Ф. Н. Гоноболин дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности:
• способность делать учебный материал доступным;
• творчество в работе;
• педагогически-волевое влияние на учащихся;
• способность организовать коллектив учащихся;
• интерес и любовь к детям;
• содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;
• педагогический такт;
• способность связать учебный предмет с жизнью;
• наблюдательность;
• педагогическая требовательность.
Существующие представления о структуре субъектных свойств (качеств, характеристик, факторов) дают основание выделить следующие четыре группы:
1) психофизиологические (индивидные) свойства субъекта как предпосылки осуществления им его субъектной роли, выступающие в качестве задатков;
2) способности;
3) личностные свойства, включая направленность;
4) профессионально-педагогические и предметные знания и умения как профессиональная компетентность в узком смысле.