Тип рассо- гласования | Первичные рассо- гласования (меха- низмы ипричины) | Вторичные рассог- ласования (внеш- няя симптоматика, признаки, проявле- ния | Распространенное в педпрактике обозначение дан- ного нарушения |
2 тип (внутри операциональ- ной сферы) | А)Наличные зна- ния опережают умения учиться, отдельные хара- ктеристики зна- ний, виды, уров- ни, качества не согласуются друг с другом | Между сформиро- ванностью учебных действий и запасом знаний. Между знанием за- конов, теории и зна- нием фактов; между продуктивным уро- внем усвоения и реп- родуктивным уров- нем усвоения знаний | Знания усваиваются нерациональными способами (меха- нические заучива- ния, формиальное усвоение знаний) |
Б)Отдельные ком- поненты учебной деятельности (учебные цели, по- требности, моти- вы, контроль) не согласуются друг с другом | Умение ученика ста- вить задачи и осуществлять само- контроль отстает от умения выпол- нять учебные действия | Разные варианты умения учиться, неумение проверять и оценивать свою учебную деятель- ность | |
В)Рассогласование между обучен- ностью,наличным запвсом знаний И обучаемостью, способностью к дальнейшему усвоению знаний и способов их до- бывания | Между личным уровнем умения учиться и готовно- стью принять помощь, как важ- ный показатель обучаемости | Низкая обучаемость | |
Г) Отдельные по- казатели умствен- ногоразвития Отстают друг от друга | Между интеллекту- альной инициативой и умением действо- вать в уме | Низкий уровень способностей |
III тип рассогласования (между компонентами внутри мотивационной сферы) содержит следующие варианты:
|
|
дети слабовольные, не прилагающие усилий, усердия, прилежания в учении;
дети, не проявляющие самостоятельности, учеба которых опирается лишь на внешнюю стимуляцию, давление родителей, учителей;
дети с низким уровнем воспитанности, которые знают, как следует себя вести, но не использующие данные знания на практике;
дети с аффектом неадекватности, у которых неудовлетворенные притязания вызывают отрицательные аффективные переживания (рассогласование между притязаниями, самооценкой и реальными возможностями ученика удовлетворить свои притязания, оправдать свою самооценку приводит к повышенной обидчивости из-за неадекватной оценки ситуации).