Социальном консультировании

В консультировании при изучении проблем клиента и воздействии на него используются те же самые процедуры и профессиональные навыки, что и в психотерапевтических практиках. Однако профессиональный консультант затрагивает в основном ситуационные проблемы, решаемые на уровне сознания и возникающие у практически здоровых людей, а работа психотерапевта в большей мере направлена на структурную перестройку личности и ориентирована на более углубленный анализ проблем с ориентацией на бессознательные процессы.

К специфическим особенностям консультирования, отличающим его от психотерапии, специалисты относят следующие[6]:

- ориентация консультирования на клинически здоровых людей;

- относительная краткосрочность консультативной помощи;

- большая ориентация на настоящее и будущее клиента;

- работа над проблемами, возникающими во взаимодействии личности и среды;

- в консультировании отклоняется навязывание ценностей клиенту.

В своей работе консультанты опираются на теоретические разработки в рамках существующих теорий личности. Каждый консультант выбирает ту или иную теоретическую концепцию в соответствии со своими личностными особенностями, мировоззрением, теоретико-психологическими симпатиями и имеющимися познаниями и опытом.

Теории личности представляют собой тщательно выверенные умозаключения либо гипотезы о том, что представляет собой человек, как он себя ведет в той или иной ситуации, почему поступает так, а не иначе, и как эти поступки развиваются во времени. Таким образом, теории личности призваны объяснять поведение человека и давать достоверный прогноз результатов и событий. В практике психологического консультирования в настоящее время сложились следующие основные направления:

- психодинамическое направление, или глубинная психология, исторически идущая от классического психоанализа З. Фрейда, и получившая развитие в индивидуальной психологии А. Адлера, аналитической психологии К. Юнга, гуманистическом психоанализе Э.Фромма, характерологическом анализе К. Хорни, транзактном анализе Э.Берна и др.;

- когнитивно-поведенческое направление, представленное теорией оперантного научения Б. Скиндера, теорией социального научения Д. Роттер, социально-когнитивной теорией А. Бандуры, когнитивной теорией личностных конструктов Д. Келли и др.;

- гуманистическое направление – гуманистическая теория А. Маслоу, гештальттерапия Р. Перлза, феноменологическая теория К. Роджерса, логотерапия В. Франкла, психодрама Морено и др.

В основе психодинамического направления лежат работы З.Фрейда, базирующиеся на разработанной им теории бессознательного. Фрейд первым охарактеризовал психику как «поле боя» между инстинктом, рассудком и сознанием. Термин «психодинамический» указывает именно на эту непрекращающуюся борьбу между различными составляющими личности (Id, Ego, Super-ego), связанными с различными уровнями сознания (бессознательное - материал которого недоступен сознанию, предсознательное - материал которого может быть переведен в сознание, и сознание). Поэтому в психодинамическом подходе для разрешения проблем клиента подчеркивается важность осознания им интрапсихических конфликтов, являющихся результатом бессознательной борьбы противоречивых, неосознаваемых или слабо осознаваемых мотивов внутри личности. Основной задачей Ego является сохранение баланса между внешними (социальными) силами, воздействующими на человека, и внутренними (бессознательными), что вызывает формирование самозащитных механизмов личности. Характеристика основных защитных механизмов представлена ниже.

Вытеснение – представляет собой процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдание. Фрейд считал вытеснение основным и наиболее встречающимся механизмом.

Проблемы вытеснения: вытеснение требует энергии для его поддержания, ограничивая использование энергии для более адаптивного, направленного на собственное развитие поведения. В связи с этим вытеснение играет негативную роль во всех формах невротического поведения, психосоматических заболеваниях и нарушениях.

Проекция – процесс, посредством которого индивидуум приписывает свои неприемлемые мысли и чувства другим людям и окружению. Проекция позволяет возлагать вину за свои недостатки и промахи на кого-нибудь и что-нибудь.

Проблемы проекции: затрудняется процесс самопознания и созревания личности, позволяя «не видеть бревна в собственном глазу» и критиковать за это других. Проекцией объясняются социальные предрассудки и феномен «козла отпущения».

Замещение – процесс, в котором проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего импульса к менее угрожающему (например, наказанный родителями ребенок ломает игрушку).

Проблемы замещения: человек получает новую фрустрацию (так, неприятности на работе вызывают вспышки ярости на незначительные раздражения в семье).

Идентификация – процесс, при котором, благодаря интроекции (формированию Super-ego) перенимаются нормы, приносящие освобождение от внутренних конфликтов.

Проблемы идентификации: человек становится рабом интроецированных норм, не чувствует себя свободным.

Рационализация – имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой нерациональные, либо неудачные действия выглядят вполне разумными и оправданными («зелен виноград»). Подыскиваются обоснования своих действий, скрывающие истинные мотивы.

Проблемы рационализации: происходит искажение реальности с целью защиты самооценки, желания выглядеть лучше в глазах других. Человек не видит реального положения вещей, промахи и недостатки с помощью рационализации выглядят вполне оправданными.

Реактивное образование – «ego» защищается от запретных импульсов, выражая в поведении и мыслях противоположные, как правило, социально одобряемые побуждения, которые в этом случае выглядят преувеличенными и негибкими (так, человек, испытывающий затруднения в сексуальных влечениях, становится непреклонным борцом с порнографией). Этот защитный механизм реализуется двухступенчато: вначале неприемлемый импульс подавляется, затем на уровне сознания проявляется противоположный.

Проблемы реактивных образований: проявление лживости, которая затягивает человека.

Сублимация – дает возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых действий (например, реализация неосознаваемых садистских наклонностей в деятельности хирурга). Сублимация в психоанализе рассматривается как единственно здоровая, конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов, т.к. она позволяет «ego» изменить цель или/и объект импульсов без сдерживания их проявления.

Проблемы сублимации: упускаются причины напряжения, что может приводить к более или менее осознанному состоянию фрустрации.

Отрицание – человек отказывается признать, что произошло неприятное событие. Согласно Фрейду, отрицание наиболее типично для маленьких детей и людей со сниженным интеллектом. Однако этот механизм может встречаться у зрелых людей с нормальным уровнем развития в сильно травмирующих ситуациях (например, отрицание смерти близких).

Проблемы отрицания: полное несовпадение с реальностью, что может вызвать негативное отношение окружающих.

Защитные механизмы представляют собой пути, используемые психикой перед лицом внутренней или внешней угрозы. В любом случае для создания защиты расходуется психологическая энергия, вследствие чего гибкость и сила «ego» ограничивается. И чем более эффективно действуют защитные механизмы, тем более искаженную картину потребностей, страхов и стремлений они создают. Фрейд заметил, что мы все в какой-то мере используем те или иные механизмы психологической защиты и это становится нежелательным только в том случае, когда мы чрезмерно на них полагаемся.

Фрейд и его последователи считали, что защитные механизмы как устойчивые характеристики личности формируются очень рано, и детские стереотипы воспроизводятся, в разных вариантах, во взрослом поведении. Выделение этих стереотипов, установление их связи друг с другом и с детским опытом, и, в конечном счете, осознание проблем клиента стоит в центре психоаналитической консультации. Основные методы и приемы психодинамического направления:

Свободные ассоциации. В рамках этого метода клиенту предлагают удобно устроиться, расслабиться и проговаривать все мысли и воспоминания, которые приходят ему в голову, безотносительно того, насколько прозаичными, абсурдными, либо нелогичными они могут показаться. Ассоциации, продуцируемые клиентом, интерпретируются как символическое выражение подавленных мыслей и чувств. Особое значение придается так называемой «фрейдовской ошибке», представляющей ошибки, описки, обмолвки, которые раскрывают подсознательные чувства клиента.

Интерпретация сопротивления. Сопротивление, являясь проявлением более широкого механизма вытеснения, означает тенденцию не затрагивать неосознанный конфликт и поэтому препятствовать попытке обнаружить истинные источники личностных проблем. Оно может выразиться в опозданиях клиента, он «забывает» о встречах, утрачивает способность к свободным ассоциациям, и как крайняя форма сопротивления – решение досрочно прервать консультирование.

Анализ сновидений. Фрейд рассматривал сны как прямой путь к бессознательному, считая, что их содержание раскрывает вытесненные желания. Сны, по Фрейду, можно понимать и истолковывать как символическое удовлетворение желаний; в их содержании частично отражаются ранние детские переживания.

Анализ трансфера (содержания переноса клиента). Перенос представляет реализацию механизма замещения в процессе консультирования, когда неосознанный импульс разряжается на консультанте, который в данном случае играет роль «заместителя» объекта любви, ненависти либо другого чувства.

В русле когнитивно-поведенческого направления проблемы клиентов рассматриваются как проявление выработанных в онтогенезе неадаптивных форм поведения. Сторонники этого направления придерживаются мнения, что при помощи целенаправленного воздействия на человека возможно заменить неадекватную модель поведения на другую, более адаптивную. Основные положения этого направления:

- большинство поведенческих проблем – следствие проблем в обучении и воспитании;

- поведенческие реакции представляют собой реакцию организма на воздействие среды;

- базовыми методами этого направления является обучающее моделирование поведения, в котором когнитивный аспект является решающим.

Теоретики бихевиорально-научающего направления рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а не внутренние психические явления, по их мнению, формируют человека. Исходная методологическая позиция консультантов, работающих в этом направлении, состоит в том, чтобы дать клиенту контроль над своими действиями, вызвать конкретные перемены в его поведении, т.е. акцент делается на конкретных действиях и поступках человека, а не на рефлексии клиента по поводу этих действий. Поэтому основным методом воздействия является формирование навыков адаптивного поведения. Формирование этих навыков происходит в процессе тренинговых занятий, ролевых игр, специальных упражнений. В рамках данного направления применяются:

- самоконтроль (обучение глубокой релаксации, построение иерархии страхов, моделирование поведение и поощрение за желаемое поведение);

- самонаблюдение (ведение дневников);

- домашние задания.

В бихевиоральном консультировании распространены психологические стратегии, направленные на поддержание у клиента нужного поведения в повседневной жизни и предотвращение рецидивов. Основные пункты программы предотвращения рецидивов: [7]

1. Выбор подходящего поведения. Консультант в деталях проводит его описание, инициирует клиента на принятие решения о том, насколько часто ему нужно будет контролировать это поведение и как он поймет, что произошел срыв.

2. Отработка стратегии предотвращения рецидивов: клиент фиксирует произошедший рецидив и описывает, в чем он состоит. Затем анализирует, в чем разница между обучением подходящему поведению и его использованием в трудных ситуациях, кто из окружающих его людей может помочь ему придерживаться желаемого поведения. После этого обсуждаются ситуации с высоким уровнем риска, люди, события, места, которые провоцируют срыв.

3. Отработка стратегии рационального мышления предполагает анализ эмоционального отклика клиента на временный срыв или рецидив и выявление факторов, которые помогут ему мыслить более эффективно в трудных ситуациях после срыва.

4. Обсуждение с клиентом практики, направленной на поддержку выработанных навыков. Обсуждается вопрос, какие дополнительные навыки ему потребуются для того, чтобы удержаться в рамках выработанного поведения.

5. Обсуждение с клиентом будущих выгод отего нового поведения, способы вознаграждения им себя за выполненные действия.

6. Стратегия предсказания последствия первого рецидива: людей, мест, времени, возможного эмоционального состояния.

В рамках когнитивного направления особое место занимает теория личностных конструктов Дж.Келли, которые представляют собой «понятийные системы, или модели», являющиеся суждениями человека о своем мире, которые он сам создает и затем пытается приспособить к окружающей действительности. И хотя это приспособление бывает не всегда удачным, но оно помогает человеку осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Личностные конструкты – это устойчивый способ осмысления человеком каких-то аспектов действительности в терминах схожести и контраста («взволнованный -спокойный», «умный - глупый», «мужской - женский», «дружеский -враждебный» и т.д.), позволяющих человеку интерпретировать любые события. Келли видел задачу консультативного процесса в том, чтобы помочь человеку изменить его конструктную систему, улучшив ее прогностическую эффективность.

Гуманистическое направление в центр своей методологии ставит личность клиента. Основная методологическая позиция представителей этого направления состоит в том, что предназначение человека – жить и действовать, определяя свою судьбу, и сосредоточение контроля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении. Эта позиция отлична как от психодинамической теории, делающей акцент на то, как прошлое воздействует на настоящее, так и от бихевиористической, использующей воздействие окружения на личность.

С точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека движет его в направлении личностного роста, творчества и самосовершенствования, если только чрезвычайно сильные обстоятельства не препятствуют этому. Поэтому на первый план выдвигается проблема самоактуализации личности, под которой понимается стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Причина проблемы клиента понимается как блокирование внутриличностных ресурсов. Задача консультанта состоит в том, чтобы как можно полнее понять внутренний мир клиента и поддержать его во время принятия решения на пути к самоактуализации.

В работе «Самоактуализация» Маслоу выделил восемь способов поведения, ведущих к самоактуализации:

1) полное, живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью;

2) представление жизни как процесса постоянного выбора;

3) наличие «Я», которое может самоактуализироваться;

4) брать на себя ответственность, быть честным;

5) быть нонконформистом;

6) реализовывать свои потенциальные возможности;

7) быть открытым высшим переживаниям;

8) разоблачать собственную психопатологию.

Базисными принципами консультанта в рамках гуманистического направления являются: 1) встреча консультанта и клиента есть встреча двух равных людей; 2) разрешение проблемы у клиента наступает «само по себе», в том случае, если консультант создает ситуацию безусловного принятия. Способствующую осознанию, выражению и самовосприятию клиентом своих истинных чувств; 3) клиент сам ответственен за выбор своего образа мыслей и поведения в жизни.

Особое место в гуманистическом направлении занимает гештальт-терапия, отличающаяся разнообразием воздействующих на клиента приемов и микротехник (восприятие «здесь и сейчас», «метод пустого кресла, беседа с частью своего «Я»; диалог «верхней собаки» - авторитарной, директивной, и «нижней собаки» - пассивной, с чувством вины, ищущей прощения, и др.).

В настоящее время достаточно широко распространено эклектическое консультирование, представляющее собой попытки интеграции лучших сторон различных школ. Эклектическое консультирование представляет собой не простой набор разнообразных теоретических принципов, накопленных научных методов и методик, а системную интеграцию нескольких теоретических подходов, опирающихся на конкретные практические задачи и стремление найти единое начало. Большинство специалистов-консультантов, длительно работающих в своей области, создают собственную эклектическую систему, наиболее соответствующую их личности и мировоззрению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: