свидетельства об аттестации и входить в реестр ТУ и ПМИ ОАО «АК «Транснефть». п. 7.1.1 РД 25.160.00-КТН-011-10 изм.2

1.5.26 Вопрос: Подготовка к сварке. Сборочно-сварочные работы.

Ответ: В процессе подготовки к сборке необходимо:

- очистить внутреннюю полость труб и деталей трубопроводов от попавшего грунта, снега и т.п. загрязнений, а также механически очистить до металлического блеска кромки и прилегающие к ним внутреннюю и наружную поверхности труб, деталей трубопроводов, патрубков запорной арматуры на ширину не менее 15 мм.

- осмотреть торцы труб (переходных катушек, переходных колец) и запорной арматуры. Внутренняя поверхность задвижек и обратных клапанов перед началом работ должна быть защищена от попадания грязи, брызг металла, окалины, шлака и других предметов согласно рекомендациям завода-изготовителя. Для этой цели могут быть также использованы резиновые коврики, заглушки из дерева и прокладки из несгораемых тканевых, пластиковых материалов.

- осмотреть поверхности кромок свариваемых элементов. Устранить шлифованием на наружной поверхности неизолированных торцов труб или переходных колец царапины, риски, задиры глубиной до 5 % от нормативной толщины стенки, но не более минусовых допусков на толщину стенки, оговоренных в соответствующих ГОСТах и Общих технических требованиях на трубы ОАО «АК «Транснефть».

- удалить усиление наружных заводских продольных и спиральных швов до величины от 0 до 0,5 мм на участке шириной от 10 до 15 мм от торца трубы.

п. 8.2.1 РД 25.160.00-КТН-011-10 изм.2.

1.5.27 Вопрос: Технология сварки кольцевых стыков труб.

Ответ:

9.2.1 Технология двухсторонней автоматической сварки специализированным оборудованием проволокой сплошного сечения в среде защитных газов оборудованием «СRС-Еvans AW».

9.2.1.1 Система двухсторонней автоматической сварки «СRС-Еvans AW» предназначена для сварки неповоротных стыков труб диаметром от 610 до 1220 мм.;

9.2.1.3. Система двухсторонней автоматической сварки «СRС-Еvans AW» выполняет сварку корневого слоя шва изнутри трубы с помощью многоголовочного сварочного автомата, совмещенного с внутренним сварочным центратором.

9.2.1.4. Особенностью оборудования является также использование для сварки заполняющих и облицовочного слоев двух вариантов наружных сварочных головок – однодуговой (модели П-200, П-260) и двухдуговой (модель П-600).

9.2.1.5. Комплекс двухсторонней автоматической сварки «СRС-Еvans АW» состоит из следующих основных единиц оборудования:

- станков для обработки кромок труб под специальную разделку;

- установки индукционного нагрева (или кольцевого пропанового подогревателя) для предварительного подогрева концов труб;

- установки внутренней сварки, представляющей собой самоходный внутренний пневматический центратор с многоголовочным сварочным автоматом встроенным между рядами жимков для сварки изнутри трубы;

- агрегата энергообеспечения установки внутренней сварки с компрессором для пневматического центратора;

- автоматов (сварочных головок) наружной сварки – однодуговых моделей П-200 или П-260 или двухдуговых модели П-600 с направляющими поясами;

- агрегатов энергообеспечения постов наружной сварки с защитными палатками и устройствами сопутствующего подогрева стыков;

- передвижной мастерской для наладки и ремонта оборудования и хранения запасных частей;

- вспомогательного оборудования.




double arrow
Сейчас читают про: