Спрос: закон спроса, кривая спроса, факторы и виды эластичности спроса. Эластичность спроса. Показатели, факторы и виды эластичности спроса

Спрос - это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами.

Спрос-это платежеспособная потребность.

Величина спроса - количество товара, которое массовый покупатель желал бы купить при определенной цене данного товара. Чем выше цена товара, тем меньше его покупают и наоборот, чем ниже его рыночная цена, тем больше его будет куплено при прочих равных условиях.

Кривая спроса показывает взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого товара и описывает рыночное поведение покупателей.

 
 


P

D
(цена)

       
   
  D
 
 


Закон спроса показывает обратную зависимость между ценой и величиной спроса. Если цена какого-либо товара повышается, то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара. Почти все товары подвержены действию этого закона. Спрос может меняться и под воздействием неценовых факторов, таких как:

1 доходы покупателей;

2 ожидания изменения цен на товары;

3 ожидания изменения количества продаваемых товаров;

4 вкусы и предпочтения потребителей;

5 цены на сопряженные товары (взаимозаменяемые и взаимо­дополняемые)

Различают изменение величины спроса - движение вдоль кривой под воздействием изменения цены и изменение самого спроса - сдвиг кривой под воздействием неценовых факторов.

Если кривая сдвигается вправо вверх - увеличение спроса.

Если влево вниз - уменьшение спроса.

Исключения из закона спроса:

1. Парадокс Гиффена: касается товаров низшего качества. При повышении цен на низшие товары величина спроса на них не снижается. (хлеб, молоко, картофель).

2. Эффект Сноба или эффект Веблена: при снижении цены на высшие товары снижается и величина спроса на них. Это относится к тем товарам, посредством которых люди стремятся подчеркнуть свой высокий социальный статус.

3. Эффект инфляционных ожиданий. Когда потребители настроены на постоянное повышение цен, при росте цен объем спроса может увеличиваться.

Эластичность спроса - это степень изменения величины спроса при изменении цены. Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции может значительно различаться в зависимости от продукта. В связи с этим различают несколько видов эластичности:

1. Эластичность спроса по цене - степень изменения спроса в зависимости от изменения цены

2. Эластичность спроса по доходу - степень изменения спроса в зависимости от изменения дохода потребителя

Факторы эластичности спроса:

1. Наличие товаров - заменителей (чем их больше, тем более эластичным является спрос);

2. Степень интенсивности потребности в товаре (чем она выше, тем менее эластичен спрос);

3. Удельный вес стоимости товара в бюджете потребителя (чем он больше, тем более эластичен спрос);

4. Фактор времени (с течением времени спрос становится более эластичным);

5. Доступность товара или услуги (чем дефицитнее товар, тем менее эластичным будет спрос).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: