Для обозначения психологического состояния группы используются такие понятия как «социально-психологический климат», «психологическая атмосфера», «социальная атмосфера», «климат организации», «микроклимат» и др.
Благоприятный СПК характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, уверенность, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, и т.д.
Неблагоприятный СПК характеризуют пессимизм, раздражительность, неуверенность, боязнь ошибиться, страх наказания, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в развитие коллектива и т.д.
Факторы, определяющие социально-психологический климат в коллективе. Глобальная макросреда: обстановка в обществе, совокупность экономических, культурных, политических и др. условий.
Локальная макросреда, т.е. организация, в структуру которой входит трудовой коллектив. Размеры организации, участие сотрудников в планировании, в распределении ресурсов, состав структурных подразделений (половозрастной, профессиональный,) и т.д. Физический микроклимат, санитарно-гигиенические условия труда. Большое значение для формирования благоприятного СПК имеет то, насколько работа является для человека интересной, разнообразной, творческой, соответствует ли профессиональному уровню, позволяет ли реализовать творческий потенциал.
|
|
Привлекательность работы повышают удовлетворенность условиями труда, оплатой, системой материального и морального стимулирования, социальным обеспечением, режимом работы и отдыха, перспективами карьерного роста, и т.д.
Организация совместной деятельности, психическая совместимость является важным фактором, влияющим на СПК. Сработанность — это результат совместимости сотрудников. Она обеспечивает максимально возможную успешность совместной деятельности при минимальных затратах. Низкая коммуникативная компетентность сотрудников также ведет к росту напряженности в межличностных отношениях, непониманию, недоверию. Умение ясно и точно излагать свою точку зрения, владение приемами конструктивной критики, навыками активного слушания и т.д. создают условия для удовлетворительной коммуникации в организации.