Скифская культура

Условность понятия «скифская культура» включает культуру очень многих нескифских племен. Собственно скифы - ираноязычные племена, пришедшие в Северное Причерноморье из северных областей Ирана. Это кочевые и полукочевые племена, жившие в 1 тыс. до н. э. в Северном Причерноморье, на Кубани, на Алтае и в Южной Сибири, т. е., на территории, простиравшейся от Дуная до Великой Китайской стены, культура и искусство этих народов имела много общих черт, объяснявшихся общностью форм быта, верований, мифологии скифов.

Все племена скифов в I тыс. до н. э. переживали период военной демократии - период разложения первобытнообщинных отношений, зарождения новых черт классового общества, естественно, шел очень неравномерно. В Сибири и на Алтае имущественная дифференциация шла медленно, а в Крыму, на Кубани, благодаря непосредственному контакту с более развитыми греческими городами-государствами, этот процесс произошел относительно быстро, и в III в. до н. э. у скифов Причерноморья появляется первое государство с центром в Неаполе Скифском (недалеко от нынешнего Симферополя).

Согласуясь с историческим развитием скифского государства, можно выделить периоды развития скифского искусства:

1. Ранний период (VIII - нач. V вв. до н. э.)

2. Расцвет (к V - IV вв. до н. э.)

3. Упадок (III в. до н. э. - III в. н. э.)

Оформление скифского искусства совпадает с эпохой классообразования. Можно предполагать, что скифское искусство было представлено разными жанрами. Однако до нашего времени дошли только два: изобразительное и фольклор.

В Скифии большую популярность приобрели изображения животных, послужившие основой для т. н. «звериного стиля». Для него характерно воплощение строгих образов - по преимуществу копытных животных, прежде всего оленей, а так же кошачьих хищников и птиц, изображаемых в нескольких каноничных позах. Эти мотивы служили главным образом для украшения предметов воинского облачения и снаряжения, конского убора, ритуальных предметов (Рис. 50, 51). В основе стиля лежат магические представления - стремление обеспечить обладателя этих изображений теми выдающимися качествами, которые присущи воплощаемым животным. Большое воздействие на формирование «скифского звериного стиля» имели тесные связи скифов с искусством Востока и Античной Греции.

Развитие скифского искусства в период расцвета (к. 5 - 4 вв. до н. э.)

характеризуется высшими достижениями «скифского звериного стиля», обогащенного тесными культурными контактами с греческой культурой. Великолепными образцами изделий этого периода являются: ваза из Чертомлыкского кургана, пектораль из Толстой могилы, гребень из кургана Солоха, сосуд с изображением скифов из кургана Куль-Оба, украшение с изображением головы богини Афины из того же кургана. Эти памятники входят в группу своеобразного греко-скифского стиля, созданные для кочевнической скифской знати в греческой изобразительной манере. Именно на почве Скифии родились прославленные шедевры Греко-скифской торевтики.

Другая группа памятников эпохи 5 — 4 вв. до н. э. отражает процесс утраты в скифском искусстве простоты пластического языка. Чрезмерное увлечение орнаментальной разработкой деталей усиливало внешнююдекоративность стиля. Иногда изображения животных с трудом угадывались среди замысловатых завитков. Утрачивая реалистические черты, «звериный стиль» обрел и нечто новое - изящество и ритмичность форм, оригинальность, нарядность.

Социальные противоречия, обостряясь в 3 в. до н. э., приводят к появлению у скифов государства. Молодое скифское государство, занявшее весь Крым и прилегающие к нему территории, возглавил царь Скилур. Центр этого объединения находился в Крыму около современного Симферополя и получил название Неаполя Скифского. Город окружала мощная оборонительная стена, выложенная характерной для скифов кладкой: из рваного камня на глиняном растворе. Сооружались две параллельно идущие стены, пространство между ними заполнялось щебнем. Въезжавшим в город через главные ворота открывалась белая площадь, вымощенная известняковой крошкой. В центре площади - общественное здание с двумя портиками. Сюда приезжали гонцы царя, купцы. Поодаль от белой площади располагались кварталы столичной знати, далее селились ремесленники.

Найденные на территории Неаполя Скифского предметы прикладного искусства - в подавляющем большинстве греческой работы. Образы животных в этот последний период получают все более плоскостную и орнаментальную трактовку. Культура позднескифского государства в Центральном Крыму говорит об эллинизации жизненного уклада и искусства Скифии.

Скифский период в истории Евразии имел большое значение в развитии культуры. Скифы сыграли связующую роль в культурном общении Востока и античного мира, сыграли большую роль в формировании европейской цивилизации.

Предметы скифского искусства этого периода находят в горных районах Алтая, где жила семья «северных» скифов. Благодаря природным условиям Алтая и конструкции возводимых каменных курганов, на месте каждого погребения образовывалась линза вечной мерзлоты.

Урочище Пазырык находится в Восточном Алтае. 5 больших и 4 малых кургана представляют скифские погребальные сооружения. Все большие Пазырыкские курганы имеют плоскую сферическую насыпь, прикрытую камнями; внутри - прямоугольная могильная яма. В южной ее половине - захоронения человека в деревянном срубе. В северной половине могилы - захоронения коней. Найдено большое количество разнообразных предметов искусства скотоводческих племен этого района: седельные покрышки из тонкого войлока с аппликацией, навершия из бронзы, изделия из кости и дерева (Рис. 52, 53, 54, 55). Мотивы изображений выдержаны в требованиях «скифского звериного стиля» - нападение хищников на парнокопытных, борьба зверей. Техника исполнения - аппликация, либо наклеенные силуэтные изображения, вырезанные из кожи и затем частично подкрашенные (тиф, напавший на лося).

Уникальны находки ковров в Пазырыкских курганах: шерстяных и узелковых стриженых ворсовых ковров. Центральное место занимает орнамент - лучистые розетки. Вся геометрическая композиция образована пятью бордюрами. На первом - ряд повторяющихся изображений грифонов. На втором - ряд идущих ланей. На третьем - лучистые розетки, на четвертом - всадники. И, наконец - ряд квадратов с фигурами грифонов завершают всю композицию.

Таким образом, и скифы Алтая, так же, как их южные собратья, следуют тем же темам, сюжетам, принципам изображения, отвечающим понятию «звериный стиль».

Заканчивая знакомство с первобытным искусством, скажем, что основа всех выразительных приемов, которыми в дальнейшем будет пользоваться человечество, была заложенав первобытную эпоху. Памятники первобытного искусства свидетельствуют о том, как постепенно менялосьегосодержание, как от воспроизведения зверя (объекта охоты) художник обратился в концепервобытнообщинного периода к изображению человека, а ведь именно человеческая личность составляет главное содержание художественного творчества всех последующих эпох. Первобытное искусство явилось основой для развития искусства раннеклассовых государств Древнего Востока, античного мира и средневековой Европы. Отголоски этого искусства звучат и ныне в народном творчествемногих стран.

Изучение первобытного искусства необходимо - это первая ступеньхудожественной деятельности человека, когда зарождаютсяи формируются основные закономерностиобразного художественного творчества.

III. Список литературы.

1. Истерия искусства зарубежных стран. Под ред. М.Доброклонского, М,1961т.1

2. Малая история искусств. Первобытное и традиционное искусство. Мириманов Б. М., 1973

3. История искусства народов СССР. М,,1971,т. 1

4. Борисовский П. Древнейшее прошлое человечества. М., 1957

5. Окладников А. Утро искусства. Л., 1967

6. Древнее искусство. Памятники палеолита, неолита, бронзового и железного веков на территории Советского Союза. Эрмитаж. Л.,1974

9. Угринович Д. Искусство и религия. М., 1982

10. Хокинс Д. Разгадка тайны Стоунхенджа. М., 1973

11. Бозунова И. Искусство доклассового общества. Учебное пособие. Л,1975

12. Формозов А. Очерки по первобытному искусству. Наскальные изображения и каменные изваяния. М.,1969

13. Брашинский И. Сокровища скифских царей. М.,1967

14. Смирнов А. Скифы. М., 1966

15. Артамонов М. Сокровища скифских курганов. Л.,1966


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: