Стратегии социального поведения консультанта

В процессе социального консультирования два лица, консультант и клиент, находятся в консультативном контакте. Доверительный контакт консультанта и клиента основан на безусловном уважении, эмпатии и искренности консультанта по отношению к клиенту. Характер консультативного контакта отражает особенности отношений как клиента, так и консультанта с другими людьми, стиль и стереотипы их поведения. В противоположность другим личностным связям консультативный контакт, хотя и наполнен чувствами, является «ассиметричным», так как, в данном случае, только пациент раскрывает те или иные интимные подробности своей жизни, консультант же сам выбирает степень своей открытости и способ реагирования на события, излагаемые клиентом. Т.е. консультативный контакт устанавливается в соответствии с поведенческими стратегиями, избранными консультантом.

В основе консультативного контакта как процесса взаимопонимания его субъектов лежат две базовые стратегии социального поведения индивида по отношению к другому: самораскрытия и самопредъявления. Термин «самораскрытие» был введен С,Джурардом, описавшим его как процесс сообщения информации о себе другим людям. Феномен «самопредъявления» определяют как «различные стратегии и тактики, используемые человеком, чтобы произвести определенное впечатление на окружающих», намеренное и осознанное поведение, направленное на создание определенного впечатления о себе окружающих. В данном случае «самопредъявление» выступает как способ создания желаемого для человека образа себя в глазах других и заключается в проигрывании человеком определенной социальной роли. Асимметрия процесса самопредъявления заключается в том, что умение человека, выступающего в роли наблюдателя, распознать намеренность поведения другого человека, развито лучше, чем способность манипулировать своим собственным поведением.

Проблема самопредъявления консультанта является во многом дискуссионной. В общем виде можно выделить два различных подхода для ее решения: 1) позиция полного ухода консультанта от самораскрытия и самопредъявления (традиционный пример – клиент и психоаналитик); 2) позиция, подчеркивающая значимость реализации стремления консультанта к диалогу, личностному контакту, требующую периодического самораскрытия консультанта.

Самораскрытие играет большую роль в развитии самопонимания и понимания в консультативном диалоге. Перед консультантом стоит задача подать клиенту «инициирующий пример для самораскрытия», стать для клиента прозрачным и понятным. Для того, чтобы быть эффективным, такое самораскрытие должно быть предметно-сфокусированным, по словам К. Роджерса, оно предполагает умение говорить с человеком о человеке.

В целом можно выделить два основных типа поведения человека в ситуации реального или предполагаемого взаимодействия, лежащих в основе выбранных им стратегий проведения. Первый тип – диалогический контакт, предполагающий самораскрытие или взаимное раскрытие; второй – монологический контакт, направленный непосредственно на самопредъявление (понимаемое как управление впечатлением о себе) или общение на уровне социальных ролей.

Стратегии диалогического понимания характеризуются следующими особенностями: 1) установка на принятие, безоценочное понимание другого человека; 2) стремление к искренности, конгруэнтности во взаимоотношениях. Стратегии монологического понимания другого человека характеризуются общей оценочностью, условным принятием другого человека, стремлением соответствовать своей социальной (профессиональной, межличностной) роли.

У консультантов, как правило, наблюдаются смешанные стратегии, направленные на понимание клиента и самого себя. Ситуации их «рассогласования» (направленность только на клиента или только на себя) возникают обычно у начинающих специалистов, имеющих существенные личностные проблемы либо дезинтегрированную профессиональную и личностную идентификацию.

Подчеркнутая отстраненность, чрезмерный акцент на нейтральной профессиональной роли, предполагаемые при монологическом типе контакта, могут сыграть серьезную негативную роль, настораживая и даже отталкивая клиента. В то же время при чрезмерном эмоциональном вовлечении консультанта в решение проблем клиента возникает опасность утери его контроля над процессом консультирования, снижение эффективности воздействия, появления «синдрома сгорания». Для избежания этого необходимо некоторое дистанцирование от клиента. Таким образом, консультант в отдельном случае должен выбирать адекватный ситуации тип взаимодействия, который может принести ощутимый результат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: