Социально-психологический климат в педагогическом коллективе, его влияние на продуктивность деятельности педагога и удовлетворенность трудом

Для обозначения психологического состояния группы используются такие понятия как «социально-психологический климат», «психологическая атмосфера», «социальная атмосфера», «климат организации», «микроклимат» и др.

Благоприятный СПК характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, уверенность, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, и т.д.

Неблагоприятный СПК характеризуют пессимизм, раздражительность, неуверенность, боязнь ошибиться, страх наказания, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в развитие коллектива и т.д.

Факторы, определяющие социально-психологический климат в коллективе. Глобальная макросреда: обстановка в обществе, совокупность экономических, культурных, политических и др. условий.

Локальная макросреда, т.е. организация, в структуру которой входит трудовой коллектив. Размеры организации, участие сотрудников в планировании, в распределении ресурсов, состав структурных подразделений (половозрастной, профессиональный,) и т.д. Физический микроклимат, санитарно-гигиенические условия труда. Большое значение для формирования благоприятного СПК имеет то, насколько работа является для человека интересной, разнообразной, творческой, соответствует ли профессиональному уровню, позволяет ли реализовать творческий потенциал.

Привлекательность работы повышают удовлетворенность условиями труда, оплатой, системой материального и морального стимулирования, социальным обеспечением, режимом работы и отдыха, перспективами карьерного роста, и т.д.

Организация совместной деятельности, психическая совместимость является важным фактором, влияющим на СПК. Сработанность — это результат совместимости сотрудников. Она обеспечивает максимально возможную успешность совместной деятельности при минимальных затратах. Низкая коммуникативная компетентность сотрудников также ведет к росту напряженности в межличностных отношениях, непониманию, недоверию. Умение ясно и точно излагать свою точку зрения, владение приемами конструктивной критики, навыками активного слушания и т.д. создают условия для удовлетворительной коммуникации в организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: