Индивидуально-личностные особенности

За помощью к консультантам обращаются люди, испытывающие затруднения в разрешении жизненно важных проблем. Однако люди по разному переживают житейские невзгоды, реагируют на изменение окружающей среды, обладают разными возможностями для решения возникающих проблем. Знание индивидуально-личностных особенностей клиента, обуславливающих данные различия, а также диапазона их проявления позволяет консультанту более эффективно осуществлять консультативный процесс.

Гармоничная личность, у которой все особенности примерно равно выражены и сбалансированы, легче адаптируется в сложных жизненных ситуациях и реже нуждается в помощи, рекомендациях, индивидуализированном подходе. Чем ближе конкретный человек к гармоничной личности, тем разнообразнее у него арсенал индивидуально-личностных свойств, сбалансированность которых проявляется в том, что противоположные характеристики уравновешивают друг друга. В этом случае мы можем говорить, что перед нами конкордантно-нормальная личность.

Явное преобладание в структуре личности тех или иных свойств говорит об акцентуации характера. В этом случае речь идет о «сложном» характере, при котором заостренные личностные особенности затрудняют адаптацию человека. Понятие «акцентуированные личности» введено К. Леонгардом, который утверждал, что «акцентуированные личности далеко не худшая половина человечества». Акцентуация характера может проявляться как усиление одной из личностных тенденций, а может сочетать в себе акценты по нескольким свойствам. Так, противоречивое сочетание ригидности с лабильностью, гипертимных и гипотимных черт, повышенной тревожности при повышенной агрессивности создает весьма противоречивый паттерн (рисунок) личности, нередко служит базой для выраженного внутреннего конфликта личности, значительно затрудняя социальную адаптацию, и выявляет предрасположенность к развитию психосоматических расстройств.

Если акцент в характере человека выражен как ведущая тенденция, но свойства личности поддаются самоконтролю, то мы можем говорить о четко выраженном характере. Если же эмоционально-личностные характеристики слабо поддаются самоконтролю, выходя за рамки успешно адаптирующейся нормы, поведение человека и его контакты с окружением резко затрудняются, то речь может идти о психопатических чертах, психопатической личности.

В любом случае, ведущие тенденции формируют устойчивые индивидуально-личностные свойства, обуславливающие определенную избирательность в отношении жизненных ценностей, рода занятий, выбора объектов общения и привязанности, сферы интересов, способа социальной активности и др. Рассмотрим некоторые характерологические варианты личности.

Сущность д емонстративного типа личности по типологии К. Леонгарда, или, при более выраженной акцентуации, истерического типа (3 шкала в тесте MMPI), заключается в аномальной способности к вытеснению. Им присуща неустойчивость эмоций и конфликтное сочетание разнонаправленных тенденций: высокий уровень притязаний сочетается с потребностью в причастности к интересам группы, эгоистичность - с альтруистическими декларациями, агрессивность - со стремлением нравиться окружающим. Демонстративность направлена на позитивную оценку окружающих. Характерна яркость эмоциональных проявлений при некоторой поверхностности переживаний, убежденность в идентичности своего "Я" декларируемым идеалам. Яркое проявление эмоций приводит к их поверхностности, в связи с чем, при наличии большого числа друзей мало тех, к кому они по настоящему привязаны. Возможно проявление мелочной конфликтности, нетерпеливости. Неустойчивость самооценки, на которую существенное влияние оказывает значимое окружение.

Отмечается тенденция быть в центре внимания, ищет признания и поддержки и добивается этого хотя и косвенными, но весьма настойчивыми действиями (в связи с чем с равной убежденностью в разных аудиториях может говорить разное).

В межличностных отношениях отмечается социальная гибкость, способность сглаживать противоречия в группе, находить компромиссное решение между разнонаправленными тенденциями. Они очень чувствительны к реакциям других людей, легко перестраиваются в соответствии с атмосферой, царящей в тех или иных кругах общения в связи с чрезвычайной ситуацией, легко вживаются в любую роль, связанную с тем или иным социальным статусом.

Впечатлительность к внешним эффектам и потребность в немедленном социальном поощрении могут быть успешно использованы при попытке управления поведением обследуемого со стороны руководителя с учетом значимости для него мнения референтной группы.

Художественный склад мышления. Художественный (целостный, образный) стиль восприятия, эмоциональная переработка и яркое, артистическое воспроизведение информации. Стремится мыслить целостными образами, имеющими форму, цвет, эмоциональную окраску.

В профессиональном плане тропизм (влечение) к видам деятельности, в которых насыщается потребность в общении, переживании ярких чувств, самодемонстрации. Повышенная эмотивность, выраженная склонность к перевоплощению, черты демонстративности, потребность в сопричастности к общему настроению окружающих создает благоприятную почву для самоопределения в сфере артистической деятельности, в педагогике или в области общественной деятельности, где данные качества могут быть хорошим дополнением при условии достаточно высокого интеллекта. Эти личностные особенности могут также найти применение при работе в сфере обслуживания, в офицерской кадровой службе, так как есть способность и подчиняться и командовать, легко переходя от одной роли к другой.

Профессиональный тропизм к таким видам профессиональной деятельности как журналистская, артистическая, педагогическая, стремление к участию в общественных мероприятиях, к работе в сфере обслуживания.

Групповую деятельность, требующую планирования и длительного проведения единой линии личности такого типа могут затруднять. В то же время деятельность, требующую широких, разнообразных и относительно кратковременных контактов, умения приспособиться к различным людям, благоприятно выглядеть в их глазах хорошо удаются.

Для женщин такого типа - хорошие воспитатели младшего возраста.

Защитный механизм протекает двояким путем: 1) вытеснение из сознания той негативной информации, которая является конфликтогенной или наносит урон реноме личности, субъективному образу собственного "Я"; 2) психологическая тревога трансформируется на органическом (биологическом) уровне в функциональные нарушения. Эти механизмы, дополняя друг друга, создают почву для психосоматических расстройств и так называемой конверсионной симптоматики, когда возникающие нарушения в двигательной сфере, речевой деятельности, в сфере тактильной, слуховой или зрительной чувствительности носят на себе отпечаток условной "желательности" в связи с субъективной невозможностью разрешить конфликт конструктивным путем.

В ситуации стресса свойственны выраженные вегетативные реакции, нервозность, слезливость, драматизация интонаций и мимики, возможно сужение сознания вплоть до обморока.

Невозможность длительного и упорядоченного усилия может оправдываться различного рода декларативными заявлениями.

В сочетании с выраженной ипохондричностью возникает так называемая конверсионная симптоматика (конверсионное V) – перевод эмоциональной напряженности в соматические (физические) расстройства. Реакция такого типа позволяет истолковывать жизненные затруднения, неспособность оправдать ожидания окружающих, несоответствие собственному уровню притязаний с точки зрения социально приемлемой и представляющейся рациональной. Эти реакции могут осуществляться, во-первых, за счет появления соматической симптоматики, которая позволяет рационально объяснить затруднения, и, во-вторых - за счет непсихотической психопатологической симптоматики, которая выражается в жалобах на утомляемость, раздражительность, неспособность к концентрации внимания и т.д.

Истерический невроз – в ответ на неблагоприятную ситуацию возникают двигательные, сенсорные и другие соматические расстройства.

Характерно снижение настроения, поведение ориентировано на сочувствие, внимание и поддержку со стороны окружающих. Предъявление жалоб на снижение настроения, памяти, появление утомляемости может использоваться как средство давления на окружающих, обеспечивающее повышенное внимание и поддержку в тем большей степени, чем теснее контакт с лицами, на которые оказывается давление. В этой связи затрудняется адаптация в ближайшем окружении, в частности внутрисемейная.

При добавлении дистимических реакций - многочисленные соматические жалобы, чуткость в улавливании настроения окружающих, умение использовать это в своих целях, развитие вегетативных реакций в ответ на неудачи.

При ярко выраженной акцентуации по истероидному типу могут проявляться черты эмоциональной незрелости (инфантилизм, жеманство, иждивенческие тенденции). Характерна повышенная нервозность, слезливость, избыточная драматизация происходящих событий, слонность к сужению сознания вплоть до обмороков. В сочетании с повышенной импульсивностью увеличивается вероятность поведенческих реакций по истерическому типу со склонностью к «самовзвинчиванию», выраженным стремлением к эмоциональной вовлеченности в конфликтных ситуациях.

Коррекция истероидных реакций чрезвычайно трудна, так как при кажущейся внушаемости эти личности скорее «самовнушаемы», т.е. податливы лишь в отношении того, во что верят, в чем субъективно убеждены. В связи с этим истерический вариант дезадаптации сложен для психокоррекции, для него наиболее приемлемы различные варианты арттерапии.

Невыраженность демонстративных черт проявляется эмоциональной устойчивостью, пониженной чувствительностью к средовым воздействиям с относительно низкой откликаемостью на проблемы социального микроклимата, что отражается в поведении менее гибким стилем межличностного взаимодействия, отсутствием необходимой "дипломатичности" и созвучности настроениям референтной группы.

Педантичные личности по типологии К. Леонгарда, или с повышенным невротическим контролем, «ипохондричные» (1 шкала в тесте MMPI) характеризуются мотивационной направленностью на соответствие нормативным критериям как в социальном окружении, так и сфере физиологических функций своего организма. Основная проблема личности данного типа – подавление спонтанности (непринужденности, непосредственности реакций), т.е. нормальных человеческих проявлений, избыточная осторожность, скупость эмоциональных проявлений. Для них характерно противоречивое сочетание сдержанности и раздражительности, что создает смешанный тип реагирования, проявляющийся постоянной напряженностью.

В межличностных отношениях - высокая нравственная требовательность как к себе, так и к другим. Дезадаптация может проявляться повышенной сосредоточенностью на отклонениях от нормы в плане межличностных отношений, где человека раздражает безответственность и недостаточная нравственность поступков окружающих.

Стиль мышления инертный, несколько догматический с опорой на существующие общепринятые точки зрения, лишенный свободы, независимости и раскованности.

В профессиональном плане возможно преуспевание в таких видах деятельности, где уместны и необходимы такие качества, как исполнительность, умение подчиняться установленному порядку и следовать определенным инструкциям и директивам, аккуратность, умение сдерживать присущие человеку слабости, противиться соблазнам (конторский тип служащего, чиновничий аппарат, а также служба безопасности, охрана труда, кадровая служба в армии; такие особенности присущи служителям культа, а также как одна из черт в структуре личности педагога).

Гиперсоциальная направленность интересов, ориентация на правила, инструкции.

В сочетании с дистимическими чертами предпочтительна деятельность, не требующая быстрой реакции на изменение ситуации, инициативы и самостоятельности в принятии ответственных решений; исполнительская работа, заключающаяся в аккуратном выполнении своих обязанностей, не требующая ответственности за результаты коллективного труда. В межличностных контактах проявляется осторожность, дидактичность, назидательность тона. Усиливаются такие личностные черты, как догматизм, ханжество. "Язвенный" тип личности, так как подавление агрессии как на осознанном, так и на неосознанном уровнях приводит к психосоматическим реакциям, особенно к усиленному выделению желудочного сока.

В сочетании с повышенной импульсивностью интуитивный, эвристический стиль мышления, способность к нешаблонному подходу в решении проблем сочетается с некоторой инертностью, догматической опорой на собственную точку зрения. Выраженная склонность к самоактуализации сдерживается недостатком свободы, независимости и раскованности мышления.

Основой застревающего, или паранойяльного типа (6 шкала в тесте MMPI) акцентуаций является, по Леонгарду, высокая стойкость аффекта, повышенный аффективный фон. Речь идет о постоянном ригидном состоянии, характеризующимся самодовольством, горделивостью, неуязвимость ни в чем (он всегда прав). Для этих личностей характерна высокая стеничность (безграничность сил для достижения его идей) и обстоятельность, неустанность в борьбе за свои идеи.

Ригидность - (лат. rigidus – жесткий, твердый) – затрудненность в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.

Стеничность (греч. stehnos – сила) – характеристика высокой работоспособности индивида, устойчивости к различным помехам, способности к длительной непрерывной деятельности.

Этому типу личности свойственна устойчивость интересов, упорство в отстаивании собственного мнения, стеничность установок, активность позиции, усиливающаяся при противодействии внешних сил, практичность, трезвость взглядов на жизнь, трудолюбие. В сфере эмоциональных переживаний проявляются устойчивость и медленная смена настроений, злопамятность, упрямство, некоторая наивность. Склонность к "застреванию" на негативных аффектах и "накоплению" неотреагированных эмоций, подозрительности, тенденция к обдумыванию действий окружающих, представляющихся некомпетентными или недобросовестными. Убежденность в своей правоте, трудность переубеждения. Стойкость интересов и увлечений. Трудность изменения жизненного стереотипа.

Умение отстаивать свою точку зрения, настоять на своем. Стремление преодолеть трудности с помощью продуманного плана действий и с использованием накопленного опыта, с упорством и целенаправленностью, трудолюбием и уверенными действиями.

В межличностных контактах проявляется чувство соперничества, соревновательности, стремлению к престижной роли в референтной группе. Стремление к социальной значимости, доминирующему положению, к достижению цели. Потребность в отстаивании собственной точки зрения. В сочетании с гипертимными чертами и импульсивностью - выраженное лидерство.

Выраженная аффективная захваченность доминирующей идеей, касающейся, как правило, конфликтной межличностной ситуации: переживания, связанные с сверхценным отношением к объекту, вызвавшему конфликтную ситуацию, чувство ревности, соперничества.

Склонность к подозрительности, тенденция к обдумыванию действий окружающих, представляющихся некомпетентными или недобросовестными. Враждебные реакции могут выявляться более или менее открыто или выражаться в организации событий, которые ухудшают положение окружающих.

В сочетании с дистимными характеристиками увеличены трудности в межличностных отношениях: стремление избежать разочарования, ограничивающее контакты, сочетается с ожиданием враждебных и недобросовестных действий окружающих. Это связано с выраженной дисгармоничностью, поскольку отмечается одновременное существование депрессивных тенденций (при которых высокая симбиотичность приводит к блокаде гетероагрессивности) и аффективная ригидности (при которой механизм переноса вины предполагает реализацию гетероагрессивных тенденций).

Противоречивое сочетание ориентации на внешнюю позитивную оценку, одобрение и гармоничные отношения с близкими людьми с обидчивостью, убежденностью в своей правоте, отсутствием гибкости, внешнеобвиняющим характером реакций приводит к тому, что человек подавляет свою подозрительность и агрессивность при осуществлении социальных контактов, декларируя свое положительное отношение к окружающим. Однако агрессивность проявляется в степени, обратно пропорциональной социальной дистанции, причем враждебность к близким либо не осознается, либо получает рациональное объяснение. В любом случае затруднена правильная ориентация в ближайшем окружении.

Возможна избирательная враждебность или конфликтность по отношению к определенным близким людям при сохранении видимой конформности при более отдаленных контактах.

Формально-логическое мышление. Синтетический склад ума с выраженным тропизмом к системным построениям и конкретике, к точным наукам и сферам знаний. Изобретательность и рациональность ума сочетается с его недостаточной гибкостью и трудностями переключения при внезапно меняющейся ситуации.

Отмечается тугоподвижность мыслительных процессов с конкретностью, детализацией и педантизмом высказываний и суждений, с выраженной тенденцией к планированию, систематизации и рационализации накопленного опыта.

Потребность в точной информации, Склонность к рационализму, систематизации информации. Трудность изменения точки зрения и стереотипа мышления. Формально-логический стиль мышления с опорой на жесткие схемы, цифровую знаковую информацию. Практический склад ума и большая опора на практический опыт, нежели на общие умозаключения, изобретательности и приверженность субъективной убежденности, сочетающейся с выраженным чувством соперничества, упорством в утверждении своих позиций.

В профессиональном плане стремление к точным наукам и сферам знаний, к деятельности, где требуется точность, расчет, системный подход (экономисты, инженерно-технические работы, бухгалтеры). Работа, в которой важны системный подход, хорошая организация, четкое определение целей и задач, распределение обязанностей.

Стремление к работе, где важен системный подход, хорошая организация, четкое определение целей и задач, распределение обязанностей – создание проектов, научная деятельность, организация труда, управление.

Возможна самореализация в работе, связанной с инженерной, физико-технической или экономической направленностью, в спорте, в общественной деятельности.

Выраженное чувство соперничества, выносливость, устойчивость к стрессу способствует самореализации в области спорта.

Точность, аккуратность, увлеченность одним делом, устойчивость интересов способствует самореализации в области ремесел, моделирования одежды, строительстве.

Субъективная структуризация окружающего мира в сочетании с устойчивостью интересов, некоторым фанатизмом способствует самореализации в области живописи.

Успешности в обучении и деятельности у личностей этого типа при средней выраженной акцентуации способствует высокая мотивированность, потребность в успехе, с которыми связаны упорство в реализации цели, настойчивость, готовность к преодолению препятствий, стремление к четкости и определенности.

При высокой степени акцентуации возможно затруднение обучения и формирование адекватной стратегии деятельности из-за формирования трудно корригируемых точек зрения, неадекватных принятой стратегии обучения или деятельности. Склонность относить обусловленные этим трудности за счет ошибочных или злонамеренных действий окружающих нарушают необходимое для решения профессиональных задач межличностное взаимодействие.

Возможно проявление склонности действовать в критические моменты в соответствии со сформировавшимися стереотипами преодолевающего поведения, что может привести к ошибочному решению в случае рассогласования между этим стереотипом и динамикой развития событий.

Защитный механизм проявляется двояко: рационализация с обесцениванием объекта фрустрированной потребности (по типу "лиса и виноград") или отреагирование вовне по внешнеобвиняющему типу.

Проецирование своих недоброжелательных качеств или проблем, а также мотивов своего поведения на окружающих людей.

Относительно высокая устойчивость к стрессу, что обусловлено меньшей подвластностью средовым влияниям. Внешнеобвиняющие реакции. Ощущение недоброжелательного отношения окружающих людей, враждебности. Под воздействием стресса происходит постепенное накапливание потенциальной активности, которая позже проявляется взрывом аффекта и агрессивной окраской деятельности. Стресс, задевающий субъективно значимые ценности, вызывает сильные ответные агрессивные реакции.

Личностная дисгармония и дезадаптивные состояния, проявляющиеся наличием акцентуации по паранойяльному типу, характеризуются выраженной захваченностью доминирующей идеей, касающейся, как правило, конфликтной межличностной ситуации: переживания, связанные со сверх ценным отношением к объекту, вызвавшему конфликтную ситуацию, чувством ревности или соперничества и др. Характерологически присутствуют: конфликтность, подозрительность, тенденция к накапливанию отрицательных факторов, что постепенно выливается в определенную систему отношения с избыточно развитой склонностью к преувеличению враждебности окружающих. Причем собственный враждебный настрой по отношению к другим проецируется на окружающих и воспринимается как их враждебность.

При выраженной противоправной тенденции поступки помимо агрессивности будут отличаться корыстными побуждениями.

Стратегия взаимодействия с личностью данного типа должна быть направлена на то, чтобы мнение консультанта не явно, но опосредовано стало убеждением самого индивида, сохраняя у него убежденность, что все исходит от него, а консультант лишь подтвердил его мнение. Рекомендуется также апеллировать к опыту клиента (ключевые слова: «Как Вы говорили»; «Как Вы сами безусловно знаете»; «Как следует из Вашего опыта»; «Таким образом, как Вы поступаете всегда»). Наиболее эффективным приемом при работе с ригидными личностями является так называемая «рациональная психотерапия», использующая возможности свойственного им механизма рационализации. Наиболее убедительными оказываются аргументы, доказывающие, что гневные реакции и действия, диктуемые враждебным настроем, вредны, ухудшают здоровье, эффективны приемы, обесценивающие объект фрустрированной потребности.

Реакции возбудимых личностей импульсивны (возбудимые личности по Леонгарду, 4 шкала в тесте MMPI). «Если что-либо им не нравится, - пишет К. Леонгард, - они не ищут возможности примириться, им чужда терпимость. Напротив, и в мимике, и в словах они дают волю раздраженности, открыто заявляют о своих требованиях…» В рамках нормы этот тип личности характеризует активная личностная позиция, высокая поисковая активность, высокий уровень побуждения к достижению цели с пренебрежением к общепринятым канонам и нормам поведения, эгоцентричность позиции, стремление к доминированию. Выявляется нетерпеливость, склонность к риску, высокий уровень притязаний, устойчивость которого имеет выраженную зависимость от сиюминутных побуждений и внешних влияний. Поведение, как правило, расковано, непосредственность в проявлении чувств, в манерах и поведении. Высказывания и действия часто опережают планомерную и последовательную продуманность поступков.

Тенденция к противодействию внешнему давлению, склонность опираться в основном на собственное мнение, а еще больше - на собственные побуждения.

Потребность в свободе, активности, избавлении от каких-либо ограничений. Потребность в реализации собственной импульсивности.

Интуитивный, эвристический стиль мышления, способность к нешаблонному подходу в решении проблем, к моментам творческого озарения, когда над человеком не довлеют догмы традиционного подхода, который без опоры на накопленный опыт и при поспешности в принятии решений может приобретать не аргументированный, не подтвержденный фактами характер.

Импульсивные черты характера снижают продуманность и взвешенность принимаемых решений. Кроме того, снижено использование пережитого опыта и повышена вероятность повторения ошибок.

При высоко развитом интеллекте - такой стиль мышления, опирающийся на неконформность установок и творческую активность, самобытность, представляет собой оптимальные условия для оригинальных и смелых поисков и решений. При этом минимум имеющейся информации может быть вполне достаточным для воспроизведения целостного образа, который может в свою очередь превзойти имеющийся в реальности опыт.

Невысокий уровень интеллекта - Высказывания и поступки поспешны и опрометчивы из-за недостаточной опоры на накопленный опыт.

В профессиональном плане интерес к видам деятельности с двигательной активностью, к высоким скоростям, к технике, к работе, позволяющей проявить больше самостоятельности, где можно найти применение доминантным чертам характера (водители, руководство). Плохо переносит однообразные, стереотипные виды деятельности, монотонию. При выборе водительских видов деятельности при доминировании 4 должен быть определенный уровень тревожности

Деятельность, связанная с активностью, инициативностью, соревновательностью, быстротой реагирования в условиях изменяющейся среды (спортивная деятельность, бизнес).

В зависимости от уровня развития интеллекта может самореализоваться как в спорте, в автовождении, цирковом искусстве, в летной работе, так и в любой профессии или общественной деятельности с тенденцией к независимости позиции и избеганию командного давления извне, с выраженным стремлением к творческой самореализации.

При выраженной акцентуации снижение успешности обучения и деятельности определяется двумя группами факторов. Первая их них непосредственно связана с деятельностью и включает в себя снижение способности устойчиво организовывать свое поведение в соответствии с профессиональными целями (особенно долговременными), недостаточность планирования, непосредственную реализацию в поведении побуждений и потребностей, нарушающих выполнение профессиональных обязанностей. Вторая группа факторов характеризуется затруднением профессионального взаимодействия в связи с тенденцией к несоблюдению правил и норм, недостаточной способностью адекватно организовывать межличностные отношения, склонностью к реакциям протеста, которые особенно легко возникают в ситуациях, предусматривающих жесткий контроль и регламентацию.

Неблагоприятные прогноз менее выражен, если деятельность носит индивидуальный характер и не ограничена определенными временными рамками.

В межличностных отношениях - отсутствие выраженной конформности. В личностно значимых ситуациях может проявлять конфликтность. Возможно резкое изменение отношений к конкретным людям под воздействием сиюминутных эмоций, вплоть до полярного: от восхищения до презрения, от любви до ненависти т.д. Возможно проявление склонности к поверхностным и нестойким контактам: человек может быть приятным в кратковременном общении, но при длительном знакомстве может обнаружить ненадежность, склонность к конфликтам, дисфорическим реакциям. Гибкость в общении, отсутствие злопамятности и застревания на обидах.

В сочетании с дистимическими чертами повышенная внутренняя агрессивность подавляется повышенным внутренним контролем, что смягчает ее внешние проявления и может проявляться в виде критических замечаний и реакций протеста..

При повышенной тревожности присущая этому типу личности агрессивность подавляется повышенным самоконтролем, что смягчает ее внешние проявления. Проявляется в виде критических замечаний, протеста. При близких контактах конфликтность выше, а самоконтроль меньше. Парадоксальное сочетание высокой активности, легкости в принятии непродуманных решений в и совершения необдуманных поступков с тщательным анализом и сомнениями в правильности уже совершенных действий, что может приводить к чувству вины за свои ошибки.

В сочетании с дистимными проявлениями отмечается внутренний конфликт, уходящий корнями в изначально противоречивый тип реагирования, в котором сочетаются разнонаправленные тенденции - высокая поисковая активность и динамичность процессов возбуждения, с одной стороны, и выраженная инертность и неустойчивость, с другой. Психологически это проявляется наличием противоречивого сочетания высокого уровня притязаний с неуверенностью в себе, высокой активности с быстрой истощаемостью, что характерно для неврастенического паттерна переживаний и при неблагоприятных социальных условиях может привести с алкоголизации. Противоречивое сочетание завышенного уровня притязаний в отношении своего социального статуса с заниженной самооценкой и неудовлеворенностью своим положением. Болезненное самолюбие, острое переживание неудач. Такой эмоционально-личностный паттерн представляет собой почву для развития сердечно-сосудистой недостаточности и ранних инфарктов миокарда.

Демонстративность и стремление ориентироваться на внешнюю обстановку препятствует прямому асоциальному поведению, позволяет контролировать асоциальные импульсы в тем большей степени, чем больше социальная дистанция, в связи с чем протест, враждебность, неспособность считаться с интересами окружающих обнаруживаются главным образом с близкими людьми. Противоречивое сочетание стремления к свободе, независимости, активности с потребностью в гармоничных отношениях с микорсоциальной средой, положительной оценке окружающими людьми.

В сочетании с застревающими чертами проявляется эксплозивный (вспыльчатый) тип реагирования. Личностные особенности, проявляющиеся высоким чувством соперничества, лидерскими чертами, агрессивностью и упрямством необходимо канализировать в социально приемлемые виды деятельности. Стремление к лидерству, упрямство, напористость в достижении цели, ригидность установок, практичность, тенденция к систематизации информации, чувство соперничества.

Однако при высокой степени акцентуации отмечается конфликтность с агрессией, упрямство, недоверчивость, требовательность к окружающим, стремление снять напряженность может привести к алкоголизации. В ситуации авторитарно-императивного давления и других форм противодействия, задевающих самолюбие и престиж личности, люди этого типа легко выходят за рамки адаптивного состояния и дают эксплозивную реакцию, степень контролируемости которой определяется выраженностью тормозимых черт.

При низкой импульсивности отмечается снижение мотивации достижения, отсутствие спонтанности, непосредственности поведения, хороший самоконтроль, невыраженное честолюбие, отсутствие лидерских черт и независимости, приверженность общепринятым нормам поведения, конформизм, усидчивость.

Следует иметь ввиду, что повышение импульсивности в любых сочетаниях усиливает стеничные и неконформные тенденции.

Защитный механизм - вытеснение из сознания неприятной или занижающей самооценку личности информации, сопровождающееся отреагированием на поведенческом уровне (критические высказывания, протест, агрессивность).

В стрессе проявляется действенный, стенический тип реагирования, решительность, мужественность. Характерна уверенность и быстрота в принятии решений.

Гипертимический тип личности (9 шкала в тесте MMPI) отражает активность, высокий уровень жизнелюбия, уверенность в себе. «Гипертимические натуры, - отмечает К. Леонгард, - всегда смотрят на жизнь оптимистически, без особого труда преодолевают грусть, вообще им нетрудно живется на свете».

Для гипертимов характерна склонность к шуткам, моральная динамичность, склонность к риску. Настроение, как правило, приподнятое, в ответ на противодействие легко вспыхивает и также легко угасает гневливая реакция, успех вызывает известную экзальтацию. Житейские трудности воспринимаются как легко преодолимые, в противном случае значимость недостижимого легко обесценивается. Отсутствует склонность к серьезному углублению в сложные проблемы, преобладает беспечность, радостное восприятие всего окружающего мира и своего бытия, радужность надежд, уверенность в будущем. Люди этого типа зачастую проявляют высокую мотивацию достижения, ориентированную, однако, в большей степени на моторную подвижность и речевую сверхактивность, нежели на конкретные цели.

При ярко выраженной акцентуации данного типа проявляются черты гипоманиакальности: завышенная самооценка, отсутствие особой разборчивости в контактах, бесцеремонность поведения, снисходительное отношение к своим промахам и недостаткам, что естественно для юношеского возраста, для взрослого возраста звучит как известный инфантилизм, беззастенчивость, легкое отношение к различным проблемам, хвастливость. Поведение может становиться неадаптивным в связи с чрезмерной и плохо направленной активностью, эмоциональным возбуждением и недостаточной сдержанностью.

При резком снижении уровня тревожности повышенная самооценка и высокая активность сочетаются с отрицанием собственных слабостей и эмоциональных проблем. Не выносит неопределенности и колебаний, стремится быть максимально информированным, охотно берет на себя руководство, обнаруживая большую энергию и организационные способности. Ситуация, в которой блокируется стремление к руководству или отсутствует достаточная, на его взгляд информация, является источником психологического стресса.

В сочетании с повышенной тревожностью высокая активность обуславливает легкость совершения тех или иных поступков, часто непродуманных, а высокая тревожность приводит к последующему тщательному анализу своих действий, постоянным сомнениям в правильности уже совершенного. Однако легко возникающее чувство вины в связи с уже минувшей ситуацией не изменяет поведения в будущем. В экстремальных ситуациях это приводит к хаотическому поведению.

Одновременное проявление дистимных и гипертимных свойств представляют циклотимический вариант акцентуации личности, т.е. склонность к аутохомным перепадам в настроении, возникающим с определенной периодичностью. Высокий уровень побуждений и активности в этом случае сопровождается не повышением оптимизма, а более или менее выраженным ощущением угрозы.

Указанное сочетание может отражать: 1) органическое поражение головного мозга, при котором возникает чередование аффективных фаз различной направленности, когда в период фаз одной направленности сохраняется четкое воспоминание о фазах противоположной направленности; 2) этот тип профиля может возникать при сочетании ощущения собственной неповторимости, значимости, высоких возможностей с беспокойством по поводу непризнания этих качеств окружающими, что характерно для периода становления личности.

Реалистическое, образное мышление, отсутствие приверженности к жесткой схеме. Склонность к целостному обобщению на основе минимальной информации.

Тропизм к видам деятельности, где можно реализовать физическую и социальную активность, тягу к общению, доминированию, стремление быть на виду. Предпочтительны виды деятельности с игровым компонентом. Деятельность, связанная с активностью, инициативностью, соревновательностью, быстротой реагирования в условиях изменяющейся среды (спортивная деятельность, бизнес).

Работа, в которой требуется активность, информированность, уверенность в себе, экстравертированность – руководящая работа, общественная, преподавательская деятельность.

При этом достаточно быстро происходит пресыщение однообразием. Трудовую адаптацию может затруднить тенденция к изменению места или вида деятельности, к чему толчком может послужить ощущение неуспеха, стремление к поиску лучшего варианта или просто новизны. Хорошо справляется с любыми видами деятельности, но требует постоянного контроля. Обладает низкой ответственностью за выполняемую работу.

Высокий уровень активности, энергичность, уверенность в себе, оптимистичность, легкость в поддержании необходимых контактов положительно корригируют с успешностью деятельности и в обучении. Исключение составляют виды деятельности, отличающиеся монотонностью, требующие кропотливости и тщательности.

При ярко выраженной акцентуации деятельность может оказаться неэффективной либо в связи с тем, что она не доводится до конца из-за переключения внимания на другие объекты, либо в связи с тем, что преувеличение собственных возможностей приводит к планированию ее на заведомо нереальные сроки. Высокая активность сочетается с повышенной отвлекаемостью, ухудшением концентрации внимания, переоценкой собственных возможностей и нереальным планированием, за счет чего эффективность деятельности снижается. В критических ситуациях эффективность снижается из-за преуменьшения возможной угрозы и дезорганизации активности в случае ее возникновения.

В сочетании с ригидными чертами возможно увеличение эффективности деятельности за счет большей последовательности и целенаправленности поведения, которое организуется вокруг определенной концепции.

Общительность, непринужденность в общении. Охотно вступает в контакты, как правило, производит на окружающих впечатление приятного, веселого, отличающегося широкими интересами и энтузиазмом человека, охотно высказывает свое мнение и готов поделиться впечатлениями. Легко становится "душой общества".

В сочетании с застревающими чертами появляется тенденция к стремлению утвердить свое превосходство и использовать окружающих для достижения своих целей, будучи убежден, что эти цели имеют ценность не для него лично, а «для пользы дела», «для общего блага».

Защитный механизм: основным способом устранения фрустрирующих стимулов служит отрицание каких-либо затруднений, тревоги, своей и чужой вины (импунитивные реакции).

В ситуации стресса проявляет избыточную, но не всегда целенаправленную активность, при этом может подражать авторитетной для него личности. Легкость в принятии решений при отсутствии склонности к серьезному углублению в сложные проблемы.

При невыраженности гипертимных характеристик - снижение уровня оптимизма, жизнелюбия и активности, легко возникающее чувство вины и недостаточная оценка собственных возможностей.

Коррекция поведения гипертимных личностей возможна через авторитетного лидера или мнение референтной группы с учетом таких черт личности, как тщеславие и неустойчивость интересов. Работа с завышенной самооценкой должна вестись опосредованно путем повышения самоконтроля и самосознания, так как прямое занижение самооценки противоречит всем психотерапевтическим практикам. Необходима также канализация спонтанной активности в социально приемлемое русло, однако императивные способы воздействия здесь мало эффективны, больший успех приносит совместное сотрудничество (использование педагогических приемов Макаренко).

Дистимический тип личности (2 шкала в тесте MMPI), или, при более выраженном проявлении депрессивный, представляет собой противоположность гипертимному. «Личности этого типа, - пишет К. Леонгард, - по натуре серьезны и обычно сосредоточены на мрачных, печальных сторонах жизни в гораздо болей степени, чем на радостных. … Стимулирование жизнедеятельности ослаблено, мысль работает замедленно. В обществе дистимические люди почти не участвуют в беседе, лишь изредка вставляют замечания после длительных пауз».

Преобладание пассивной личностной позиции, высокий уровень осознания имеющихся проблем через призму неудовлетворенности и пессимистической оценки своих перспектив, склонность к раздумьям, острому переживанию неудач, волнению, повышенному чувству вины см самокритичным отношением к своим недостаткам, выраженная глубина переживаний, скептицизм, склонность к фиксированию внимания на своих неудачах и разочарованиях, созерцательное отношение к явлениям жизни, известный фатализм в отношении своей судьбы.

Эти люди зачастую неспособны к продолжительному волевому усилию, однако склонны к отказу от сиюминутных потребностей ради отдаленных планов.

Депрессивное состояние является наиболее распространенной реакцией на дистресс и обычно бывает связана с ситуацией глубокого разочарования после пережитой неудачи, либо в связи с заболеванием, нарушающим обычный ход жизни и перспективные планы человека. Однако депрессивный тип реагирования не является универсальной реакций на психотравму, а является следствием определенной предрасположенности, проявляющейся склонностью к острому переживанию неудач, волнению, повышенным чувством вины.

Люди с преобладанием дистимных черт отличаются аналитический складом ума, склонность к раздумьям. Стиль мышления вербальный. Переработка и воспроизведение информации опираются на слово, смысловую основу, содержательный анализ.

В профессиональном плане потребность в таких видах деятельности, которые ближе к «кабинетному» стилю работы с гуманитарным или общетеоретическим направлением, где требуется анализ ситуации (при достаточно высоком интеллекте), работа с документами, чиновничья работа (при среднем интеллекте), где особенно важно серьезное, вдумчивое отношение к выполняемой работе. В любом случае люди этого типа - не практики.

Сочетание повышенной тревожности с высоким чувством ответственности, тщательностью, потребностью максимально учесть все аспекты ситуации может способствовать дезорганизации деятельности при событиях неожиданных, быстро развивающихся, связанных с угрозой, при необходимости выбирать адекватную линию поведения, принимать экстренные решения, снижению способности дифференцировать наиболее важные и малосущественные аспекты информации.

При ярко выраженной акцентуации они могут быть достаточно адаптированы в профессиональной среде при возможности выполнять свои обязанности в произвольном темпе, определенном круге обязанностей, установлении симбиотических связей с другими участниками деятельности. Если эти условия не будут соблюдены, то успешность деятельности резко снижается.

Возможно снижение эффективности деятельности в экзаменационной ситуации. При высокой динамичности событий возможна замедленная реакция.

В межличностных отношениях во избежание конфликта с социальным окружением оттормаживаются эгоистические тенденции. В отношении к авторитетной личности проявляются черты зависимости. Может проявлять достаточную активность. следуя за лидером.

Может выглядеть как ушедший в себя и избегающий контактов. Однако в действительности характеризуется постоянной потребностью в глубоких и прочных контактах с окружающими (то есть выраженной симбиотической тенденцией).

Изменения в системе установившихся связей воспринимаются как катастрофа и приводят к глубокой депрессии. Угроза разрыва симбиотических связей вызывает тревогу. Уединенность и отгороженность отражает стремление избежать разочарований.

Аффилативная потребность - потребность в понимании, любви, доброжелательном к себе отношении - одна из ведущих, по сути никогда не насыщаемая и в то же время в первую очередь фрустрируемая, что в значительной степени определяет зону психотравмирующего воздействия.

Несмотря на видимую отстраненность характеризуется постоянной потребностью в глубоких и прочных контактах с окружающими (т.е. выраженной симбиотической тенденцией). Уже одна угроза разрыва симбиотических связей может вызвать тревогу. Уединенность и отгороженность скорее отражают стремление избежать разочарования. В действительности испытывает потребность привлечь и удержать внимание окружающих, дорожит их оценкой.

Защитный механизм - отказ от самореализации и усиление контроля сознания. В стрессе - склонность к стоп-реакциям, то есть блокировке активности или ведомое поведение, то есть подвластность лидирующей личности. Инертность в принятии решений.

Одной из важнейших проблем в консультировании является консультирование тревожных личностей (7 шкала психастении в тесте MMPI, фактор «О» в тесте Кеттелла). Тревожность– свойство личности, склонность индивида к переживанию тревоги. Тревога определяется как эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Функция тревоги не только в предупреждении об опасности, но и в побуждении к поиску и конкретизации этой опасности. З. Фрейд определял тревожность как сигнал со стороны Ego, предупреждающий индивида о внутреннем конфликте. Этот конфликт происходит между импульсами бессознательного и психическими силами, направленными на подавление этих импульсов. Тревожность, по Фрейду, сигнал не только предупредительный, но и защищающий от конфликтов, потому что в данном случае задействованы механизмы психологической защиты.

Таким образом, склонность индивида к переживанию тревоги является естественной и культурологически оправданной, а порог возникновения тревоги – одним из основных параметров индивидуальных различий. Измерение порога тревожности прогностически очень важно. При типологизации тревожности различают реактивную и личностную тревожность. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую их них определенной реакцией. Реактивная тревожность, как состояние возникает как реакция на стрессовую ситуацию и может быть разной по интенсивности и динамичной по времени. Методикой, позволяющей дифференцированно измерять и реактивную и личностную тревожность, является методика, предложенная Ч. Спилбергером и адаптированная Ю.Л. Ханиным.

Для тревожных личностей характерно преобладание пассивно-страдательной позиции, неуверенность в себе и в стабильности ситуации, склонность к сомнениям, рефлексивность, высокая чувствительность и подвластность средовым воздействиям, повышенная чуткость к опасности, в связи с чем у них отмечается выраженная интуитивность. Характерологически они отличаются чувством ответственности, совестливостью, обязательностью, скромностью, повышенной тревожностью в отношении мелких житейских проблем, тревогой за судьбу близких, высокой эмпатийностью, то есть чувством сострадания и сопереживания, повышенной нюансировка чувств, выраженной зависимость от объекта привязанности.

При ярко выраженной акцентуации усиливается неуверенность в себе, нерешительность, тенденция к тщательной перепроверке своих поступков и проделанной работы, высоко развитое чувство долга и приверженность к общепринятым нормам, склонность к альтруистическим проявлениям, реакции повышенного чувством вины и самобичевания на малейшие неудачи и ошибки. Заостряются тревожно-мнительные черты. Состояние дезадаптации в этом случае характеризуется нарушениями сна, навязчивыми страхами, чувством растерянности, беспокойства, ощущением надвигающейся беды.

При избыточно самокритичном отношении к себе, своему «Я» таким людям свойственен большой разрыв между собственным «Я» и идеальным «Я», то есть стремление к недостижимому идеалу. В связи с этим они находятся в состоянии постоянного напряжения и неудовлетворенности, что может проявиться в навязчивостях, избыточных действиях ограничительного характера.

В связи со склонностью разрабатывать систему правил, избавляющую от необходимости принимать решения в каждом отдельном случае, может производить впечатление человека ригидного, упрямого, формального. Желание максимально уменьшить возможность неудач заставляет стремиться к максимальной информированности о ситуации и к построению на основе этой информации подробных и систематизированных планов.

Ведущая потребность - аффиляция, душевный консонанс с другими.

Сочетание повышенной тревожности с демонстративными чертами говорят о выраженной дисгармоничности личности, обусловленной сочетанием элементов полярных структур: склонность к пунктуальности, тщательности, точности, основательность, снижение социальной спонтанности парадоксальным образом сочетаются с демонстративностью, эгоцентричностью, стремлением быть в центре внимания. Такое сочетание обусловливает достаточный уровень критичности и болезненную реакцию на замечаемые отрицательные сигналы.

В сочетании с импульсивными чертами выявляется проблема внутренне противоречивого, смешанного типа реагирования, в котором сталкиваются разнонаправленные тенденции: мотивация достижения с мотивацией избегания неуспеха, склонность к активности и решительным действиям со склонностью к блокировке активности в ситуации стресса, повышенное чувство достоинства и стремление к доминированию с неуверенностью в себе и избыточной самокритичностью, стеничный регистр эмоций гнева, восхищения, гордости и презрения с эмоциями астенического регистра - страхом, чувством вины, тревожностью. Все это, с одной стороны, способствует взаимной компенсации одних черт другими, с другой - нагнетает напряженность, так как невротический и поведенческий путь отреагирования оказываются перекрыты. Тщательный контроль своего поведения делает невозможным проявление выявленных асоциальных тенденций. В связи с этим обследуемый может производить впечатление интрапунитивной личности и свои эктрапунитивные тенденции удовлетворять, вызывая чувство вины и тревоги у окружающих, особенно если имеет официальное право на такое поведение. Ситуативно такое сочетание возможно как реакция самоупрека и отрицания вины на затруднения, связанные с ранее совершенными асоциальными действиями.

Сочетание склонности к образованию аффективно заряженных и ригидных концепций с высоким уровнем тревожности свидетельствует о тенденции к рационализации психологического конфликта, вызвавшего тревогу, а также о наличии внешнеобвиняющей реакции, снимающей ответственность за сложившуюся ситуацию (механизм проекции).

Мышление – персеверативное (с тенденцией к повторам, к застреванию), несколько инертное, некоторая неустойчивость аутохомно колеблющегося внимания компенсируется склонностью к перепроверке сделанного, повышенным чувством долга. Недостаточная четкость восприятия корригируется склонностью к повторным (уточняющим) пробам.

Преобладание вербального интеллекта, акцентированного на содержательной, сюжетной стороне информации с тенденцией к обобщению и анализу информации.

При выборе профессии ориентация на сферу гуманитарных или гуманистических интересов: литература, медицина, биология, история, а также кабинетный, исполнительский стиль работы вне обширных контактов и при достаточно устойчивом стереотипе деятельности, где удовлетворяется потребность в избегании стрессов. Монотония переносится достаточно легко.

Стремление к соблюдению системы правил, скрупулезному выполнению заданий, тщательность, добросовестность, высокий уровень внутреннего стандарта играют положительную роль при осуществлении профессиональной деятельности, требующих таких качеств.

Можно прогнозировать успешное освоение материала при обучении, систематическое возрастание суммы знаний и материала при обучении, достаточное взаимодействие с другими участниками деятельности несмотря на некоторую избирательность контактов.

Сочетание повышенной тревожности и импульсивность выявляет стремление к видам деятельности, где удовлетворяется реализация экстрапунитивной тенденции путем вызова чувства тревоги и вины у окружающих (ревизоры, контролеры и т.д.).

Повышение социальной экстраверсии у тревожных личностей бывает обусловлено стремлением к выполнению социальных обязанностей, основанным на сознании долга. Охотно принимает на себя социальную ответственность, даже если сами контакты даются с трудом и служат источником тревоги или эмоциональной напряженности.

При резко выраженной акцентуации по тревожному типу затруднена деятельность, связанная с постоянной необходимостью выбора нескольких возможных вариантов (особенно в условиях неполной, недостаточной информации), с широкими и многообразными контактами, с неопределенным исходом, с выраженной конкурентностью. Хороший прогноз к деятельности и обучению, протекающим в стабильных условиях.

Возможно снижение успешности в тех видах деятельности, которые отличаются многообразием выборов, дефицитом информации, недостаточной структурированностью и при повышенной тревожности в сочетании с выраженными депрессивными тенденциями возможно снижение способности дифференцировать наиболее важные и малосущественные аспекты информации.

Сочетание повышенной тревожности с высоким чувством ответственности, тщательностью, потребностью максимально учесть все аспекты ситуации может способствовать дезорганизации деятельности при событиях неожиданных, быстро развивающихся, связанных с угрозой, при необходимости выбирать адекватную линию поведения, принимать экстренные решения.

В межличностных отношениях - установка на конгруэнтные отношения с окружающими, зависимость от мнения большинства, конформность. Не выносит грубость, оскорбления, но не может ответить тем же. Любой ценой стремясь избежать конфликта, действует на маргинальном (предельном) уровне своих возможностей, чтобы заслужить одобрение окружающих, а главное - что наиболее трудно - собственное одобрение. Желательно в коллективе занимать нелидирующую роль.

Защитный механизм - ограничительное поведение и интеллектуальная переработка; при ярко выраженной акцентуации - ритуальные (навязчивые) действия, трансформирующиеся в повседневной жизни в суеверие, религиозность, приверженность интересам клана (семьи, референтной группы).

Для тревожных личностей характерен сниженный порог толерантности к стрессу. Ситуации с непредсказуемым исходом, быстрой сменой действующих факторов, неупорядоченные и не поддающиеся планированию являются стрессовыми; нерешительность. В ситуации стресса - блокировка или ведомая активность вслед за большинством или лидирующей личностью.

Низкий уровень тревожности как личностного свойства говорит о решительности, отсутствии осторожности и осмотрительности в поступках, моральной динамичности, довольно обнаженном эгоцентризме, снижении способности к сопереживанию, неконформности установок, грубоватой и жесткой манера поведения.

При консультировании тревожных клиентов важно опираться на механизмы, защищающие личность от этого самого неопределенного и поэтому самого мучительного состояния. Как правило, эти механизмы определяются сопутствующими личностными характеристиками, рассмотренными выше (например, депрессивные характеристики отражают степень осознания психологических проблем и вынужденного отказа от реализации своих намерений, демостративность и невротический сверхконтроль отражают биологический способ защиты с тенденцией к развитию «конверсионной» симптоматики и т.д.).

Очень важно позволить клиенту выговориться и выразить свою тревожность. Невысказанная тревожность безгранична, когда же она фиксируется в пределах слов и становится объектом, который можно «увидеть», происходит уменьшение дезорганизующей силы тревожности.

Акцентуации, обусловленные ярко выраженной индивидуалистичностью, представляет шизоидный тип личности (8 шкала в тесте MMPI), выявляют обособленно-созерцательную личностную позицию, независимость взглядов, тропизм к абстракции, высокую потребность в реализации своей индивидуалиситчности. У таких личностей склонность к раздумьям превалирует над чувствами и действенностью, своеобразие и необычный подход к решению проблем. Отмечаются затруднения в адаптации к обыденным формам жизни, прозаическим аспектам быта. Индивидуальность настолько выражена, что прогнозировать высказывания и поведение, сравнивая с привычными стереотипами, фактически бесполезно. Недостаточно сформирована рациональная жизненная платформа, больше ориентируется на свой субъективизм и интуицию.

В сочетании с депрессивными характеристиками отмечается амбивалентное отношение к окружающим, порождающее, наряду со стремлением к контактам, угрюмую недоверчивость.

Парадоксальное сочетание ориентировки на актуальное поведение, на внешнюю оценку, на одобрение окружающих со склонностью строить свое поведение, исходя из внутренних критериев, и трудностями межличностный коммуникации приводит к тенденции формировать круг своих знакомств и контактов таким образом, чтобы создать своеобразную среду, в которой его значимость безоговорочно признается.

Повышенная тревожность приводит к внутренней напряженности, нервозности, склонности к бесконечному обдумыванию каких-либо проблем (умственная «жвачка»), отгроженности, хроническому чувству неуверенности, снижению общей продуктивности, формированию комплекса вины и неполноценности.

Для личностей с акцентуацией по шизоидному типу характерно развитое воображение, оригинальность мышления, у них преобладает абстрактно-аналитический стиль восприятия, проявляющийся в способности воссоздать целостный образ на основании минимальной информации с обращением особого внимания на субъективно значимые аспекты, больше связанные с миром собственных фантазий, чем с реальностью. Творческая ориентированность, оригинальность высказываний и суждений, своеобразие интересов и увлечений. Склонность к фантазированию, ориентированность в большей степени на свое субъективное видение сущности явлений, чем на общепринятые шаблонные представления, с выраженной интуитивностью, широтой интересов, творческим потенциалом, который получает свое развитие при достаточной активности. Отмечаются способности к построению коммуникаций, в которых используются символы, подчиняющиеся изначально заданной жесткой системе правил (например, правила оперирования математическими символами).

При ярко выраженной акцентуации отмечается некоторая расплывчатость мышления. Отсутствует опора на существенные признаки, логические построения затруднены из-за случайного характера ассоциаций и отсутствия правильной системы в анализе явлений. В сознании одновременно большее количество информации, чем это необходимо в норме, информация находится в хаотическом беспорядке, что приводит к неожиданным и нелогичным суждениям и высказываниям.

Профессиональный тропизм к видам деятельности свободного, творческого стиля, избегание оков формальностей, режимных видов труда. Свойственная императивная потребность в свободе субъективного выбора в процессе принятия решений, в отсутствии временных ограничений может затруднить трудовую адаптацию. В поисках профессии проявляется широкий круг интересов, влечение к искусству, психике (психологи, писатели, теоретики физики, математики).

Наиболее эффективна самореализация в теоретических сферах деятельности, в сфере нетрадиционной помощи человеку (нетрадиционная медицина, психология, психиатрия, астрология, теософия, мистика и т.д.).

Предпочтителен творческий, свободный труд. Деятельность, связанная с анализом, абстрагированием. знаковыми построениями (математика, программирование, лингвистика и т.п.).

При умеренной акцентуации своеобразие восприятия, мышления и ценностных ориентаций не препятствуют процессу обучения и профессиональной деятельности. Эти качества могут обуславливать нетривиальные подходы и оригинальные решения, которые в определенных областях оказываются существенными и обеспечивают высокую профессиональную успешность. Уменьшение эмоциональной реакции в ситуациях, стрессогенных для большинства, способствует сохранению целенаправленного интегрированного поведения.

Однако при высоких уровнях акцентуации выраженное своеобразие восприятия и логики, аутическое мышление могут затруднять или даже делать невозможным адекватное восприятие и освоение новых знаний, обуславливать неспособность понять суть предъявляемых требований, руководствоваться заданными извне критериями. Эти особенности в меньшей мере затрудняют деятельность, если она определяется жесткой системой правил, независящих от принимаемых другими людьми решений, но существенно нарушают ее там, где требуется интуитивное понимание и способность к неформальному включению в группу.

Более вероятным становится снижение в эффективности в условиях, требующих экстренных и ответственных решений в связи с расхождением между реальной картиной происходящего и его своеобразным восприятием, неадекватными критериями оценки, включением даже формально логичных решений в несоответствующий контекст.

Этот тип личности, наряду с развитым механизмом фиксации тревоги и импульсивными личностями, отличающимися тенденцией к непосредственной реализации в поведении возникающих побуждений и явным или скрытым пренебрежением к принятым правилам и нормам, в наибольшей степени связаны с чрезвычайными происшествиями, авариями, травмами (их доля в таких ситуациях составляет 2/3 от общего числа)

Отмечается определенная избирательность в межличностных контактах, известный субъективизм в оценке людей и явлений окружающей жизни, малая эмоциональная реактивность в ситуациях, являющихся конфликтными для большинства. Сравнительная эмоциональная независимость от окружающих может послужить почвой для неудовлетворительных межличностных отношений. Недостаточность обратной связи, т.е. адекватной оценки реакции окружающих на собственные поступки.

Стремление ликвидировать свою отгороженность и неспособность преодолеть коммуникативные затруднения порождает амбивалентность в отношениях с людьми, связанную с ожиданием внимания со стороны окружающих и боязнью холодности с их стороны. В результате может проявлять то чрезмерное дружелюбие к окружающим, то неоправданную враждебность, причем чрезмерно интенсивные контакты могут сменяться внезапными разрывами. Недостаточность социальных контактов может приводить к беспокойству по поводу принадлежности и значимости своей личности, служит основой для аутизации.

При высокой степени акцентуации характерна ориентировка главным образом на внутренние критерии, утрата способности к интуитивному пониманию окружающих, к проигрыванию их ролей (то есть способность поставить себя на место других). Снижена социальная адаптация.

Защитный механизм, проявляющийся при трансформации тревоги - интеллектуальная переработка и уход в мир мечты и фантазии. Ситуация, субъективно воспринимаемая как стресс, вызывает состояние растерянности.

При отсутствии в структуре личности проявлений индивидуалистичности отмечается преобладание здравого смысла, трезвой оценки житейских ситуаций, рационального подхода к решению проблем, рационализм, расчетливость, практичность, уступчивость, достаточно высокая приспособляемость.

Консультирование во многих социальных сферах требует тщательного анализа выраженности мужских и женских черт характера у клиента (5 шкала в тесте MMPI). Уровень выраженности этих черт и для мужчин, и для женщин отражает в конечном итоге степень идентификации с традиционной культурной и социальной ролью мужчины и женщины. Идентификация главным образом выражается в характере жизненного опыта, эстетических и культурных интересах, профессиональных устремлениях. Повышенные показатели в любом профиле, независимо от половой принадлежности, отражают отклонение от типичного для данного пола полоролевого поведения и усложнение сексуальной адаптации.

У мужчин повышение показателей свидетельствует об увеличении внимания к эмоциональным нюансам и оттенкам отношений, сентиментальности, гуманистической направленности интересов, потребности в дружелюбных гармонических отношениях, чувствительности, впечатлительности, ранимости утонченности. В подростково-юношеском возрасте такое превышение говорит о недифференцированность полоролевого поведения, мягкости, несформированности характера, более высокие показатели присущи юношам, отличающимся богатым воображением и артистическими наклонностями.

Ярко выраженная акцентуация отражает низкий уровень гетероагрессивности. Сензитивность клиента предъявляет повышенные требования к среде, сужает зону жизненного комфорта, требуется щадящая социальная ниша.

Сочетание с импульсивоностью характеризует нерегламентированный, «богемный» образ жизни, а при добавлении ярко выраженной индивидуалстичности можно наблюдать нарциссический тип личности со склонностью к демагогии, самовлюбленности, эстетствующему резонерству, манерности, свойственной лишь холодным индивидуалистам, питающим слабость лишь к тем, кто перед ними преклоняется, сензитивным к диссонансу своего «Я» с окружающей средой. демонстрация несогласия с принятыми обычаями и формами поведения.

В профессиональном плане в силу компенсаторных тенденций возможен выбор кадровой службы в военных организациях, так как четкость и отлаженность создает ощущение большей защищенности от превратностей судьбы (в мирное


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: