Предметно-пространственная среда

Предметно-пространственная среда относится к числу факторов, постоянно воздействующих на человека. Основное требование к ней с точки зрения организации консультативного процесса – создание эмоционального фона, направленного на сотрудничество, укрепление взаимодействия консультанта с клиентом, снижение тревожности клиента, исключение неадекватных реакций с его стороны, компенсацию возможных негативных эмоционально-психологических состояний как для клиента, так и для консультанта. Кроме того, ее организация должна способствовать поддержанию работоспособности консультанта и повышению эффективности его деятельности.

Известно, что на первых порах сам процесс консультирования повышает тревожность клиента, вызывает настороженность при раскрытии и исследовании своих проблем. Снижению проявления вышеуказанных негативных моментов в значительной степени способствует создание обстановки конфиденциальности. Если клиент не уверен, что его не услышат посторонние, находящиеся в этом же кабинете, если слышит происходящее в соседнем кабинете или коридоре, то он может усомниться в конфиденциальности своего общения с консультантом. Кабинет должен быть не очень большим, каждый раз клиента следует принимать в одном и том же кабинете, это его меньше отвлекает, не занимает время на освоение новой обстановки, актуализируя защитные механизмы и мешая очередному консультативному контакту.

Иногда между консультантом и клиентом имеется посредник, выполняющий вспомогательные функции. Роль помощника в консультативном процессе не является второстепенной, как может показаться на первый взгляд. Он может настраивать клиента на встречу с консультантом, создавать обстановку доброжелательности, не вмешиваясь при этом в сам процесс. Разумеется, он также должен соблюдать требования конфиденциальности.

Структурирование консультативного пространства. Клиент входит в кабинет и попадает на «территорию консультанта». Поэтому одним из главных аспектов успешного взаимодействия консультанта с клиентом является структурирование пространства, в котором происходит это взаимодействие. При встрече клиента консультант должен придерживаться определенного этикета: встать и встретить клиента на полпути, представиться и попросить клиента назвать себя (при первой встрече), предложить клиенту выбрать место и сесть, прежде чем расположиться самому. Необходимые для создания непринужденности обстановки проявления со стороны консультанта вежливости, гостеприимства, естественности поведения, помимо сформированности у него навыков общения, во многом обусловлены и структурированием консультативного пространства. Если Вы испытываете затруднения при выходе из-за своего рабочего стола, путь к двери загроможден различными предметами, а со стола падают бумаги и папки, то вряд ли Вам легко самому быть непринужденным, не проявлять излишнего напряжения при встрече клиента.

Другой вопрос, связанный со структурированием консультативного пространства – это взаимное расположение консультанта и клиента.

При расположении консультанта и клиента на противоположных сторонах стола между ними сохраняется социальная дистанция, так как стол служит своеобразным барьером общения. В этом случае атмосфера консультирования будет более близка к официальной, а, например, неспокойным клиентам подходит скорее такая позиция, так как в этом случае в большей степени сохраняется их автономность, они в большей степени чувствуют себя в безопасности.

В безбарьерной позиции расположения (например, на одной стороне стола) консультанта и клиента консультанту более доступна невербальная информация, а также создается возможность большей маневренности, изменения дистанции в зависимости от ситуации консультирования, изменения консультативного контакта. При этом расположение друг против друга позволяет в большей степени создать условия для сотрудничества. Дистанция же между консультантом и клиентом отражает известный в социальной психологии феномен «личного пространства». Личное пространство изменяется в зависимости от отношений участников беседы, обсуждаемой темы, культурных различий. Неправильный выбор дистанции (несоразмерность социального либо возрастного аспекта личностного пространства) может привести к затруднению при обсуждении некоторых тем, а иногда и к невозможности их обсуждения вообще.

При решении предметно-пространственной среды помещения для консультирования важным моментом является создание оптимального цветового климата. Цвет оказывает очень сильное влияние на человека. По богатству ассоциаций ни одно из природных явлений не может с ним сравниться. Цвет нас радует или печалит, привлекает или отталкивает. «Много утех и прохлад в жизни нашей от цветов зависит» - писал М.В. Ломоносов.

Цвет оказывает на человека эстетическое, психологическое, психофизиологическое, информационное воздействие. Применительно к консультативному процессу наиболее существенными являются такие функции цвета, как психологическое воздействие и создание комфортности. Последняя имеет две составляющие – психофизиологический и психоэстетический комфорт. Психофизиологический комфорт предполагает обеспечение оптимальных условий для функционирования зрительного анализатора. Психоэстетический комфорт – это такая цветовая гамма, которая вызывает положительные эмоциональные и психологические реакции человека.

При всех индивидуальных различиях восприятия цвета и реакции на него при формировании цветового климата существуют некоторые общие характеристики его воздействия на человека, которые приведены в табл.1.1.

Таблица 1.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: