Структура п. к

Оказывает влияние на х-р осуществл-ия ф-ий. Ее эл-ты воплощают ценностно-смысл. детерминацию поведения чел-ка в сфере власти.

В общем виде: рац. компоненты (опора ч-ка на осозн-ие им собств. интересов и статусов, соотнесение целей и ср-в их дост-ия) и иррацион. комп-ты (эмоц-чувств. восприятие мира).

Основные элементы:

Полит. знания (в основе – состояние объект. знания о полит. явлениях; истор. знание; знание перспектив развития чел. об-ва).

Полит. опыт. При передаче подвергается внешним воздействиям, либо укрепляющим полит. культуру, либо видоизменяющим ее.

Полит. сознание (восприятие субъектом политики) - стержневой компонент полит. культуры.

Несколько измерений полит. сознания:

• массовое сознание (выражает общественное мнение, настроение и действие масс);

• групповое (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);

• индивидуальное (содержит систему информационных, мотивацион-ных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание лично-стью политики и участие в ней).

Также важнейш. элементы полит. культуры:

- Полит. поведение. Характеризует отношение к власти, к господству, к конфликту, согласию, совместным действиям. Важнейший индикатор полит. культуры.

- Полит. деятельность как способ существования культуры. Предполагает сознат. и добровольн. вмешательство человека или группы лиц в отнош-ия господства и подчинения с намерением реализ-ии своих полит. целей.

Структур-ие п. к. возможно с учетом различного значения и роли цен. ор-ий для формир-ия полит. д-сти чел-ка: цен. ор-ия на мировоззренч. уровне (человек встраивает представления о политике в свою индивидуальную картину мировосприятия), гражданском (где, осознавая возможности органов государственной власти и собственные возможности защищать свои права и интересы, человек вырабатывает новый уровень понимания своего политического статуса), а также на собственно политическом (человек вырабатывает отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и оппонентам и т.д.).

Еще один критерий структуризации п. к. – принадлеж-сть людей к соц., нац, демогр, террит, конфес. и др. обществ. группам. => п. к. как совок-сть субкульт. образований, хар-х наличие у их носителей различий в отн-ии к власти и гос-ву.

*38. Типологизация и моделирование политических культур.

Существует множество типов политической культуры, выражающих преобладание в стиле политического поведения граждан определенных ценностей и стандартов, форм взаимоотношений с властями, а также иных элементов, сложившихся под воздействием географических, духовных, экономических и др. факторов.

В основании типологии п.к. м. лежать специфика разнообразных политических систем (X. Экстайн), стран и регионов (Г. Алмонд, С. Верба), типов ориентаций граждан в политической игре (в частности моралистских, индивидуальных или традиционных - Д. Элазар), открытость или закрытость политических ценностей к инокультурным контактам (Р. Шварценберг), внутренняя целостность культурных компонентов (Д. Каванах), идеологические различия (Е. Вятр и др.), общекульт. поведенч. особ-сти чел-ка (М.Даглас), отличия д-сти элит. и неэлит. слоев.

Выделяют рыночную п. к. (политика как разновидность бизнеса, рассматривается как акт свободного обмена деят-стью граждан) и этатистскую (главентсв. роль в организации полит. жизни - гос. институты), а также традиционную п. к. (соответств. аграрн. этапу разв-ия об-ва), модернистскую (развитие традиций и ценностей на основе индустр. способа произв-ва) и постмодерн. (формирование норм на основе качеств. повышения полит. роли электрон. СМИ и инф. технол-ий).

Классификация Алмонда и Вербы («Гражданская культура»). 3 типа п. к.: парохиальный (хар-но отсутствие интереса гр-н к пол. жизни), подданический (ориентация на полит. институты, невысокий ур-нь индивид. актив-сти гр-н), партисипаторный (заитерес-сть гр-н в пол. участии).=> наблюдается смешение типов, наиболее оптимально – синтетическая к-ра гражданств-сти (преобладание подданическ. установок и активистск. форм участия в пол-ке)

Др. критерий – специфика цивилиз-ии.

Идеалы политической культуры западн. типа восходят к полисной (городской) организации власти в Древней Греции (предполагается обязательность участия граждан в решении общих вопросов), а также к римскому праву (утверждается гражданский суверенитет личности. => воплощение в дан. культуре ценностей гумм-ма, человеч. свободы, плюрализма мнений и убеждений. В основе – мировоззр-ие индивидуализма. Гос-во как инст-т, защищ. права и свободы чел-ка, поддерж. его социальн. инициативы. Право – важнейшее и определяющее орудие власти, гарантирующ. свободу и самоопределение лич-сти, развитие свободного рынка и статус гос-ва как нейтральн., подчиненного гражд. об-ву органа регулирования. Контроль обществ-сти за властн. структурами. Наличие механизмов, уравновешив. различные элитарные групп-ки и центры власти.

Специфика восточных норм и традиций коренится в особенностях жизнедеятельности общинных структур аграрного азиатского общества, формировавшихся под воздействием ценностей арабо-мусульманской, конфуцианской и индо-буддийской культур. Базов. ценности формировались при доминир-ии властн. стр-р, господстве коллектив. форм орг-ии частн. жизни, подавлении централиз. структурами условий для индивидуальной предприним. деят-сти., возникновения и развития частной собственности. Госп-во религ. идей (воплощают также мораль, право, эстетику, соц. учения) => религия поглощает критич. функцию светской мысли. Особое значение – не закон, а обычай, не конституция, а мнение рук-ва. Власть и политика как сфера деятельности героев и выдающ. лиц. Основной удел человека – исполнительные функции, поддержание справедливости, порядка, гармонии верхов и низов.

* 39. Политическая культура современного российского общества.

Рос. п. к. объединяет полит. ценности, нормы и предст-ия зап. и вост. типов. В культ. портрете россиянина все же доминируют черты, кот. историч. заданы влиянием вост., визант. традиций.

Черты отечеств. п. к.:

- преобл-ие общин. ориент-ий;

- персональное восприятие сис-мы власти в гос-ве (определяющ. роль отводится лич-сти, а не институту);

- массовые этатистские настроения (преклонение гр-н перед гос-вом) => низкий ур-нь гражд. самоорг-ии, неприятие людьми обществ. контроля за властью;

- низкий авторитет законности и права (заменяются обыденными представлениями о справедливости и порядке), что обусловлено простодушием и открытостью рус. человека;

- апеллирование к моральн. интересам, а не к рац. основаниям поведения властн. инстит-в.

Неколебимая уверенность в правоте «своих» принципов (обычаев, традиций, лидеров и проч.) в сочетании с множеством идейных, не допускающих компромисса ориентиров граждан поддерживает в политической культуре российского общества глубокий внутренний раскол. Наличие же многообразных субкультур не дает возможности выработать единые ценности политического устройства России, совместить ее культурное многообразие с политическим единством, обеспечить внутреннюю целостность государства и общества.

П. к. российского об-ва внутренне расколота, в ней преобладают нормы и ценности патриархально-традиционалист. типа, отображающие низкий гражданский статус личности и доминирование государственных форм регулирования жизни над механизмами самоуправления и самоорганизации общества. Характерн. черта сложившегося стиля поведения большинства населения - склонность к несанкционированным формам политического протеста, предрасположенность к силовым методам разрешения конфликтных ситуаций, невысокая заинтересованность граждан в нахождении компромисса.

Демократизировать политико-культурные качества российского общества можно прежде всего путем изменения гражданского статуса личности, создания властных механизмов, передающих властные полномочия при принятии решений законно избранным и надежно контролируемым представителям народа. Нашему обществу необходимо укрепление духовной свободы, расширение социально-экономического и политического пространства для проявления гражданской активности людей, вовлечение их в перераспределение общественных материальных ресурсов, контроль за управляющими. Политика властей должна обеспечивать мирное сосуществование даже противоположных идеологий и стилей гражданского поведения, способствуя образованию политических ориентаций, объединяющих позиции социалистов и либералов, консерваторов и демократов, но при этом радикально ограничивающих влияние политических экстремистов. Только на такой основе в обществе могут сложиться массовые идеалы гражданского достоинства, самоуважение, демократические формы взаимодействия человека и власти. Необходимо обеспечить органическ. синтез цивилизац. своеобразия страны и мир. полит. тенд-ий к демократиз-ии обществ и расширению контактов между ними.

*40. Политическое сознание

Политическое сознание представляет собой одну из основных форм общественного сознания, возникая вместе с появлением полит. власти и государственности. Это наиболее общая категория, характеризующая субъективную сторону политики. П. сознание – сфера обществ. сознания, образуемая совокупностью соц. чувств, представлений, взглядов, отражающих реальные полит. отношения.

Основные подструктуры политического сознания:

…Таблица(текстом)…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: