Структура консультационного процесса в транзактном анализе Е. Берна

Терапевтический процесс требует, во-первых, перестройки и, во-вторых, реорганизации. Перестройка "заключается в квалификации и определении границ "Я" за счет таких процессов, как диагностическое очищение и обеззараживание. Реорганизация обычно характеризуется перевоспитанием Ребенка, с исправлением или замещением Родителя. В психотерапии выделяется несколько шагов или этапов, причем терапия может завершиться успехом любого из них.

1. Структурный анализ. Структурный анализ включает описательное исследование Я-состояний. "Цель этой процедуры состоит в восстановлении доминирующего положения способных к проверке реальности Я-состояний (Взрослый) и освобождении их от заражения архаическими и чужеродными элементами Ребенка и Родителя".

2. Изменяемая часть трансактного анализа. После структурного анализа терапия может завершиться, пациент может быть направлен на психоанализ или приступить к трансактному анализу. Задача трансактного анализа состоит в социальном контроле; "иначе говоря, речь идет о контроле над склонностью индивида манипулировать окружающими в деструктивной и вредной манере, а также над его склонностью слепо реагировать на манипуляции окружающих"

3. Анализ время препровождения и игр. Игры индивида оцениваются с точки зрения первичных выгод (внешних и внутренних), вторичных выгод, социальных и биологических выгод (замена изоляции стимуляцией). Задача анализа игр - свобода от игры в близких взаимоотношениях или, с практической точки зрения, свобода выбирать игры, того, с кем играешь или не играешь, и как далеко заходишь в своей игре. 4. Анализ сценариев. Сценарии разыгрываются в группе. Задача сценарного анализа состоит "в закрытии старого шоу и постановке лучшего", или в освобождении пациента от навязчивого переживания изначальной катастрофы, на которой базируется сценарий. У пациентов, обратившихся к психотерапевту, жизненные сценарии чаще трагические, чем конструктивные. Задача терапии - помочь пациенту преодолеть сценарий, установив контроль Взрослого над своей жизнью. 5. Анализ взаимоотношений. Анализ взаимоотношений касается преимущественно супружеских отношений и связей или формирующихся связей. Он проводится в присутствии обоих заинтересованных лиц, хотя пациент иногда воспринимает это как попытку оказать давление на принятие решений.

49.Цель, этапы, методы и техники гуманистически – ориентир. консультирования.

Ставит в центр своей методологии личность клиента, которая является контролирующим центром в принятии психологом решений. Основные понятия, в которых это направление психологии анализирует жизнь человека, это понятие человеческого существования, принятие решения или выбор и соответствующее ему действие, облегчающее тревожность; понятие интенциональности — благоприятной возможности, утверждающей, что человек, действуя в мире, должен ясно осознавать воздействие мира на него. Задача клиента и психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения.

В гуманистическом направлении психологии особое место занимает гештальттерапия (Ф. Перлз), отличающаяся разнообразием воздействующих на клиента приемов и микротехник. Перечислим некоторые из техник гештальттерапии: восприятие «здесь и теперь», директивность; речевые изменения; метод пустого кресла: беседа с частью своего «Я»; диалог «верхней собаки» -- авторитарной, директивной, и «нижней собаки» -- пассивной с чувством вины, ищущей прощения; фиксированное ощущение; работа со снами.Кроме того, благодаря работам В. Франкла, в гуманистической психологии используются техники перемены отношения; парадоксальные намерения; переключение; метод убеждений (призыва). Осуществление этих техник требует от психолога красноречия, точности словесных формулировок, ориентации на мироощущение клиента.. С этим подходом связан широкий круг методов: недирективная клиент-центрированная психотерапия (К. Роджерс), психологическое консультирование (Р. Мэй), биоэнергетика (В. Райх), сенсорное осознание (Ш. Сильвер, Ч. Брукс), структурная интеграция (И. Рольф), психосинтез (Р. Ассаджиоли), логотерапия (В. Франкл), экзистенциальный анализ Р. Мэя и Дж. Бугенталя, и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: