IV тип рассогласования (внешних социальных условий и внутреннего отношения) предусматривает следующие варианты:
• дети с неадекватным поведением (страх, аутизм, закры
тость), возникшем вследствие депривации — ограничения
возможности удовлетворения жизненно важных потреб
ностей (двигательных, сенсорных, информационных, мате
ринской любви) в течение длительного времени;
• дети, не способные приспособиться к требованиям социу
ма, дезадаптированные в результате несоответствия со
циопсихологического статуса ребенка требованиям новой
социальной ситуации (ситуации школьного обучения);
• дети социально пассивные, нерешительные, неуверенные
в себе, не умеющие прогнозировать свое поведение, в ре
зультате подверженные дезинтеграции (нарушению цело
стности личности);
дети с низкой воспитанностью, у которых цели и требования не становятся регулятором поведения, не обеспечивают саморегуляцию, целенаправленные воспитательные воздействия на них не приносят положительного результата, что является показателем низкой воспитуемости, трудно-воспитуемрсти;
|
|
дети с асоциальным поведением (импульсивное следование формам агрессивного, девиантного поведения); дети, совершающие асоциальные поступки, включающие противоправные действия, не соответствующие принятым в обществе стандартам, отклоняющиеся от социальной или психической нормы с девиантным поведением (аморальное, криминальное поведение и совершение правонарушений).
V тип рассогласования в соматической сфере включает в себя следующие варианты:
• дети с задержкой психического развития (не являясь ум
ственно отсталыми, они, тем не менее, не могут усваивать
программу общеобразовательной школы в том же темпе,
что и их нормально развивающиеся сверстники);
• дети с нервным истощением, слабой выносливостью, низ-,
кими энергетическими возможностями (астенические со
стояния);
• дети с эмоциональной неустойчивостью, неадекватностью
эмоциональных реакций, робостью, застенчивостью (реак
тивные состояния и конфликтные переживания);
• слабослышащие, слабовидящие, малоподвижные (наруше
ния в работе анализаторов, двигательные расстройства).