Цена товара. Функции и виды цен. Механизмы ценообразования

Цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.

Функции цен:

1) измерительная - благодаря цене можно определить, сколько денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за товар;

2) соизмерительная - заключается в сопоставлении ценностей разных товаров.

3) учетная - цена становится вспомогательным инструментом учета по средствам перевода показателей в физических единицах в адекватные показатели, измеренные в денежных единицах.

4) инструмент анализа, прогнозирования, планирования;

5) социальная функция - с ценами и их изменением связаны структура и объем потребления, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи;

6) внешнеэкономические функции - как инструмент торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами;

7) стимулирующая функция - влияет на повышение объемов производства и улучшение качества продукции.

8) функция саморегулирования товарно-денежных процессов с помощью равновесных цен.

9) распределительная, т.е цена изменяя спрос влияет на изменение предложения.

Виды цен:

1) в зависимости от сфер торговли.

· Оптовы е - цены, по которым продукция реализуется крупными партиями.

· Розничные - цены, по которым товар продается в розничной торговой сети.

· Закупочные цены - цены государственных закупок продукции у предприятий.

· Цены на услуги.

2) по степени и способам регулирования.

· Жестко фиксированные, твердые цены - назначаются гос.органами ценообразования.

· Регулируемые цены - регулируются гос.органами.

· Договорные цены - определяются документальным соглашением между продавцом и покупателем.

· Свободные рыночные цены – формируются под воздействием спроса и предложения и являются равновесными.

3) для экономического анализа планирования и статистики используют цены:

· фактические – на данный момент времени

· сопоставимые или неизменные – фактические цены с учетом индекса цен

· реальные – цена в денежном выражении относительно общего уровня цен

· сравнимые – цена данного товара по отношению к цене другого родственного товара или такого же товара в другом регионе.

4) в процессе проектирования новых видов изделий и объектов для производства используются цены:

· проектные цены

· лимитные цены – предельный уровень проектных цен

· сметная стоимость – цена строительства объекта определенная с учетом всех видов затрат на создание и оснащение

· расчетные цены – определяются по средствам расчетов

· ожидаемые цены

5) в ходе осуществления планово-управленческих работ используются цены:

· прогнозные, т.е на основании которых составляется бизнес-план предприятий и индикативные гос. планы прогнозов.

· плановые, используется государством на некоторые виды товаров и используются как основа гос. планов.

6) в зависимости от вида рынка:

· биржевые

· аукционные

· мировые


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: