Принципы геополитики

Коллинз выделяет следующие принципы:

1.Величина и преимущество в ресурсах способствуют территориальной экспансии; при прочих приблизительно равных условиях большие, более населенные и богатые ресурсами гос-ва расшир-ся военным путем за счет меньших и более бедных гос-в.

2.Геопозиционное «окраинное» преимущество способствует территориальной экспансии; гос-ва с врагами по меньшему числу направлений расширяются за счет государств с врагами на большем числе границ.

3.Гос-ва в середине географического региона имеют тенденцию со временем делиться на меньшие единицы.

4.Кумулятивные процессы приводят к долговременному упрощению (т.е. к подчинению всей территории региона 2-3 завоевателям), с масштабными гонками вооружений и между немногими соперниками.

5.Чрезмерное расширение. Приводит к ресурсному напряжению и государственному распаду.

*32(1вар). Цели и принципы современной внешней политики России.

(можно заменить) Россия в системе современных международных политических отношений.

После распада СССР и Варшавского Договора в мире сложилась новая геополитическая ситуация, для которой характерны:

1) изменение соотношения сил после роспуска Варшавского Договора в пользу НАТО. Его границы в недалекой перспективе достигнут государственной границы России и тогда она фактически будет одна противостоять военной мощи НАТО;

2) необходимость для России выработки такой модели поведения на международной арене, которая позволила бы ей проводить международную политику, отвечающую ее национальным интересам. Это осложняется заметным снижением экономического и военного потенциала страны, вызванным непродуманными решениями в самом начале реформ;

3) наличие у России лишь одного фактора, заставляющего с ней считаться, - обладание ядерным ору-

4) существенное уменьшение международного авторитета России вследствие снижения ее экономической, технологической и военной мощи. При решении острых международных проблем мнение российского государства практически не учитывается, как, например, при разрешении "югославского кризиса";

5) крепнущее на Западе мнение о постепенной интеграции России (обладательницы ядерного оружия) и других республик бывшего Советского Союза в единую Европу. Так, американский предприниматель Дж. Сорос выступает за новый международный по рядок с прозрачными государственными граница ми и свободой транснациональных связей. Именн< он позволит объединить Западную Европу и быв шие социалистические страны, включая Россию.

В последние десятилетия ХХв. проблема перехода от авторитаризма к демократии оказалась в центре внимания политиков и политологов. Это следствие, с одной стороны, большого числа попыток такого перехода, осуществляемых или провозглашаемых многими странами, а с другой - чрезвычайной сложности этого процесса, который нередко заканчивается относительными неудачами, а то и полным провалом.

Образцовой страной в плане смены авторитарного политического режима демократическим признается Испания, хотя и в ней не обошлось без попытки государственного переворота, предпринятой частью офицерства. Испанский опыт пакта Монклоа (пакта о гражданском согласии) в последнее время активно пытаются внедрить в России. Специалисты выделяют три основные особенности испанского политического процесса, обеспечившие его положительный результат и весьма сильно отличающиеся от процессов в Восточной Европе и бывшем Советском Союзе.

Характер политического процесса в странах Восточной Европы и бывшем Советском Союзе был совершенно иным: не постепенным, эволюционным, а революционным; основанным главным образом не на легальности (законности), а на революционной целесообразности; не последовательным, а параллельным во всех сферах общественной жизни, что вызвало одновременно экономический кризис, крайнее социальное расслоение, политические потрясения, в ряде случаев - распад государственности, разрушение старых стереотипов общественного сознания и замену их новыми.

Обществу приходится жить по средствам, имея столько демократии, сколько оно может себе позволить, чтобы не разрушить основ своей жизни. Во-вторых, переход от авторитаризма к демократии осуществляется в разных странах неодинаково, в том числе в большинстве посткоммунистических государств он, по-видимому, будет происходить волнообразно, сопровождаясь периодами реставрации авторитаризма.

Во-первых, надо продолжать работу по укреплению правовых основ международных отношений. Именно общепризнанные нормы и принципы международного права должны определять правила игры в мировых делах. И выработка у всех привычки соотносить с международным правом свои поступки - будет способствовать снижению фактора "жёсткой" силы, утверждению коллективного образа действий. В противном случае - мы столкнемся с международным хаосом и практической невозможностью сохранить международный правопорядок.

Во-вторых, как никогда актуальна идея формирования полицентричной международной системы. Её нельзя решить без целого комплекса мер - включая реформу ведущих международных институтов, укрепление многосторонней дипломатии в целом. Вместе со всеми заинтересованными сторонами мы будем создавать подлинно демократическую модель отношений, не допуская единоличного доминирования в какой-либо сфере. Вообще самонадеянность и силовые аргументы уже не столь убедительны, не столь эффективны, как было раньше. Миром нельзя управлять из одной столицы. Те, кто отказываются это понять, будут лишь создавать новые проблемы для себя и для других. И переход большинства стран к действительно прагматичной многовекторной политике свидетельствует об актуальности укрепления международных институтов. С этих позиций мы рассматриваем и участие России в таких форматах, как "Группа восьми", Шанхайская организация сотрудничества, БРИК АТЭС, в других объединениях.

Третья задача - это утверждение универсальных дипломатических методов урегулирования кризисных ситуаций. Об этом я уже сказал применительно к урокам Цхинвала. Добавлю, что для достижения позитивных результатов "проблемные" государства - в какой бы точке земного шара они ни находились - надо не изолировать, а вовлекать в диалог. И мы готовы содействовать разрешению любых региональных конфликтов.

Четвертое - необходим постоянный диалог с нашими партнёрами для максимально быстрого формирования новых правил мировой финансовой архитектуры. Монополия в этой сфере оказалась не просто неадекватной реалиям современной глобальной экономики. Она оказалась опасной для всех. И поэтому новая финансовая архитектура должна обеспечивать интересы всех её участников. Но при этом она должна быть защищена от использования в интересах одной страны или группы стран, одной экономической системы, которые будут компенсировать свои грубые ошибки за счет других. Вы знаете, страны "двадцатки" приняли решение провести 15 ноября встречу в Вашингтоне. Мы свои предложения об основных принципах создания новой экономической архитектуры подготовили и нашим партнерам направили. Считаем, что глобальные финансовые институты должны получить действенные возможности предупреждать возникновение кризисов, минимизировать их последствия для остального мира. В какой бы стране они ни зарождались и какой бы рынок ни затрагивали - финансовый, энергетический или продовольственный. Минимальный набор задач включает разработку новых систем оценки риска, которые учитывают взаимозависимость финансовых институтов и реального сектора; внедрение современных технологий раскрытия объективной информации об участниках рынка и о финансовых операциях; гармонизацию стандартов бухгалтерского учёта и отчётности, а также повышение требований к капиталу финансовых учреждений. Мандаты на решение этих задач должны быть распределены между существующими или вновь создаваемыми международными организациями, и региональными, кстати, тоже. А роль ведущих стран мира - заключалась бы в гарантировании эффективности их деятельности. При выстраивании такой архитектуры нельзя забывать слова известного экономиста Василия Леонтьева, о том, что "систему свободного предпринимательства можно сравнить с гигантским компьютером, способным решать свои проблемы автоматически. Но каждый, кто имел дело с большими компьютерами, знает, что иногда они дают сбой и не могут действовать без присмотра".

Пятое. Уже до конца текущего года надо принять пакет законов, формирующих основу для создания в России одного из ведущих мировых финансовых центров. И такой центр должен служить ядром самостоятельной и конкурентоспособной российской финансовой системы. Нужно предпринять практические шаги по усилению роли рубля в качестве одной из валют международных расчетов. И, наконец, начать переход к расчётам в рублях - который мы, к сожалению, затянули - конечно, прежде всего за газ и за нефть. Надо стимулировать размещение новых эмиссионных ценных бумаг именно в рублях и желательно - на российском рынке. Конечная цель всех этих процессов - сделать рубль одной из региональных валют. Я думаю, что подобные действия будут совершать и другие быстро развивающиеся страны. Но чем больше будет в мире сильных финансовых центров, и чем выше степень нашей общей взаимозависимости - тем безопасней и устойчивей будет глобальное развитие. И ещё одна, шестая, задача - активизация действий во внешнеэкономической политике. Самоизоляция - это путь в тупик. Мы будем продолжать процесс интеграции в мировую экономику. Но при этом нужно учиться гибко сочетать использование имеющихся и открытие новых конкурентных преимуществ. А привлекая внешние ресурсы - эффективно защищать свои экономические интересы.

*32(2вар).Цели и принципы современной внешней политики России.

Российская внешняя политика является одним из важнейших инструментов внутренней политики. Объективно обусловленная цель внешней политики – обеспечение максимально благоприятных условий и создание дополнительных ресурсов для собственного, внутреннего развития страны, на данном этапе – ее модернизации.

Определение характера, конкретных задач и этапов модернизации не входит в задачи данного доклада. Пока общество не выработало консенсуса по этому вопросу, внешняя политика может существовать лишь в виде наиболее общих основных принципов и направлений.

Основные принципы внешней политики России:

1. Внешняя политика должна максимизировать выгоды для всего российского общества в целом. При противоречии между краткосрочными и долгосрочными интересами в современных условиях наличия существенного «запаса прочности» приоритет принадлежит долгосрочным интересам. Следует со всей решимостью отказаться от вызванного отсутствием целей «ситуационного реагирования» и подчинения внешней политики страны частным интересам отдельных коммерческо-бюрократических групп, а то и лиц.

2. Разумный эгоизм. Пока Россия остается относительно слабой, не доминирующей в глобальном масштабе страной, она должна исходить исключительно из своих собственных интересов. Несмотря на безусловное наличие общечеловеческих ценностей, гуманитарных принципов и сочувствия к другим странам и народам Россия должна исходить из абсолютного примата национальных интересов, сознавая, что в современном мире сочувствия и жалости заслуживает прежде всего ее собственный народ, а российское государство несет ответственность исключительно перед ним, но ни в коем случае не перед другими народами.

3. Конструктивный реваншизм. На протяжении последних 18 лет наша страна последовательно отказывалась от своего влияния в мире, подрывая тем самым ресурсную базу своего развития. Любое стремление к модернизации объективно требует расширения сферы российского влияния. В частности, российский рынок даже при условии разумного протекционизма неприемлемо узок для целого ряда российских же производств. Без выхода на внешние рынки целые отрасли – например, гражданское авиастроение и производство оборудования для атомных электростанций – не смогут существовать. А устойчивый контроль за внешними рынками высокотехнологичных товаров требует политического влияния на соответствующие общества.

4. Балансирование интересов. Будучи слабым субъектом глобальной конкуренции, Россия не может сегодня противостоять ни одной из развертывающихся в мировом масштабе экспансий – финансово-экономической Запада, идейно-религиозной ислама и этнической Китая. Потому Россия должна поддерживать такое равновесие между ними, при котором эти экспансии будут двигателями ее развития, а сама она не будет зависеть ни от одного из их источников или, в крайнем случае, будет зависеть от них одинаково.

Более важной целью является сохранение максимальной степени свободы, так как попадание России в преобладающую зависимость от одного из источников экспансий нарушит глобальное равновесие и создаст предпосылки для поглощения им России

*33.Глобальные проблемы современности.

Современный этап международных отношений характеризуется стремительностью перемен, новыми формами распределения власти.

Первая тенденция развития современных международных отношений — рассредоточение власти. Идет процесс становления мультиполярного (многополюсного) мира. Сегодня все большую роль в международной жизни приобретают новые центры. На мировую арену все активнее выходит Япония, которая уже сегодня является «экономической сверхдержавой». Идут интеграционные процессы в Европе. В Юго-Восточной Азии возникли новые постиндустриальные государства — так называемые «Азиатские тигры». Есть основания думать, что в обозримом будущем в мировой политике сильнее всего заявит о себе Китай.

Среди политологов пока нет единого мнения о будущем системы международных отношений. Одни склонны к мнению о том, что в настоящее время происходит формирование системы коллективного лидерства США, Западной Европы и Японии. Другие исследователи полагают, что надо признать США единственным мировым лидером. Третьи не исключают возрождения биполярной системы, в которой место СССР в идеологическом и военно-политическом противостоянии с США займет Китай.

Второй тенденцией развития современных международных отношений стала их глобализация (С1оЬе — земной шар), заключающаяся в интернационализации экономики, развитии единой системы мировой связи, изменении и ослаблении функций национального государств, активизации деятельности транснациональных негосударственных образований. На этой основе формируется все более взаимозависимый и целостный мир; взаимодействия в нем приняли системный характер, когда мало-мальски серьезные сдвиги в одной части мира неизбежно дают отзвук в других его частях, независимо от воли, намерений участников таких процессов.Третьей тенденцией развития международных отношений стало нарастание глобальных проблем, а соответственно стремление государств мира к совместному их решению. Все глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, можно разделить на четыре основные группы: политические, экономические, экологические, социальные.

Важнейшая из них, раньше всех заставившая человечество сначала почувствовать, а затем и понять надвигающуюся угрозу, — появление, быстрое накопление и совершенствование оружия массового поражения, которое в корне изменило ситуацию в мире. Характер ядерного оружия не дает возможности любому государству военными средствами обеспечить надежность своей обороны. Иначе говоря, безопасности в мире можно добиться лишь совместными усилиями. Она может быть либо общей для всех стран, либо ее вообще не может быть.

Важной проблемой, беспокоящей все человечество, становится международный терроризм, среди различных форм которого наиболее опасной является государственный терроризм.

К другой, не менее важной, но гораздо более трудно решаемой группе экологических проблем следует отнести проблемы сохранения окружающей среды. Экологические проблемы тесно взаимосвязаны с экономическими — с проблемами роста общественного производства, и возрастанием в связи с этим потребностей в энергии и сырье. Природные ресурсы не безграничны, а поэтому требуется рациональный, научно обоснованный подход к их использованиюРазнообразны и социальные проблемы. Последние десятилетия отмечены растущей обеспокоенностью человечества, вызванной обрушившимся на него потоком опасных болезней и вредных пристрастий. Сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, СПИД, алкоголизм, наркомания приобрели интернациональный характер и стали одной из глобальных проблем.Четвертой тенденцией современных международных отношений является усиление разделения мира на два полюса — полюса мира, благосостояния и демократии и полюса войны, брожения и тирании. Большинство человечества живет на полюсе брожения, на котором преобладает бедность, анархия и тирания.Пятой тенденцией стало то, что в целом как во внутренней, так и в международной жизни политика как стихийное столкновение социально-исторических сил все заметнее теснится началами сознательного, целенаправленного, рационального регулирования, основанного на праве, демократических принципах и знаниях.Шестой тенденцией стала демократизация как международных отношений, так и внутриполитических процессов. Она наблюдается во всех странах независимо от господствующего в них типа политического режима. С окончанием «холодной войны» даже в условиях самых авторитарных режимов значительно сузились возможности скрывать, а тем более легитимизировать нарушения государством личной свободы граждан, их естественных и политических прав. Всемирное распространение получает такое явление, как прогрессирующая политизация масс, повсеместно требующих доступа к информации, участия в принятии касающихся их решений, улучшения своего материального благосостояния и качества жизни. Достижения постиндустриальной революции — спутниковая связь и кабельное телевидение, телефаксы и электронная почта, глобальная сеть Интернет, делающая возможным почти мгновенное распространение и получение необходимой информации едва ли не по всем интересующим современного человека вопросам, — стали признаками повседневной жизни людей не только в экономически наиболее развитых государствах, но и получают все более широкое распространение во всем мире. Резко расширяется состав и многообразие политических факторов. В результате разработка и реализация внешнеполитических установок перестают быть уделом узкой группы людей специального государственного ведомства, становясь достоянием совокупности самых разнообразных институтов, — как правительственных, так и неполитического характера.

*34. Концепция «Устойчивого развития». Основные тенденции развития международного политического процесса.

Мировой порядок зависит от взаимодействия и взаимоотношения 200 и более государств. МО включают в себя политические и иные связи между субъектами МО.

МО – это совокупность политических, экономических, правовых, дипломатических, военных, культурных и иных связей и отношений между субъектами МО.

Субъектами МО в первую очередь являются государство, оно определяет развитие всех форм государственных отношений, однако сейчас большое влияние приобретают межгосударственные и международные организации (двусторонние и многосторонние коалиции, экономические и военно-политические блоки, региональные и международные организации).

Государство выступает на первый план, так как это единственный субъект, который обладает суверенитетом. Это означает, что данный субъект не признает к себе никакой власти, кроме собственной, никаких обязательств, кроме тех, которые взял на себя добровольно или под влиянием некоторых обстоятельств. Государство обладает на своей территории всей полнотой политической власти.

В современной мире обозначилась объективная тенденция расширения участников МО и все более важными субъектами являются межгосударст. объединения. Они создаются для реализации определенных целей государств-участников, чаще всего для реализации какого-то общего интереса. В таких объединениях может сложиться ситуация, когда чей-то интерес лидирует, а союзники обещают свою поддержку лидеру в обмен либо на покровительство либо на его поддержку в осуществлении своих собственных целей.

Сложность межгосударственных отношений в политической сфере, потребность регулировать хоз. жизнь, привести к расширению взаимосвязи между государствами и создание МО.

Как субъект МО, международные организации более сложные структуры, чем межгосударственные. Они могут быть межправительственными и неправительственными, а также смешанного типа, куда входят и правительственные организации, общественные организации и индивидуальные члены.

Как субъект МО, междунар. организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени, и от всех государств, входящих в них. Число международных организаций постоянно растет. Деятельность междунар. организаций носит многосторонний характер. В современных условиях к сфере их деятельность можно отнести проблемы войны и мира, защиту природной среды, проблемы населения и ресурсов и т.д. Международн. организации имеют постоянные органы управления с определенной компетенцией, полномочиями и функциями. Они, как правило, создаются на основе многостороннего договора или специального соглашения, где определены цели, полномочия, функции, структура и обязанности членов организации. Первой междунар. организацией является Всемирный почтовый союз.(1875). Центральный орган в Брюсселе. Междун. организации охватывают разные аспекты: экономика, политика, культура – имеют определенные особенности и специфику. Например, Европейское экономическое сообщество, Лига арабских государств, организации экономического характера: европейская ассоциации свободной торговли, Международный банк реконструкции и развития, МВД. Самую значительную роль играет ООН. Она стала первым в истории механизмом широкого взаимодействия различных государств в целях поддержания международного мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.

*35. Личность как субъект и объект воздействия. Проблемы соблюдения прав и свобод человека и гражданина в России.

В своем реальном, повседневном выражении политика всегда представляет собой совокупность различного рода действий (акций) и взаимодействий (интеракций) конкретных субъектов (акторов) в сфере их конкурентной борьбы за государственную власть.

Под субъектами (акторами) политики можно понимать всех тех, кто принимает реальное участие во властном взаимодействии с государством, независимо от степени влияния на принимаемые им решения и характер реализации государственной политики. Субъекты бывают трех типов: индивидуального (микроактора), группового (макроактора) и институционального (организационного актора).

К числу индивидуальных субъектов некоторые ученые, например, Д. Розенау, причисляют три вида акторов: рядового гражданина, чье участие в политике обусловлено групповыми интересами; профессионального деятеля, выполняющего в государстве функции управления и контроля, а также частного индивида, действующего независимо от групповых целей и не выполняющего при этом каких-либо профессиональных обязанностей.

Роль индивида в политике крайне специфична. Олицетворяя статус человека как относительно самостоятельного и свободного существа, чьи интересы и возможности, так или иначе противостоят обществу и государству, индивид (личность) символизирует смысл и ценность любой коллективной деятельности.

Государство и индивид взаимодействуют между собой как два взаимосвязанных и одновременно в известной степени взаимооппозиционных начала социальной жизни. Каждый из них не только обладает различными правами и возможностями, но и олицетворяет два различных источника и принципа организации власти в обществе. Конечно, человек и власть меняются, меняются и их интересы, а главное - возможности в преобразовании социума. И все же сложившаяся практика говорит о том, что принципиальные отношения между ними сохраняются.

Государство и индивид должны действовать в соответствии с принципами солидарности и субсидарности. Первый принцип предполагает, что благо (и горе) каждого неразрывно связано с процветанием (или ослаблением) целого, с заботой каждого друг о друге и о государстве как воплощении гражданских уз. Второй принцип означает, что государство обязано оказывать помощь тем, кто не в состоянии самостоятельно организовать достойную жизнь, у кого нет для этого необходимых средств и духовных сил.

Конкретным выражением значимости для политических систем гуманистических принципов и ценностей применения власти являются права человека. Права человека - совокупность норм и принципов, которые закрепляют систему политических отношений, гарантирующих предоставление индивиду определенных свобод и социальных благ.

Можно выделить следующие четыре группы нарушений прав человека со стороны государства и отдельных политических сил (в порядке значимости):

- геноцид и этнические "чистки", гражданские войны, политический терроризм;

- апартеид, расовая дискриминация, сегрегация;

- ограничение политических прав гражданина;

- уничтожение окружающей природы, введение ограничений на получение информации, сокращение доступа к культурным ценностям.

К таким способам относятся, например, введение неоправданных (возрастных, материальных, территориальных) цензов, ограничивающих возможности граждан на формирование органов власти и на участие в их работе; или закрепление разрешительного вместо регистрационного порядка регулирования политической активности населения, при котором власть берет на себя правоустанавливающие функции, что, в конечном счете, отрицает фундаментальный характер политических прав.

Предотвратить нарушения прав человека можно только при должной политической воле правящего режима, а в более широком плане - при установлении в конкретных странах гарантий взаимной ответственности государства и гражданина

*36(1вар). Политическая культура личности. Политическая социализация: сущность, средства, каналы и этапы.

Формирование, воспроизводство и развитие политической культуры как отдельной личности, так и общества в целом осуществляется через усвоение и поддержание людьми ее норм, образцов и стандартов поведения, традиций.

Полит. социал-ия – процесс постепенного усвоения требований статусного и ролевого поведения, стандартов сложившейся полит. культуры об-ва, ведущий к формированию у человека качеств и свойств, позволяющих ему адаптироваться в конкретной политической системе и выполнять там определенные функции.

Классическая теория п. с. (чикагские ученые под руководством Д. Истона): трактовка п. с. как процесса обучения человека специальным ролям, которые ему необходимо выполнять в сфере политики. Большинство поддерживающих эту теорию ученых (Л. Коэн, Р. Липтон, Т. Парсонс) акцентировали внимание на взаимодействии человека с политической системой и ее институтами.

Другое направление (М. Хабермас, К. Луман) рассматривает п. с. как аккультурацию (освоение человеком новых для себя ценностей) => на первом плане - внутриличностные, психологические механизмы формирования политического сознания и поведения человека.

Представители психоанализа (Э. Эриксон, Э. Фромм): особое внимание - исследованию бессознательных мотивов политической деятельности (формам политического протеста, контркультурного поведения). Понимают п. с. как скрытый процесс политизации человеческих чувств и представлений.

Важнейшие функции п. с.: достижение личностью умений ориентироваться в политическом пространстве и выполнять там определенные властные функции => П. с. как двуединый процесс: с одной стороны, фиксирует усвоение личностью определенных норм, ценностей, ролевых ожиданий и проч., требуемых политической системой, с другой - демонстрирует, как личность избирательно осваивает эти традиции и представления, закрепляя их в тех или иных формах политического поведения и влияния на власть. => Влияние общества на политические качества личности, а также контроль за ходом п. с. в решающей степени ограничиваются внутренними убеждениями и верованиями человека.

Элементы политической культуры осваиваются человеком непрерывно, и процесс этот может быть ограничен только продолжительностью его жизни. Уровень политической социализированности человека не может оставаться неизменным, особенно при качественных изменениях политической системы, эволюции ее ценностей и требований к политическому поведению субъектов.

Набор полит. знаний, умений и навыков человека прежде всего зависит от его субъективного состояния и выполняемых в политике ролей (например, лидер и рядовой избиратель руководствуются различными образцами политического поведения).

Особую роль в усвоении человеком культ. стандартов играют агенты социализации: семья, сис-ма обр-ия, обществ. и полит. институты, церковь, СМИ, а также отдельные полит. события (революции, репрессии, голод и пр.). Они обладают способностью кардинально влиять на систему убеждений и верований человека.

Если в традиц. об-ве особое влияние – семья, церковь, то в гос-вах соврем. типа - образоват. и коммуникат. структуры, на более поздних этапах модерна – воздействие «медиа-моделей» - норм и ориентаций масс. полит. сознания, кот. задаются рекламой телевидением и др. СМИ.

Характер влияния тех или иных агентов соц-ии может быть различен в зависимости от того, оказывает ли преимущественное влияние на человека об-во или гос-во. Гос-во формирует взаимодействие всех агентов в рамках генерализованного потока социализации. Цель – формирование лояльности правящему режиму, усвоению людьми ценностей господств. полит. культуры и идеологии. Такое воздействие связано с поощрением полит. пассивности, консерват. убеждений.

Хар-р воздействия агентов соц-ии изменяется при организ-ии их действий со стороны об-ва: множ-во соц. групп вследствие различн. степени активности на полит. арене пытаются повлиять на личность и способы ее включения в полит. жизнь в духе свободн. воззрений. => Возникновение в об-ве многообразных состязательных потоков соц-ии.

Этапы п. с.:

1) Первичная социализация -первоначальное (обычно с трех-пяти лет) восприятие человеком политических категорий, которые постепенно формируют у него избирательно-индивидуальное отношение к явлениям полит. жизни. Д. Истон и И. Денис различают четыре аспекта процесса социализации: непосредственное «восприятие» ребенком политической жизни, информацию о которой он получает из оценок родителей, их отношений, реакций и чувств; «персонализация» политики, в ходе которой те или иные фигуры, принадлежащие к сфере власти, становятся для него образцами контакта с полит. системой; «идеализация» этих политических образов, т.е. образование устойчивых эмоциональных отношений к политике; «институциализация» обретенных свойств => усложнение политической картины мира ребенка и его переход к самостоятельному видению политики.

Особенность первич. этапа п. с.: человеку приходится адаптироваться к политической системе и нормам культуры, еще не понимая их сущности и значения. => Для сохранения естественного характера включения ребенка в полит. мир необходимо соблюдать определенную последовательность в применении механизмов передачи ребенку полит. норм и прошлого опыта.

2) Вторичная п. с. характеризует этап деятельности человека, когда он освоил приемы переработки информации и осуществления ролей, способен противостоять групп. давлению и выразить свою способность к индивидуальному пересмотру идеолог. позиций, переоценке культ. норм и традиций. => Главная роль - обратная социализация, характеризующ. влияние человека на отбор и усвоение знаний, норм, приемов взаимодействия с властью. Вторичн. социализация - самокоррекция человеком своих ценностн. представлений, предпочтит. способов полит. поведения и идеолог. позиций.

*36(2вар)Политическая социализация - постоянное воспроизводство и развитие политической культуры общества, которое осуществляется через усвоение и принятие людьми ее норм, ценностей и моделей политического поведения.

Чаще всего под политической социализацией понимают процесс усвоения индивидом выработанных обществом политических ориентаций, установок и моделей политического поведения, обеспечивающих его адекватное участие в политической жизни общества.

Важнейшей функцией политической социализации является достижение личностью умения ориентироваться в политической системе, выполнять там определенные функции. В противном случае человек не может эффективно отстаивать свои социальные и политические интересы.

Политическая социализация представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия индивида и политической системы. С одной стороны, политическая социализация включает целенаправленное воздействие политической системы на индивида и представляет процесс передачи индивиду существующих в обществе политических ориентаций, ценностей и моделей политического поведения. С другой стороны, политическая социализация включает и собственную активность индивида, то есть преобразование предлагаемых обществом норм политической культуры в свои собственные ценности и установки.

Обычно выделяют три основных уровня политической социализации. На социальном уровне (всего общества в целом) на политическое формирование личности определяющее значение оказывают социально-экономические и политические отношения, уровень политической культуры. На социально-психологическом уровне политические ценности передаются индивиду большими и малыми социальными группами, к которым он принадлежит. На внутриличностном уровне в качестве механизмов политической социализации выступают психические особенности субъекта - мотивы, ценностные ориентации, установки, которые управляют поведением личности в политике.

Типы политической социализации. В зависимости от характера взаимодействия политической системы и индивида выделяются различные типы политической социализации. Обычно рассматривают четыре типа политической социализации: гармоническийплюралистический, конфликтный, гегемонистский.

Гармонический тип социализации отражает психологически нормальное взаимодействие индивида и властных институтов и характеризуется рациональным уважительным отношением личности и политической системы. Такой тип предполагает наличие культурно-однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества.

Плюралистический тип политической социализации отличается опосредованным характером взаимодействия личности с политической системой. Значительное количество разнородных политических субкультур обусловливает первоначальную политическую социализацию индивида в рамках определенной социальной группы. Тем не менее, подобное многообразие не препятствует достижению в обществе консенсуса на основе признания всеми участниками политического процесса либерально-демократических ценностей.

Конфликтный тип политической социализации формируется на основе межгрупповой борьбы и противостояния. Приверженность индивида интересам своей группы затрудняет достижение консенсуса с другими гражданами и властью. В таких обществах, как правило, высока степень политического насилия, жесткой борьбы между носителями разных политических субкультур.

Этапы политической социализации. Политическая социализация осуществляется на протяжении всей жизни человека. В зависимости от отношения индивида к политическому процессу (личное участие или неучастие) обычно выделяют три основных этапа политической социализации личности.

"Допартиципаторный" - индивид еще не принимает личного участия в политическом процессе. Данный этап охватывает период ранней дошкольной фазы дотрудовой стадии общей социализации и частично фазу школьного обучения. Для него характерна преимущественно "первичная" политическая социализация. Именно в это время закладываются основы, усваиваемой индивидом политической культуры. Особенность первичной социализации заключается в том, что человеку приходится адаптироваться к политической системе и нормам политический культуры, еще не понимая их сущности и значения. Поэтому усвоение норм политической культуры в рамках этого этапа происходит, прежде всего, на эмоциональном уровне.

Второй этап политической социализации – партиципаторный- начинается еще на дотрудовой стадии общей социализации и по существу охватывает несколько циклов человеческой жизни - овладение профессией, служба в армии, трудовая деятельность, создание семьи. Для этого этапа характерна так называемая "вторичная" политическая социализация. Ее особенности заключаются в том, что индивид уже освоил приемы переработки информации и модели политического поведения и способен противостоять групповому воздействию. Поэтому главную роль начинает играть так называемая обратная социализация, которая характеризуется тем, что человек сам может выбирать и усваивать определенные политические ценности и установки.

Третий этап политической социализации - постпартиципаторный - начинается у разных индивидов и социальных групп в различные периоды жизни, чаще всего в пенсионном возрасте. Он характеризуется значительным ослаблением политической социализации. В этом возрасте люди, если не происходит каких-либо экстраординарных событий в личной жизни или в жизни общества, обычно не меняют сложившихся и устоявшихся политических взглядов. Агенты политической социализации.

Передача политических ценностей, установок и моделей политического поведения осуществляется посредством воздействия на индивида конкретных людей и формальных институтов, получивших название агентов политической социализации.

Агенты политической социализации подразделяются на политические и неполитические. На первом этапе политической социализации важнейшую роль играет семья, которая формирует у ребенка психологическую основу политических ориентаций, установок и моделей политического поведения. Именно семья на долгое время остается основным источником социализирующей информации. Воспитываясь в семье, ребенок рано входит в контакт и с другими агентами политической социализации. Сначала это детские дошкольные учреждения, а затем и школа, которая играет не менее важную роль, чем семья в процессе политического становления личности.

Важнейшим агентом политической социализации является внесемейное ближайшее окружение, персонифицированное в друзьях, группе сверстников. В определенных ситуациях воздействие этого агента может быть сильнее, чем семьи и школы. В современном мире уже на первом этапе политической социализации важнейшим агентом политической социализации являются средства массовой коммуникации (СМК): пресса, радио, телевидение, кино, видеозапись, компьютерные сети.

*37.Политическая культура общества: понятие, структура, функции.

Появление термина П.к. – XVIII в., труды философа Гердера. Появление теории, изучающей политику через призму культуры, - 50-60-е гг. XX в. (в рамках западной политологической традиции).

На сегодн. день в пол-ии 3 подхода к трактовке п.к. 1) П.к. отождествл. с совокупностью дух. явлений (Алмонд, Верба, Дивайн, Краснов) => П.к. как форма обществ.созн., не включающая практические, поведенческие формы своего существования. 2)П.к. как проявление нормативных требований (Вайт) или совокупность типичных образцов поведения человека в политике (Плейно).=> п.к. – регулятор политического поведения. 3)П.к. как способ, стиль полит.деятельности человека (в основе - идеалы, убеждения, принципы и пр.) (Шапиро, Шаран, Розенбаум). В дан. случ. п. к. – постоянно реализуемая на практике внутренн. программа жизнед-сти человека, совокупность дух. кодов его полит. поведения, свидетельств. об усвоенных им нормах и традициях гос. жизни.

Общепризнанная точка зрения: центральная рольв п.к. принадлежит ценностным ориентациям - руководящим принципам полит. д-сти человека. Эти внутренние представления позвол. человеку оценивать полит. объекты с т. зр. своих интересов, намерений. Они определ. восприятие ч-ком полит. действ-сти. Оценки и суждения позвол. ч-ку осознать свою идентичность или отличия от представителей иной системы ориентаций. Полит. ценности - рез-т освоения ч-ком мира политики. Они испытывают влияние со стороны об-ва (происходит за счет усвоения человеком норм полит. системы, которые несут в себе требования к поведению, а также передают позитивн. опыт прошлого, представл. в традициях, обычаях, стереотипах деят-сти).

У п. к. нет механизмов контроля, кроме ограничений чел. сознания => п. к. нельзя изменить, насильственно заставляя человека предпринимать д-ия, не сопряженные с его внутр. выбором. Но выбором управлять можно (СМИ).

П.к. рассматривается также как часть общенац., общесоциальной культуры.=> п. к. как содержащиеся в к-ре определенной страны явления, относящ. к миру политики. Эти явления испытывают влияние религии, нац. менталитета, достигн. уровня науки и техники, образования и др. П.к. выражает дух народа в символах и атрибутах гос-сти, интегрируя об-во, обеспечивая стаб-сть.

П.к. – совокуп-сть типичных для конкр. страны форм и образцов поведения людей в публ. сфере, воплощающих их цен. предст-ия о смысле и целях развития мира пол-ки и закрепляющ. устоявшиеся там нормы и традиции взаимоотношения гос-ва, лич-сти и об-ва.

2 т.зр.: 1) п.к. д. обладать общегуманист. содержанием => фашист., шовинистск. и др. режимы не м. расширять культ. простр-во и рассматр-ся в качестве п. к. 2)П.к. д. включать любые влияющ. на пол-ку ценности и образцы пов-ия.

П.к. содержит субкультуры – подсистемы ориентаций и моделей полит. пов-ия.

Функции п.к.:

- идентификация: раскрывает потребность человека в понимании св. групп. принадл-сти и опр-ии способов выражения и отстаивания интересов соответств. общ-сти;

- ориентация: хар- т стремление ч-ка к пониманию собственных возмож-стей при реализ-ии прав и собод в конкр. полит. сис-ме;

- предписание: значимость опред. ориентаций, норм и представл-ий, определяющ. направленность и границы повед-ия ч-ка;

- адаптация: потреб-сть в приспос-ии к изменяющ. полит. среде;

- социализация: обретение ч-ком навыков и св-в, позвол. ему реализ-ть свои гражд. права, полит. ф-ии и интересы в той или иной сис-ме.

- интеграция (дезинтеграция): обеспечив-т группам возм-сть существ-ия в рамках опред. полит. сис-мы, сохран-ия цел-сти гос-ва и его взаимоотн-ий с об- вом в целом;

- коммуникация: обеспечивает взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

В различных исторических условиях (в основном при нестабильных полит. процессах) некоторые функции п. к. могут затухать и даже прекращать свое действие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: