Пропаганда

Пропаганда (лат. propaganda – подлежащее распространению) – деятельность (устная или с помощью средств массовой информации), осуществляющая популяризацию и распространение идей в массовом сознании.

Понятие «пропаганда» было введено в 1662 г. Ватиканом, образовавшим особую конгрегацию, задачей которой было распространение веры с помощью миссионерской деятельности.

Под политической пропагандой понимается систематически осуществляемые усилия повлиять на сознание индивидов, групп, общества для достижения определенного, заранее намеченного результата в области политического действия.

В понятие «пропаганда» в большинстве случаев вкладывается негативный смысл. Многие зарубежные специалисты признают, что пропаганда является средством обмана, информационно-психологического насилия над личностью и контроля ее поведения. Наиболее характерным и отражающим сущность пропаганды является определение английского теоретика Л. Фрезера, который полагает, что «пропаганду можно определить как искусство принуждения людей делать то, чего бы они не делали, если бы располагали всеми относящимися к ситуации данными». Известный американский исследователь средств массовой информации Лассуэл подчеркивал, что не цель, а метод отличает управление людьми с помощью пропаганды от управления ими при помощи насилия, бойкота, подкупа или других средств социального контроля.

Сущность пропаганды по мнению американских психологов состоит в том, что под ее влиянием каждый индивид ведет себя так, как если бы его поведение вытекало из его собственных решений. Точно так же можно манипулировать поведением группы людей, причем каждый член такой группы будет считать, что поступает по собственному разумению.

Пропаганда воздействует на чувства больше, чем на разум. Пропаганда прямо или косвенно играет на всех человеческих эмоциях – на простых эмоциях, вроде страха, на сложных – таких, как гордость или любовь к приключениям, на недостойных эмоциях вроде жадности, или на добрых – таких, как сочувствие или само­уважение, на эгоистических эмоциях вроде честолюбия, или на эмоциях, обращенных к другим – таких, как любовь к семье. Все человеческие эмоции и инстинкты в то или иное время давали пропагандистам средства влиять или пытаться влиять на пове­дение тех, кто служит для них мишенью.

Пропаганда условно подразделяется на «белую», «серую» и «черную».

Белая пропаганда обычно ведется от имени официального источника или одно­го из его органов. Она является открытой, использует проверенные данные и не маскирует свои цели.

Серая пропаганда уже не указывает определенного источника информации, использует непроверенные сведения, стре­мится ввести людей в заблуждение.

Черная пропаганда всегда скрывает свой подлинный источник, основывает­ся на самом настоящем обмане.

Применение серой и особенно черной пропаганды в развитых демократических государствах запрещено за­коном и преследуется им. Тем не менее оно возможно и используется нечистоплотными средствами массовой информации в своих целях.

Выделяют следующие семь основных приемов информационно-психологического воздействия при ведении пропаганды, известных как «азбука пропаганды»:

1. «Приклеивание или навешивание ярлыков» (name calling).

2. «Сияющие обобщения» или «блистательная неопределенность» (glittering generality).

3. «Перенос» или «трансфер» (transfer).

4. «Ссылка на авторитеты», «по рекомендации», «свидетельства» или «освидетельствование» (testimonial).

5.«Свои ребята» или «игра в простонародность» (plain Folks).

6. «Перетасовка» или «подтасовка карт» (card stacking).

7. «Общий вагон», «общая платформа» или «фургон с оркестром» (band wagon).

Эти приемы пропаганды в систематизированном виде были сформулированы в США в конце 30-х годов XX века в Институте анализа пропаганды.

Этапы воздействия пропаган­дистского сообщения:

этап привлечения внимания и возбуждения интереса;

этап эмоциональной стимуляции;

этап демонстрации того, как созданное напряжение мо­жет быть разрешено следованием совету коммуникатора.

Управление кризисами

В современной экономической конкуренции и политической борьбе распространена такая форма информационного противоборства, как управление кризисами (англ. – Crisis management) [39].

В управлении кризисами используются технологии создания и управления кризисными ситуация­ми в интересах определенных социальных субъектов. Эти технологии используются для тайного принуждения личности, преимущественно в экономической конкуренции и политической борьбе, в них применяется комплекс различных способов и средств скрытого принуждения людей.

Управление кризисами базируется на разведывательных методах и технологиях, корнями уходит в то, что называют «разведка корпораций». Или, другими словами, это методы разведки в сочетании со специфическими «кризисными» технологиями, позволяющими непосредственно использовать получаемую разведывательными методами информацию для извлечения прибыли и решения эко­номических задач.

В кризисных технологиях ис­пользуются различные (практически любые) каналы доставки информации. Это могут быть СМИ и МК, внутрифирменные служеб­ные записки, разговоры в компаниях на отдыхе, письма, телефонные звонки и др. При использовании каналов доставки информации применяется принцип «подстраховывающих мероприятий», в соответствии с которым, как правило, используется для создания мнения несколько каналов доставки информации.

Первая часть комплекса кризисных технологий – чисто разведыва­тельные технологии, которые используются всеми разведками мира, а также негосударственными разведывательными структурами (специализированными негосудар­ственными и частными разведывательными фирмами, разведыва­тельными подразделениями крупных компаний или так называемой разведкой корпораций и т.п.).

Вторую часть составляют специфические, собственно кризисные тех­нологии. Сущностью и психологическим содержанием кризисных технологий является тайное принуждение человека. В crisis management'e используется сочетание «мнение + влияние» в совокупности с технологическими приемами, позволяющими создавать нужное мнение и оказывать нужное влияние [39]. Кризисные технологии позволяют сделать это таким образом, чтобы не попасть под уголовное преследование (не выходя за рамки закона и не совершая ничего такого, за что можно было бы привлечь к ответ­ственности).

Основные составные компоненты операции по управлению кризисом [39]:

1. Сбор информации. При сборе информации ищут слабые места, за которые можно «уцепиться» (или которые надо ликвидировать). Определяются сильные сторо­ны, которые надо избегать (или на которые можно опереться). Определяются деловые, личные и другие связи действующих лиц. Снимаются так называемые «зависимости»: кому человек может отказать, если не согласен с его просьбой, а кому – нет; какой человек или структура может подействовать на объект в приказном порядке, а какие – нет. Определяются личные интересы действующих лиц, снимаются психологические характеристики и прогнозируется по­ведение в разных ситуациях. Также определяются каналы получения ими информации, целевые аудитории и т.д.

2. Реинжиниринг. Его цель – повысить эффективность работы фирмы. Реинжини­ринг часто применяется отдельно, вне всякой связи с кризисными технологиями, так как по своей сути это чисто управленческая задача. Но когда реинжиниринг идет в увязке с кризисными программами, управленческие схемы проверяются на так называе­мую «кризисную устойчивость», и в них вносятся соответствую­щие коррективы.

3. Создание мнений на целевых аудиториях. На каждой из целевых аудиторий создается запланированное мнение. Работа идет более «точечно», чем в рекламе или public relation (PR), применяются некоторые специальные технологии.

4. Обеспечение принятия нуж­ных решений – лоббирование. Сrisis management включает в себя технологии обеспе­чения принятия решений на основе созданного мнения. После создания мнения человек уже приведен в состояние, когда он и сам готов принять нужное решение. Для повышения вероятности того, что он это решение реально примет, его акку­ратно и в полном соответствии с законодательством «стимулиру­ют», «подталкивают» к принятию данного решения и одновременно перекрывают возможности для непринятия решения. Этот процесс базируется на знании, учете и использовании личнос­тных характеристик, личных интересов, структуры деловых, дол­жностных и личных связей и пр.

Шантаж

Шантаж как операция информационно-психологической войны известен давно. В последнее время шантаж стал применяться все чаще и чаще именно в контексте информационно-психологических войн.

Шантаж – это создание условий, при которых объект шантажа ставится в ситуацию, при которой отказ от выполнения условий, поставленных субъектом воздействия, может реально повлечь наступление неприемлемых для объекта последствий. Именно неприемлемость для объекта возможных последствий и является основой шантажа, которая делает его сильным и весьма опасным оружием.

Опасность шантажа усиливается еще и тем, что зачастую объект лишен возможности перепроверить правдивость реальности угроз со стороны субъекта. Нередко объект, понимая гипотетичность угроз, все же совершает действия выгодные субъекту, только потому, что получить информацию о том, что субъект блефует, у него нет реальной возможности.

Еще одной особенностью шантажа является то, что далеко не всегда субъект действует открыто. Нередко объект так и не узнает, кто же конкретно его шантажировал.

Все чаще шантаж сопровождается похищением заложников, что до крайности обостряет ситуацию и в значительной мере сковывает активные действия объекта, направленные на нейтрализацию субъекта.

В ситуации применения шантажа объект ставится в положение, когда ему необходимо принять решение о том, принять или отвергнуть предложение шантажиста.

В случае, если субъект использует информацию, компрометирующую объект, последний пытается оценить ущерб, который будет нанесен его имиджу, и те последствия, которые возникать.

Если же шантаж базируется на похищении и удержании заложников – на карту ставится их здоровье, а нередко и жизнь.

По целям шантаж условно можно разделить на:

получение денег;

получение оружия, наркотиков, средств передвижения и т.п.;

побуждение объекта к совершению или к отказу от совершения неких действий.

По содержанию:

политический;

экономический;

психологический;

смешанный.

Мировая практика показывает, что для объекта нет никаких гарантий реализации обещаний субъекта, даже если он абсолютно полностью выполнил все его требования. С другой стороны, отказ от выполнения требований шантажиста также не дает никаких гарантий, что он не приведет свои угрозы в действие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: