Долгосрочные стратегические цели, определяемые в соответствии с философией организации как совокупности смыслов и ценностей ее существования, должны отражать наряду с другими вопросами и стратегию подготовки и обучения персонала. Основной смысл организации — выживание и развитие. Само выживание, как известно, немыслимо без необходимости быть востребованным и полезным для общества. Еслиорганизация замыкается только на себя, на собственные ценности, она теряет жизненность и сходит со сцены «под влиянием конкурентных действий организаций, более чувствительных к идее создания общественнойполезности».
Одной из основных функций философии организации является порождение солидарности у своих сотрудников, то есть воспитание осознанных и принимаемых персоналом смыслов и ценностей группы,организации в целом. Позитивный смысл \ порождает положительные ценности — стремление индивидов к личностному росту, желание достичь высоких уровней профессионализма и как результат - высокого качествавыпускаемой продукции.
|
|
Одной из особенностей обучения персонала в организации является многообразие видов и форм обучения. К основным видам обучения можно отнести: обучение на рабочем месте, обучение вне организации(в ВУЗе, среднем профессионально-техническом учебном заведении - бизнес-колледже, коммерческом техникуме, техническом лицее и др.), внутрифирменное обучение, стажировка.
Обучение на рабочем месте. Организационными формами обучения на рабочем месте являются инструктаж, ротация, ученичество и наставничество. Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов и способов работы непосредственно на рабочем месте. Выполняется опытным рабочим (сотрудником) или подготовленным инструктором, Для развития и закрепления несложных навыков эта форма обучения является достаточно эффективной.
Ротация представляет собой метод обучения, при котором сотрудник перемещается на другую должность, происходит регулярная сменяемость кадров в соответствии с принципом «найти нужному работнику нужное место». При ротации характер работы может в корне меняться, формируется работник широкогопрофиля. А это очень важно для будущей деятельности с точки зрения подготовки менеджера как руководителя управленческого звена или организации в целом. Когда сотрудник в процессе ротации меняет несколькорабочих мест, относящихся к кругу родственных специальностей, то при этом формируется специалист широкого профиля с всесторонним знанием того или иного участка производства. В этом случае он способен эффективно участвовать в трудовой кооперации со своими коллегами.
|
|
Ученичество и наставничество как форма воспитания и профессиональной подготовки молодых специалистов имеет индивидуальную и коллективную формы. К коллективной форме относятся: 1) коллективное шефство первичного коллектива (бригады, участка) над отдельными молодыми рабочими; 2) индивидуальное шефство ветеранов труда над группой новичков; 3) наставничество семейных династий и др. В ряде организаций вводится даже должность мастер-наставник, под руководством которого молодой рабочий осваивает профессию и проходит адаптацию к условиям трудового коллектива.
Обучение вне организации отличается весьма большим разнообразием конкретных организационных форм, методов и средств обучения в зависимости от типа учебного заведения, в котором происходит профессиональная подготовка специалиста. Информацию по данному вопросу можно получить из соответствующей учебно-методической литературы. К примеру, в средних профессионально-технических учебных заведениях формы организации учебно-воспитательного процесса включают: классно-урочную систему форм обучения (урок, консультация, лабораторные занятия, семинар, зачет, экзамен); производственное обучение (урок производственного обучения, производственная практика, выпускной квалификационный экзамен); внеурочные формы обучения (факультатив, ученическая конференция, учебная экскурсия, лекция); самообразование (самостоятельное изучение наук, искусства, техники; наблюдение за окружающей жизнью, деятельность по интересам). Разнообразны формы обучения и в других учебных заведениях.
Внутрифирменное обучение направлено на совершенствование профессионального мастерства, овладение культурой производства, современными технологиями в области бизнес-образования. Крупнейшие американские и японские компании имеют не только внутрифирменные школы бизнеса, но J и свои собственныеинституты и корпоративные университеты. Внедрение современных педагогических и информационных технологий (дистанционное обучение, компьютерные телекоммуникации, услуги Интернет, проведение психологических тренингов и др.) позволяет качественно готовить кадры для центров и предприятийкорпораций. В качестве примера можно привести результаты профессиональной подготовки студентов школыбизнеса при Гарвардском университете (по данным Ю. А. Ушакова). Двадцать процентов выпускников школыбизнеса становятся сотрудниками консультационных фирм. Однако они не сразу становятся консультантами. В течение 2—5 лет выполняют лишь вспомогательные работы: собирают информацию, анализируют ее, готовят отчеты, оказывают помощь ведущим консультантам фирмы в проведении разнообразных курсов по повышениюквалификации сотрудников организации. После такой подготовки «стажеры» консультационной фирмыстановятся достаточно высококвалифицированными специалистами в своей области.
Стажировка имеет целью не только ознакомить стажера с современным оборудованием и особенностями технологических процессов на том или ином участке предприятия, где он будет допущен к самостоятельномууправлению техникой и оборудованием (или на другом аналогичном участке), но и проверить его возможности и способности выполнять свои функциональные обязанности.
Другой психологической особенностью обучения персонала является необходимость учетапсихофизиологических требований, особенно к рабочим профессиям системы «человек — техника». Правильный и всесторонний учет психофизиологических требований к рабочим профессиям, выявление общих способностей и особенностей высшей нервной деятельности работников (а следовательно, и силу их чувств, степень эмоциональной возбудимости, энергичности, скорость принятия ими решений, быстроту смены настроений и т. п.) позволяют еще на стадии профессионального отбора (подбора) правильно распределить их по группам профессий. Для многостаночника, например, характерными психофизиологическими требованиями являются развитое техническое и логическое мышление, хорошая образная память и пространственные представления, высокая устойчивость внимания и наблюдательность, способность распределять и переключать внимание (длительное время держать в поле зрения несколько объектов одновременно), высокая острота зрения и глазомер, развитое, суставно-мышечное чувство, хорошая координация движений рук, умение определять на слух изменения в режимах работы машины, механизма или иного оборудования и некоторые другие. Значительно возрастают требования и к профессиональной подготовке многостаночников, к формированию их профессиональных умений и навыков. К примеру, если ранее специфическими требованиями к профессиональной деятельности токаря были умение правильно пользоваться технологическойдокументацией, рабочими чертежами и эскизами, правильно выбирать режимы резания, производить точные измерения обрабатываемых поверхностей, знание геометрии и правил заточки режущего инструмента, допусков и посадок, классов точности и шероховатости обрабатываемых материалов на одном или нескольких токарных станках одного класса, то для многостаночника эти требования распространяются на все обслуживаемые станки различных классов и назначений.
|
|
Третьей психологической особенностью профессиональной подготовки персонала является необходимость разработки мер противодействия стрессогенным факторам. Это относится к подготовке какменеджеров управленческих звеньев, так и операторов сложных систем «человек — машина».
Стресс — эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Это особая форма переживания чувств, которая близка по своим психическим характеристикам к аффекту, но по длительности протекания приближается к настроениям. Возникает в ситуации угрозы, обиды, опасности. Согласно Г. Селье, стресс состоит из трех этапов. Первый этап - реакция тревоги. Это фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. Человек сможет справиться с нагрузкой благодаря функциональной мобилизации своих усилий. Второй этап — это этап стабилизации, когда выведенные из равновесия психические параметры закрепляются на новом уровне. Внешне поведение на этом уровне мало отличается от нормы, однако внутренне идет перерасход адаптационных ресурсов. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третий этап — истощение, которое может привести к ухудшению самочувствия и различным заболеваниям.
|
|
Стрессы действуют на людей по-разному: у одних при стрессе активность деятельности продолжает расти, происходит мобилизация жизненной энергии, повышается уверенность в себе, проявляются собранность и целеустремленность. У других же при стрессе снижается эффективность деятельности, наступает растерянность, внимание становится рассеянным, появляется суетливость, агрессивное поведение. Если психическое напряжение будет нарастать, то могут появиться признаки невротического состояния, особенно при информационном дефиците и ситуациях неопределенности. Появляется ощущение своей вины или ответственности за действия, которые человек не совершал.
В управленческой деятельности (особенно в среднем звене управления) на менеджеров ложатся большие нагрузки, оказывают большое воздействие различные экстремальные ситуации (стрессоры); высокая информационная нагрузка, информационная неопределенность, факторы ответственности и времени, межличностные конфликты и др.
Информационная нагрузка весьма разнообразна, изменчива, противоречива, обладает разной степенью достоверности. Объем информации, который менеджер должен осмыслить и реализовать в своей деятельности, находится в противоречии с психологическими возможностями человека. В результате в работеменеджера возникает повышенная напряженность, приводящая к эмоциональному срыву.
Информационная неопределенность и избыточная информация могут чередоваться друг с другом. С одной стороны, самой разнообразной информации иногда бывает чрезвычайно много. С другой стороны, наиболее важной информации в конкретный момент зачастую не хватает. В таких случаях менеджер действует в условиях неопределенности, то есть в ситуации риска, который сам по себе является сильным стрессогеннымфактором.
Фактор ответственности. В управленческой деятельности мера ответственности чрезвычайно велика (ответственность за результат, ответственность за других, ответственность за себя и свои действия).Руководитель организации вынужден аккумулировать в своей деятельности всю меру ответственности за результаты функционирования организации.
Фактор дефицита времени. Объем задач и функций, которые необходимо решить и выполнить в жестких временных рамках, также является сильным стрессором в управленческой деятельности руководителя.
Межличностные конфликты — постоянный спутник управления персоналом, вызывающий наиболее сильные стрессовые состояния. Такие состояния усиливаются, если одновременно с негативными межличностными отношениями развивается и так называемый маргинальный ролевой конфликт.
С одной стороны, руководитель выполняет обязанности и строит свое поведение в соответствии с той ролью, которую он играет по отношению к управляемой им группе (организации). С другой стороны, он должен выполнять и предписания вышестоящих организаций. Требования «сверху» и интересы «снизу» часто сталкиваются. Антагонизм, возникающий на этой основе, является также мощным стрессором в управленческой деятельности.
К вышеописанным факторам следует добавить внешнесредовые факторы (конкуренция, борьба за выживание организации, нестабильность макросоциальной и макроэкономической динамики и др.). Все это является источником многочисленных стрессоров в деятельности делового человека.
Сопротивляемость людей стрессовым воздействиям бывает разной. Для определения меры сопротивляемости используется понятие «стрессоустойчивость личности», под которой понимается способность сохранять высокие показатели психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках. Выше нами рассмотрены три этапа (фазы) развития стресса. В фазе мобилизации (первая фаза) продуктивность деятельности у одних руководителей может быть значительно повышена («стресс льва»), У других даже кратковременное стрессовое воздействие вызывает сбои и падение эффективности деятельности («стресс кролика»). Третьи же только и могут эффективно работать в условиях стресса («стресс вола»)
Стрессом «льва», например, обладал маршал наполеоновской Франции Мишель Ней (1769—1815); Наполеон писал о нем: «Ней имел умственные озарения только среди ядер, в громе сражения, там его глазомер, его хладнокровие и энергия были несравненны, но он не умел также хорошо приготовить свои операции в тиши кабинета, изучая карту».
Психологами выявлено, что люди обладают различной предрасположенностью к стрессу. В этом отношении люди делятся на два типа — А и Б.
Люди типа А склонны быстро возмущаться по любому поводу, активно реагировать на ситуацию. Они постоянно нервничают, переоценивают трудности ситуации, нетерпеливы, находятся в постоянном напряжении, редко расслабляются, всегда находятся в «непрекращающейся борьбе», у них всегда много дел. Тип Б — прямая противоположность типу А. Было выявлено, что большинство руководителей принадлежат к типу А. Они предрасположены к сердечно-сосудистым заболеваниям, принадлежат к своеобразной «группериска». Правда, и эффективность управленческой деятельности руководителей группы А является достаточно высокой, во всяком случае более высокой, чей у руководителей группы Б.
Негативное влияние стресса на управленческую деятельность потребовало разработки средств борьбы с ним. Такими средствами применительно к деловой и личностной жизни менеджера могут быть следующиерекомендации:
• умение распоряжаться собственным временем;
• умение отделять существенное от второстепенного, оставлять только самое важное с точки зрения конечных целей;
• умение поддерживать и развивать контакты, наиболее важные для основной работы;
• не забывать, что главная ответственность за успех профессиональной карьеры лежит на самом человеке; немало полезного для своей карьеры можно получить от активного общения с окружающей средой (руководством, коллегами, сотрудниками, друзьями);
• умение вознаграждать себя за хорошие достижения в работе (приобрести хорошую книгу, отправиться в туристический поход, путешествие и т. п.);
• поддерживать свою душевную бодрость, положительное отношение к своей работе, не «застревать» на ошибках и неудачах;
• активно развивать и укреплять свои сильные стороны, терпеливо исправлять недостатки;
• не жалеть сил для создания крепкой семьи, как одного из условий достижения деловых успехов;
• оберегать и поддерживать отношения с друзьями.
Выполнение данных рекомендаций в определенной степени повышает стрессоустойчивость индивида, однако не гарантирует успешность выхода из стресса. Имеется два способа выхода из стрессовой ситуации — активный и пассивный.
Активный способ имеет две разновидности. Первая заключается в интенсификации конструктивных действий в стрессовой ситуации, активизирующих и мобилизующих защитные силы организма. Согласно Г. Селье, на первой фазе развития стресса это значительно повышает устойчивость к конкретному травмирующему воздействию на человека. Вторая разновидность активного способа заключается в проявлении внешней бурной реакции руководителя, который «разряжается» на других, выплескивая свои эмоции. Правда, чаще всего выплескивание эмоций происходит не в процессе конструктивной деятельности, а при вымещении их на подчиненных (нагоняи, разносы, придирки и т. п.).
Второй, пассивный способ заключается в подавлении эмоционального напряжения. Индивид «загоняет» стресс внутрь, не давая выплеснуться эмоциональным проявлениям. Такой способ позволяет избежать необдуманных импульсивных действий, однако при систематических повторениях ситуации стресса аккумуляция напряженности чревата негативными последствиями. Поэтому такой способ выхода из стресса считается менее эффективным, чем активный.
Для операторов систем «человек — техника» повышение стрессоустойчивости достигается также за счет внедрения и соблюдения в процессе профессиональной подготовки принципов эмоциональной устойчивости и психологической готовности, являющихся основой их психофизиологической надежности.
Это особенно относится к специалистам, трудовая деятельность которых определенное время проходит в экстремальных условиях (летчики, моряки, особенно подводники, космонавты и др.). Реализация принципа эмоциональной устойчивости направлена на преодоление воздействия экстремальных факторов, вызывающих отрицательное эмоциогенное состояние специалистов, и способствует поддержанию высокого уровня бдительности операторов судовых автоматизированных систем управления, вахтенных механиков, радиотехников. Это весьма важно в морских походах, в подводном плавании в условиях длительного монотонного ожидания.
В эргатических системах оператор работает в условиях организованного системотехнического окружения (операторы судовых автоматизированных систем, судоводители, механики, радиотехники). Надежностьчеловеческого звена в системе «человек - техника» напрямую связана с соблюдением принципа эмоциональной устойчивости и психофизиологической надежности. Мера надежности этого звена зависит от уровня стрес-соустойчивости индивида. В психологическом практикуме к главе 5 приводится методика определения уровня стрессоус-тойчивости индивида.
Психологические аспекты подбора и расстановки руководителей. Проблема психологической диагностики руководителей. Диагностика профессионально важных качеств (примеры и описание методик).
Ключевым моментом в подборе руководителя выступает оценка, которая реализуется различным образом в зависимости от конкретных задач оценивания. Руководитель имеет широкие связи с другими членами организации. В его задачи входит создание и сплочение эффективных управленческих «команд», обучение членов управленческих «команд» навыкам коллективной работы, групповому самоанализу, преодолению кризисов функционирования группы, следовательно, решение задач подбора в первую очередь должно учитывать социально-психологический контекст совместной деятельности. Необходимо проводить диагностику, как личностных особенностей претендентов, так и социально-психологических особенностей самой команды.
В связи с задачами проектирования карьеры необходимы: диагностика уровня профессионального развития руководителя; диагностика его жизненных ценностей; диагностика направленности и глубины зон развития профессионально важных качеств, диагностика его профессиональных навыков; внедрение процедур коррекции стиля руководства в целях повышения эффективности функционирования в определенной системе требований. Планирование карьеры специалистов осуществляется в контексте планов развития самой организации, инновационных процессов, которые являются условием ее выживания и развития. Поэтому существенным моментом управления кадровыми процессами выступает учет инновационного потенциала персонала и руководителей.
Процедура оценки руководителей осуществляется при подборе на вакантную должность, при планировании внутриорганизационного перемещения персонала, формировании резерва корпуса руководителей, аттестации действующих руководителей. Психологические аспекты оценки руководителей.
Основой оценки персонала, в том числе и руководителей, служит профессиограмма деятельности, соответствующей тому трудовому посту, который придется занять претенденту либо уже занимаемому посту. Деятельность руководителя структурно очень сложна, отдельные ее элементы апеллируют к сложным психологическим феноменам. В связи с этим наиболее существенной проблемой при разработке системы оценки руководителей является наличие компенсаторных взаимосвязей при регуляции осуществления деятельности. Этот феномен проявляется в том, что определенный показатель деятельности, например, эффективность, будучи показателем системным, может явиться результатом различных внутренних соотношений между определяющими это системное свойство факторами.
Круг проблем, связанных с психологическими аспектами оценки руководителей, может быть структурирован следующим образом:
1. Проблемы, связанные с использованием методов получения первичной информации и процедур оценивания (необъективность экспертов, например).
2. Проблемы определения параметров и критериев оценки.
Первичная информация может быть получена на основе анализа документов, посредством экспертных процедур, при помощи специального психодиагностического инструментария (тестов, опросников, проективных методов). Большое значение также имеет и беседа. А.Файоль обозначил моменты, которые особенно информативны при беседе с персоналом. К их числу относится фиксация внимания на том, что говорит человек, о чем он предпочитает не говорить, и о чем не может сказать. Экспертные оценки являются на сегодня одним из наиболее распространенных способов получения качественной информации, но их точность зависит от ряда факторов: качества экспертной группы или отдельного эксперта; сложности задачи оценивания (например, определенности параметров оценивания, или их прогностической глубины); процедуры экспертизы.
Критерии оценки: квалификационные (устанавливающие на основе экзаменов, проверок профессиональных знаний, умений, навыков соответствие профессионалов некоторым образцам); объективные (констатирующие соответствие реальных достижений оцениваемых субъектов некоторым количественным и качественным показателям); внешние, (характеризующие наличие качеств, позволяющих добиваться высоких результатов в профессиональной деятельности, таких как добросовестность, ответственность, наличие которых определяется в экспертных процедурах); психологические критерии (разрабатываемые на основе профессиограммы соответствующего вида деятельности), тестовые критерии (устанавливающие соответствие индивидуально-психологических характеристик оцениваемых некоторым показателям психодиагностических тестов).
Еще одним, широко используемым в целях оценки персонала, классом процедур являются деловые игры, в частности, ролевые и имитационные игры, а также анализ конкретных ситуаций. Преимущества этих процедур перед другими обусловлены тем, что в их рамках моделируются существенные моменты деятельности и оцениваются реальные достижения испытуемых или демонстрируемые варианты поведения. Существенно и то, что в игровой ситуации, за счет высокой включенности в осуществление процедур, снижается установка на социальную желательность реакций испытуемых. Широко известны такие игры, как «Вертушка общения», «Стресс», «Персонал», «Искусство спора», «Мозговой штурм», «План», «Стимул» и др.
Можно выделить следующие разновидности систем оценок: оценка на основе теории черт; оценка на основе выделения факторов руководства; оценка на основе выделения
стилей руководства; оценка эффективности руководителя в ключевых для деятельности организации ситуациях; оценка психологических предпосылок управленческой деятельности.
Система автоматизированной аттестации руководителей и специалистов (СААРС) реализуется посредством экспертной процедуры, где в качестве эксперта выступают представители коллектива, членом которого является оцениваемый субъект. Идет оценка 80 параметров, каждый из которых формулируется шестью различными способами таким образом, что в формулировках отражаются не только качественные, но
и количественные показатели.
«Ситуационно-комплексная оценка руководителей», разработана коллективом авторов под руководством А.В. Филиппова. Оценка осуществляется лицами, связанными с оцениваемыми руководителем непосредственными служебными контактами. Процедура состоит в том, что эксперты получают для заполнения оценочные листы, содержащие перечень наиболее характерных трудных ситуаций, встречающихся в деятельности оцениваемого руководителя. Например, «конфликт между исполнителями» или «загруженность работы с документами». Эксперт должен оценить эффективность деятельности руководителя в каждой из приведенных ситуаций, пользуясь для этого специальной шкалой. Он должен выбрать одно из семи значений приведенной ниже шкалы: 0 - не эффективен; 1 - не очень эффективен; 2 - недостаточно эффективен; 3 - в некоторой степени эффективен; 4 - сравнительно эффективен; 5 - практически эффективен; 6-эффективен. В некоторых случаях экспертная оценка может сочетаться с самооценкой, когда оцениваемый сам работает с экспертным листом.