Психологические показатели 1 типа учащихся (с рассогласованием между мотивационной и операциональной сферами)

Тип рассо- гласования Первичные рассо- гласования (меха- низмы ипричины) Вторичные рассог- ласования (внеш- няя симптоматика, признаки, проявле- ния Распространенное в педпрактике обозначение дан- ного нарушения
1 тип (меж- ду мотива- ционной и операци- ональной сферой) А)Операциональная сфера отстает от мотивационной Между неумением учиться и желанием учиться Педагогическая запущенность
Б) Мотивационная сфера отстает от операциональной Между нежеланием учиться, отсутст- вием интереса к уче- нию и умением учиться Интеллектуальная, познавательная пассивность
В) Отстает и опера- циональная, и мотивационная сфера Между неумением учиться, нежеланием учиться и необхо- димостью учиться Общее отставание в учении

// тип рассогласования (между компонентами внутри операциональной сферы) заключается в том, что имеющиеся у ребенка знания опережают умения учиться. Варианты:

знания есть, но они усваиваются формально; дети механи­чески запоминают сведения, не владея рациональными спо­собами учения. Отдельные компоненты знаний отстают друг от друга, не согласуются друг с другом. Например, у ребенка присутствуют все виды знания (о фактах, понятиях, о терминах, знание законов и теорий и др.), но они находятся на низком уровне усвоения — ученик может их буквально воспроизвести, но затрудняется при понимании и при применении в новых условиях; отдельные компоненты учебной деятельности (учебные цели, потребности, мотивы, учебные действия, самоконтроль, само­оценка) не согласуются друг с другом. Например, ребенок вла­деет учебными действиями (изменение, сравнение) и, в то же время, не умеет проверять и оценивать свою деятельность;

• рассогласование между обученностью и обучаемостью
школьника, то есть между его запасом знаний, умением
учиться и способностью к дальнейшему усвоению знаний,
способов их приобретения;

• отдельные показатели умственного развития не согласуются друг с другом, например, у ребенка наблюдается высокая интеллектуальная инициатива и, вместе с тем, низкий уровень умственных способностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: