Тип рассо- гласования | Первичные рассо- гласования (меха- низмы ипричины) | Вторичные рассог- ласования (внеш- няя симптоматика, признаки, проявле- ния | Распространенное в педпрактике обозначение дан- ного нарушения |
1 тип (меж- ду мотива- ционной и операци- ональной сферой) | А)Операциональная сфера отстает от мотивационной | Между неумением учиться и желанием учиться | Педагогическая запущенность |
Б) Мотивационная сфера отстает от операциональной | Между нежеланием учиться, отсутст- вием интереса к уче- нию и умением учиться | Интеллектуальная, познавательная пассивность | |
В) Отстает и опера- циональная, и мотивационная сфера | Между неумением учиться, нежеланием учиться и необхо- димостью учиться | Общее отставание в учении |
// тип рассогласования (между компонентами внутри операциональной сферы) заключается в том, что имеющиеся у ребенка знания опережают умения учиться. Варианты:
знания есть, но они усваиваются формально; дети механически запоминают сведения, не владея рациональными способами учения. Отдельные компоненты знаний отстают друг от друга, не согласуются друг с другом. Например, у ребенка присутствуют все виды знания (о фактах, понятиях, о терминах, знание законов и теорий и др.), но они находятся на низком уровне усвоения — ученик может их буквально воспроизвести, но затрудняется при понимании и при применении в новых условиях; отдельные компоненты учебной деятельности (учебные цели, потребности, мотивы, учебные действия, самоконтроль, самооценка) не согласуются друг с другом. Например, ребенок владеет учебными действиями (изменение, сравнение) и, в то же время, не умеет проверять и оценивать свою деятельность;
|
|
• рассогласование между обученностью и обучаемостью
школьника, то есть между его запасом знаний, умением
учиться и способностью к дальнейшему усвоению знаний,
способов их приобретения;
• отдельные показатели умственного развития не согласуются друг с другом, например, у ребенка наблюдается высокая интеллектуальная инициатива и, вместе с тем, низкий уровень умственных способностей.