Типы реализации решений

1. Популизм. В качестве основного средства достижения власт­ных целей предполагает прямую апелляцию к общественному мне­нию, непосредственную опору на массовые настроения. Поэтому он неизбежно сориентирован на упрощение, а в ряде случаев и вульгаризацию предлагаемых обществу целей. Правящие элиты пытаются выработать какой-то призыв к населению, реа­лизация которого, по их мнению, обеспечит преодоление всех противоречий и быстрое продвижение к успеху. Нередко в таких случаях используются лесть, запугивание внешней или внутренней угрозой необоснованные посулы и обещания. Наиболее ярко популизм проявляется при харизматическом правлении. Но популистские меры могут выступать со­ставной частью полит. курса и при демократических и другого типа режимах, придерживающихся рациональных методов управления.

2.Элитизм. Отличит. черта - курс на предотвращение сколь­ко-нибудь значительного участия граждан не только в выработке, но и корректировке решений, на поощрение различных посред­нических форм взаимодействия с электоратом, усечение полит. информирования общественности, закрытый характер принятия и осуществления полит. решений на всех этапах.

3. Консерватизм. В деятельности властей домини­рует установка на сохранение структуры и функций гос. органов власти, традиционных форм и методов полит. регулирования. Такие методы управления характерны для ста­бильных полит. режимов, культивирующих внутреннюю приверженность граждан к хранимым и почитаемым в данном общ-ве ценностям и идеалам. Это неизбежно усиливает патри­отические настроения и способствует сохранению целостности общественного и полит. организмов.

4. Радикализм. Приводит к прямо противоположным результатам полит. правления. Даже когда стремление революциони­зировать общество, добиться его качественного переустройства не является самоцелью властей, соц. и полит. пос­ледствия, вызванные радикал. методами преобразований, редко несут гражданский мир, порядок и улучшение жизни насе­ления. Насилие — основной метод управления революционных режимов — неизбежно превращает власть в смертоносное орудие преобразований, чреватое массовой гибелью граждан.

5. Демократизм. Ориентируется на реальные потребности и запросы граждан, воплощение их неотъемлемых прав и свобод. Культи­вируя атмосферу взаимоответственных отношений между ря­довыми гражданами и элитой, демократ. политика до­бивается доверия людей, желания лояльно сотрудничать с влас­тями. Соблюдение процедур избирательных циклов, принципа разделения властей, цивилизованных отношений с оппозицией, как правило, исключает из арсенала политического управления средства жесткого соц. принуждения, поощряет меха­низмы «самодисциплины и самопринуждения» граждан (Н. Элиас).

Умение использовать основные требования теории принятия решений приобретает особую значимость в периоды интенсив­ных изменений полит. систем, их трансформации и мо­дернизации, поскольку в этих условиях нельзя в полной мере опереться на традиции полит. жизни и испытанные мето­ды управления государством и обществом.

*28. Особенности политического процесса в России

В целом политический процесс – это совокупность дей­ствий институциализированных и неинституциализированных субъ­ектов по осуществлению своих специфических функций (дисфунк­ций) в сфере власти. Поведение субъектов власти и властных институтов в России имеет особую логику и происхождение. Особенности полит.процесса в России:

1. Нерасчлененности политики и экономики, соц. и личных отношений. Политика не отделена от других сфер в силу незрелости институтов гражданского об-ва, которые должны ее ограничивать и контролировать. Ни один вопрос эконом., соц., духовного развития не решается без вмешательства властных структур.

2. Отсутствие консенсуса между участниками полит. жизни. Причина конфликтности - различное понимание ценностей свободы и демократии у полит. сил, а также их неравные возможности активного участия в реформаторском процессе и удовлетворения собственных интересов. Для отстаивания разнородных полит. целей и реализации своих требований полит. силы исп. широкий арсенал средств, включая незаконные (коррупцию, шантаж, подлог, насилие и т. д.).

3. Неструктурированность и высокая степень совмещения и взаимозаменяемости полит. ролей. Способности полит. партий выражать интересы гражд. об-ва весьма условны. Отсутствие дифференциации и специализации полит. ролей и функций у субъектов власти обусловлено росссийской полит. традицией, заключающейся в концентрации власти в одном центре. Большинство полит. функций конституционно сконцентрировано в руках президента страны. Сохранение в подобных объемах власти в президентских структурах во многом является результатом несформированности институтов гражд. об-ва.

4. Отсутствии интеграции среди участников полит. процесса, что является следствием отсутствия в общ-ве единой коммуникационной системы. Несформированность институтов гражд.об-ва не создавала разветвленной системы трансляции требований граждан к властным структурам. Наибольшими возможностями здесь обладают правящая элита и бюрократия, контролирующие ресурсы и политическое влияние. Партийная система в России еще не в состоянии выступать эффективным каналом трансляции требований от широких соц. общностей к власти.

5. В основе полит.процесса - активный полит. стиль, состоящий в навязывании общ-ву нововведений со стороны правительства. Активная роль государства, как в формировании проблем, так и в интеграции интересов различных групп вызвана культурно-религиозной, этнической и политической неоднородностью общ-ва. Навязывание определенных ценностей и стандартов полит.деятельност делает поведение субъектов политики предсказуемым. Принцип "коллективной ответственности" порождал традицию безответственности полит. власти за последствия принимаемых решений, что продолж-ся до сих пор.

6. Высокая концентрация полит. власти и ресурсов в руках правящей элиты, что заставляет контрэлиту и оппозицию оформляться и выступать в качестве радикальных движений, а не полит. оппонентов. Усиливающееся имущественное неравенство углубляет конфликтность полит. взаимодействий. Все это порождает желание у оппозиции использовать радикальные средства борьбы для того, чтобы заставить официальную власть признать и легитимизировать оппозицию и учитывать ее мнение при выработке полити. курса. Кроме того, прринятие и реализация конкретных решений оттесняется на второй план. Этим объясняется невысокая динамика реформаторского процесса и слабая эффективность принимаемых политических решений.

*29. Понятие, виды и содержание политических технологий, их роль в политических процессах.

Полит технологии - это совокупность методов и форм достижение полит целей, на основе: 1)проф. использования законов политики2) введения менеджмента и других принципов рынка в политике 3) использования процедур, предусмотренных законами или духовными основами участников политики.4) технология воздействия на массовое сознание, управление им и манипулирование.

ПТ рассматриваются и как алгоритм соответствующий дет-ти субъекта, программирующий его на более эффектив. действия, т.е. это не разрозненные техники и приемы действий, а сов-ть методов и процедур, обладающих очередностью. ПТ зависят от квалификации и компетентности субъекта, его знаний и опыта. Верно найденные алгоритмы – источник саморазвития политики. Технологии могут побуждать к совершенствованию методов решения уже известных задач, постановке новых целей.

Предназначение: стабилизация или дестабилизация полит. отношений в к-л гос-ве, организация избир.кампаний, информац. обеспечение принятия решений, согласование позиций при выработке гос.программ.

Причины формирования: потребность чел-ка в более рациональном, эконом., эффектив. способе реализации конкрет. полит.целей.

В целом – ПТ – сов-ть применяемых субъектами знаний и способов деят-ти, направленных на оптимальную и эффект. реализацию стоящих перед ними конкрет.целей в сфере гос. власти.

Структура ПТ: специфические знания, приемы, процедуры, способы действий, технико-ресурсные компоненты. Роль знаний: ПТ – способ отображения дейст-ти на основе, кот. происходит поиск средств и способов эффект. решения задач. Знания могут иметь как научный характер, так и форму обыденных воззрений, заключающих практический опыт решения задач. Три позиции в технологическом знании: 1)технолог, аналитик – занимаются специализированной оценкой полит.проблемы; 2) заказчик – задает конкрет.цели решения проблемы; 3) субъект-исполнитель – действует на стадии практического решения задачи. Утроение источников технолог.знания свидетельствует об одновременной оценке ситуации всеми субъектами. Это позволяет избавиться от субъективизма.

Полит технологии подразделяются на основе их законности: 1) белые (основаны на основе закона, осуществляются в соответствии с законами, и осуществляются спец уполномоченными органы) 2) серые (технологии скрытого воздействия или технология осуществляемая неофициальными органами) 3) чёрные (способы воздействия, разрушающие политику, целостность общество, и дискредитируют участников политики).В зависимости от условий деят-ти и способностей субъектов: жесткие (устойчивость и неизменность снов. параметров приемов деят-ти) – напр., подготовка гос.решений; мягкие (демонстрируют более гибкие адаптивные способы и приемы деят-ти)- напр., различ. способы информац. обеспечения избират. кампании.

Роль. Способствуют оптимизации принятия решений для достижения поставленных целей в полит.процессе. Особый технологический уровень анализа политики- выборы (методы депутатов- честные-нечестные).ПТ могут быть не только конструктивными, но и нарушающими нормы полит. этики(черный пиар, дезинфор-я, манипулирование, провокации), использовать методы противоправной борьбы за гос. власть (террор, заговоры).

*30. Политическая модернизация. Ее особенности и этапы в современной России.

Термин «модернизация» означает одновременно и стадию общественных преобразований, и процесс перехода к современным обществам.

Полит. модернизация - переход от традиционного к современному обществу в результате научно-технического прогресса, социально-структурных изменений, преобразования нормативных и ценностных систем.

Типы модернизации:

1) “первичная” (Западная Европа, США, Канада) - охватывает эпоху первой промышленной революции, разрушения традиционных наследственных привилегий и провозглашения равных гражданских прав, демократизации и т.д.;

2) “вторичная”, “отраженная”, модернизация “вдогонку”(Россия, Бразилия, Турция и др.) Ее основная черта – осуществление социокульт. контактов отставших в своем развитии стран с уже существующими центрами индустриальной культуры.

Факторы модернизации:

- в экономике: расширение индустриальных технологий, основанных на использов-ии капитала и научного знания, широком освоении природных ресурсов, расширении вторичного (переработка, торговля) и третичного (услуги) секторов хозяйства;

- в социальной сфере: ослабление прежних предписанных (аскриптивных) типов социальности и расширение сферы новых целерациональных связей, основанных на профессиональных или рыночных критериях, что сопровождается ростом дифференциации, в особенности классовой и имущественной, разделением между производством, политической и общественной деятельностью;

- в сфере политики: образование централизованных национальных государств, в рамках которых формируются различ. соц.-полит. движения и группы, отстаивающие свои интересы;

- в культурной сфере: дифференциация духовных систем и ценност. ориентаций, секуляризация и плюрализация обществ. сознания и образ-ия, распространение грамотности, формирование нац. культуры и языка, многообразие идеолог. течений, развитие СМИ и коммуникации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: