Психологическая зависимость

В современных условиях у людей все чаще возникают социально-психологические проблемы, связанные с психологической зависимостью. Причем, если в недалеком прошлом считалось, что тот или иной вид зависимости является уделом слабых личностей, неудачников, то сейчас специалисты все больше приходят к мнению, что «всякий здоровый, нормальный человек постоянно балансирует на грани той или иной зависимости, которую окружающие до поры до времени воспринимают как невинное хобби». Такую начинающуюся зависимость мы скорее относим к увлечениям, которые по началу даже приветствуются.

Увлечение - это достаточно четко оформившееся и более захватывающее личность влечение. Увлечения имеют различную продолжительность, но oни всегда ограничены временем. Если увлечение затягивается на длительный срок, оно обычно переходит в страсть. Страсть - это не просто продолжительное увлечение, она имеет свою особенность — силу, что сближает ее с аффектом. Это, по С.Л. Рубинштейну, одержимость, выражающаяся в любви, ненависти, скупости, в интересе к искусству, науке и спорту. Н.Д. Левитов писал, что состояние увлечения близко к состоянию заинтересованности, однако у последней нет прикованности к объекту. Страсть может проявляться по отношению к алкоголю, наркотикам, карточной игре, коллекционированию, рыбной ловле и т. д. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов,сил, направленности на единую цель, писал С.Л.Рубинштейн, т.е. с физиологической точки зрения это доминанта. Она не всегда приятна для человека, переживается как нечто нежелательное, навязчивое. В этом случае говорят о мании (например, о токсикомании) - болезненном психическом состоянии с сосредоточением сознания и чувств на какой-то одной идее, одном желании, т.е. определенном психопатологическом явлении.

Влечение представляет собой психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта. Влечение является одним из центральных понятий психоанализа. 3. Фрейд, понимая влечения (Treibe — импульсы) как пограничные образования между физическим и психическим (соматическим и душевным), харак­теризовал их четырьмя аспектами: источником, целью, объектом и силой (энергией). Таким образом, он связывал влечения и с целью как действием, и с целью как объектом удовлетворения потребности. У З.Фрейда влечение становится идущей из глубин организма самодавлеющей силой. Оно представляется порождением замкнутого в себе организма, вне сознательных отношений личности к окружающему миру. Поскольку влечение действует не извне, а изнутри организма, «бегством невозможно избавиться от его действия». Для З.Фрейда влечения – это основные стимулы человеческой деятельности.

К.К. Платонов также трактует влечение как неосознанную потребность и рассматривает его как примитивную эмоциональную (или преимущественно эмоциональную) форму направленности личности.

Решительно высказывался против точки зрения, что при влечениях цель не осо­знается, Н.Д.Левитов. Он, в частности, писал, что неверно отличать влечения беспредметностью или неясностью, смутностью объекта. Напротив, человек, переживающий влечения, словно приковывается к объекту, связывается им, находится под его гипнозом. Когда человек говорит, что его влечет, он знает, к чему; в одних случаях объектом является более широкая сфера (музыка, природа), в других - более узкая (конкретный человек). Н.Д. Левитов выделял во влечении две характеристики - «властность» объекта над человеком и эмоциональную насыщенность пере­живаний. Он писал, что влечение часто вызывается весьма ясной, временами навязчивой целью. Недаром А. С. Грибоедов говорил, что влечение - род недуга. Если под влечением понимать фанатизм, влюбленность, замечает Н.Д. Левитов, то он был близок к истине.

В.С. Дерябин (1974) рассматривает влечение как двухкомпонентный феномен, включающий в себя потребность в чем-то и двигательную тенденцию к удовлетворению этой потребности (побуждение). Он выделяет органические влечения (потребности) - голод, жажду, половое влечение и психические влечения - к труду, к организаторской или научной работе и т. д. Первые связаны с неприятным ощущением недостатка чего-то, вторые - с положительным чувственным тоном (очевидно, за этими влечениями скрываются интересы, склонности). С.Л. Рубинштейн писал, что осознание влечения совершается через осознание того, на какой предмет оно направлено.

Наличие у влечения осознаваемой цели (объекта) подтверждается, по мнению Е.П. Ильина, многими фактами: влечение проявляется в симпатии, влюбленности, но ведь не может быть симпатии вообще, ни к кому, не говоря уже о влюбленности, - их объект всегда из­вестен. Да и само слово «влечение» означает, что какой-то конкретный объект (бо­лее или менее конкретный или обобщенный) влечет к себе человека, придает его стремлению направленность, целеустремленность. Если бы объект не осознавал­ся, то не было бы и влечения, а была бы просто осознанная или плохо осознанная нужда.

В то же время, понимание влечений как свойств, близких к инстинктам, проявляющееся у разных авторов в той или иной степени, очевидно, не случайно. Над влечениями постоянно «витает Дух» невольности, плохой осознаваемости. Как писал А. С. Пушкин: «Когда б не смутное влечение чего-то жаждущей души». Вопрос только в том, замечает Е.П. Ильин, что происходит невольно, что плохо осознается или вообще не осознается. В инстинк­тах непроизвольным моментом является двигательная активность, направленная на удовлетворение потребности. Во влечениях же непроизвольным является появление тяги к объекту, побуждения, но не движение, не реакция удовлетворения потребности. Такая мысль высказывается рядом ученых. В.С. Дерябин говорит о внутренней, независимой от воли человека силе, движущей к объекту, Н.Д. Левитов - о непроизвольном или не совсем произвольном состоянии, когда человек чувствует себя как бы прикованным к предмету. Речь, таким образом, идет о механизмах возникновения влечений, которые могут быть связаны с непроизвольностью («неведомая сила», «какая-то чудная сила»).

Часто неудовлетворение потребностей, влечений вызывает у человека сильное психическое напряжение. Для уменьшения его и снятия излишнего потребностного возбуждения человек использует ряд психологических защитных механизмов саморегуляции, описанных в разделе 2.4. При рассмотрении склонности как направленности на соответствующую деятельность особый интерес вызывает такой защитный механизм, как сублимация, представляющая собой снятие напряжения в ситуации внутреннего конфликта путем трансформации инстинктных форм психики в более приемлемые для индивида и общества.

Л. Сонди разработал теорию влечений, где факторы влечений - это ведущие жизненные радикалы. Они обладают способностью превращения в разные формы проявления, т.е. имеют несколько вариаций, проявляющихся в "возможностях судьбы". Он выделил восемь факторов влечений, обуславливающих определенный тип духовной жизни человека и его деятельности в этой сфере, круг профессий: h – фактор любви (эроса), s – фактор действия, e – фактор этики, hy – фактор морали, k – фактор сужения «Я», p – фактор расширения «Я», d - фактор постоянства-изменчивости, m – фактор соединения-отторжения. Каждый фактор влечения обуславливает определенный круг профессий, общения и интересов и склонностей. Динамически сильный фактор определенной склонности может проявляться либо в спонтанном отреагировании, либо сублимироваться в профессиональном выборе, в дружеских отношениях, увлечениях, либо трансформироваться в болезненные проявления.

И здесь возникает вопрос: «Почему способность увлекаться и привязываться, столь важная для развития личности, нередко превращается в каторжную цепь? Почему личность, вместо того, чтобы развиваться, деформируется?» Психологическая зависимость формируется в глубинах нашего подсознания, которое старательно прячет наши реальные желания и стремления от нашего собственного сознания. Адаптация нашего организма в окружающей среде условно имеет следующую схему: возникновение той или иной потребности должно быть удовлетворено, при удовлетворении возникшей потребности организм реагирует выработкой специального гормона (серотонина). В случае отсутствия такого сигнала главным фактором при выборе поведения становится удовольствие: подсознание ищет его, не останавливаясь ни перед моральными, ни перед физическими препятствиями. И если такая стратегия закрепляется, может возникнуть зависимость. Таким образом, аддикцию (зависимость) можно характеризовать как дефект приспособления человека к миру, в котором он живет.

Рассматривая аддиктивное поведение как один из видов приспособительного поведения, необходимо ответить на вопросы – в чем заключается приспособительный характер зависимости и каковы его последствия. Отмечено, что аддитивное поведение возникает и имеет важное защитно-приспособительное значение в условиях, воспринимаемых человеком как лишение свободы или ее существенное ограничение. Такие примеры были исследованы в концентрационных лагерях, они часто встречаются в тюрьмах, колониях, среди военнослужащих срочной службы. Аддикция в этих условиях является своеобразной «защитой», с той или иной степенью успешности пытающейся предохранить личность от деградации в неприемлемых для нее условиях. Аддиктивный субъект в этой ситуации становится более эмоционально устойчивым, так как большая часть событий, способных явиться серьезной психической травмой для нормального человека, для него травмой не является. Вследствие смещения зоны его эмоциональных интересов.

В качестве причин, провоцирующих возникновение зависимости, могут быть и тяжелая обстановка на работе или дома, и конфликт между возможностям и потребностями, и завышенные требования к собственной персоне, и неблагоприятные социальные условия и т.д.. Все эти причины вызывают дискомфорт, связанный с неудовлетворением потребностей. Симптомами дискомфорта являются нарастающая тревога, тоска, уныние, апатия, беспросветность…

Однако отсутствие дискомфорта, связанное с удовлетворением всех потребностей рано или поздно также заканчивается апатией. На бытовом уровне в таких случаях существует достаточно грубая формулировка: «С жиру бесится». Современное общество все чаще сталкивается с проблемами такого плана: жены богатых мужей, дети состоятельных родителей и т.д. Теоретически эту проблему обосновал Г.С. Салливан. Согласно его теории, организм человека – напряженная система, функционирующая между двумя крайними состояниями – полным покоем и нестерпимым ужасом. Ни одно их этих состояний организм не в силах выносить подолгу и реагирует на него стрессом.

В случае, если человек не может по какой-либо причине самостоятельно преодолеть возникающие негативные состояния, он подсознательно начинает искать источники позитивных ощущений во внешней среде. Для искусственной стимуляции применяются химические, информационные и эмоциональные средства. Эмоциональные и информационные зависимости считаются менее тяжелыми, нежели химические. Исключение составляют патологический азарт или игромания, которая по своей тяжести приравнивается к алкоголизму.

Список химических стимуляторов включает в себя не только алкоголь, наркотики, табак, но также и кофе, чай, сахар, калорийную пищу. Крайние проявления пищевых зависимостей – патологическое переедание и обратная перееданию анорексия – могут привести не только к ухудшению здоровья, но к летальному исходу.

К видам аддикции, не связных с приемом внутрь веществ и продуктов относятся (И. Ципоркина, Е. Кабанова):

1. Гневоголизм – склонность к разрядке агрессивного аффекта в форме вспышек гнева, часто ничем не обоснованных.

2. Сексоголизм – пристрастие к безличному, безэмоциональному сексу, связанному с частой сменой партнеров и различными сексуальными отклонениями (в том числе с уголовно наказуемыми).

3. Любовная зависимость – чрезмерная привязанность к определенному человеку, сопровождаемая потерей самоконтроля, навязчивым поведением, невосприимчивостью к отказам и оскорблениям.

4. Трудоголизм – потеря способности к отдыху, расслаблению, близким отношениям и вообще полноценному существованию вне рабочего места.

5. Шопингомания – патологическая склонность к приобретению новых вещей вне зависимости от реальной потребности в них, неспособность остановить себя волевым усилием.

6. Мифомания – навязчивое фантазирование, стремление к устному сочинительству (в отличие от графомании, являющейся психопатологией), невзирая производимое мифоманом негативное впечатление.

7. Интернет-зависимость – это пристрастие часто объединяют с пристрастием к компьютерным играм, которое близко также к игромании.

8. Игромания – тяга к азартным играм, самая сильная из эмоциональных зависимостей; считается практически неизлечимой.

Одним из основных механизмов аддикции является перенос эмоционального отношения с живого объекта на неживой, либо наоборот - отношение к живому как к неживому. Такой перенос соответствует ожиданиям индивида, уставшего от длительного, неконтролируемого стресса. Так, наркоман «вступает» в эмоциональные отношения с наркотическими веществами, что подкрепляется их действием на организм. В случае любовной аддикции, наоборот, по отношению к живому человеку, объекту любви, начинает формироваться отношение, подобное отношению к вещи, исключающее всяческую свободу для объекта любви.

Выделяют следующие личностные особенности, способствующие формированию психологической зависимости:

1) люди, у которых ведущую роль играют гедонистические потребности (жажда ощущений);

2) инфантильно-конформистский тип личности (неустойчивые интересы, слабая воля, подражание более сильной личности);

3) личности, характеризующиеся демостративностью, стремлением выделиться;

4) люди, испытывающие дискомфорт в сфере общения;

5) люди, склонные к экзистенциональным проявлениям (углубление в себя, свой собственный мир).

Следует учитывать, что существуют некоторая связь формирования механизмов зависимости и индивидуально-личностных особенностей клиента. Так, выраженность истероидных черт провоцирует ориентацию на поддержку социального одобрения. Ради этого одобрения личности такого плана стремятся следовать стандартам того круга, от которого ждут высокой оценки. При этом многие истероидные личности используют в качестве средства воздействия на окружение не положительное, а отрицательное впечатление (эпатаж, скандальная слава). Стереотипы поведения истероида зависят от того, кого или что он выберет в качестве подражания. Истероид интуитивно воспринимает настроение окружающих, и в зависимости от отношения к ним выбирает тот или иной способ, чтобы стать центром внимания. Всеобщее внимание и восхищение (независимо от знака) - его цель. При этом он и себя не пожалеет. Известная история декаданса начала прошлого века с его модой на морфинизм и красивую смерть в молодом возрасте демонстрирует нам, к каким печальным последствиям приводит истероидную личность стремление быть центром внимания и умение всерьез проникнуться игрой.

Стратегии ипохондричной личности на этом фоне не выглядят на первый взгляд экстравагантными. Ипохондрик в качестве главного «средства обороны» выбирает болезнь, мнимую или реальную. Апеллируя к собственной болезненности, можно под благовидным предлогом отказаться от решения сложных задач и реализации трудоемких планов. Это препятствует самореализации, но позволяет переложить ответственность за свои проблемы на внешние причины. Болезнь становится удобным средством для получения своеобразной ренты, преимущества перед теми, кто ничем не болен. Склонность интерпретировать любые отклонения от нормы в работе организма приводят к чрезмерности требований ипохондрика не только к состоянию здоровья, но и ко всему, что его окружает. Эти чрезмерные требования не могут быть удовлетворены. Ипохондрик начинает требовать от своего тела невозможного: сверхъестественные способности, нечеловеческая выносливость и т.д., формируя почву для мифомании. Мифомании способствует и чрезмерная требовательность к социуму («да, были люди в наше время»).

В плане химических аддитивных проявлений следует отметить, что такой человек вряд ли пристрастится к алкоголю или курению. Но злоупотребление лекарствами может вызвать определенную зависимость.

Ригидная личность, прежде чем следовать определенным правилам, стремится все привести в порядок, систематизировать. Однажды выбрав определенную схему, она стремится двигаться в выбранном направлении. Самооценка ригидной личности с возрастом поднимается. Работая на результат, заботясь о карьере, такой человек ощущает себя все более компетентным и нередко становится авторитарным, а в домашних условиях деспотичным. И как следствие стремления доказать состоятельность собственного мировоззрения и самоутверждения может формироваться гневоголизм или мифомания («были когда-то и мы рысаками»). Ригидной личности трудно менять сформировавшиеся стереотипы поведения. Резко меняющаяся обстановка может привести к депрессивному состоянию с возникновением психологической зависимости (например, алкоголизации).

Отличительной чертой импульсивного типа личности является скорость реагирования на любой раздражитель, при этом рациональность подхода к реагированию отодвигается на второй план. В случае отсутствия внешних раздражителей импульсивная личность сама провоцирует судьбу, «вызывает огонь на себя». У них значительно снижен инстинкт самосохранения: во-первых, из-за их непредсказуемости, во-вторых, из-за потребности в увеличении количества стимулов. Импульсивной личности присущ экстремизм, который выражается в крайности суждений, нежелании идти на компромисс. Они получают удовольствие в тех сферах деятельности, где быстрота реакции и оперативность значительно важнее педантичного расчета. Однако в мирной жизни востребованность в таком типе реагирования невелика. Отсутствие возможности реализовать эти деятельностные потребности приводит к скуке и, как следствие, может явиться причиной депрессии. Однако импульсивный психотип не станет дожидаться, когда депрессивное состояние полностью овладеет им. Он попытается вырваться и развеяться, в качестве средства используя экстремальные развлечения, предполагающие высокую степень риска. Считается, что импульсивный тип личности – психологический поставщик игроманов. Они во всем видят опасную, но увлекательную игру. Их увлекает спорт, где острые ощущения помогают получить адреналиновый допинг. При отсутствии физических данных они могут стать фанатами той или иной команды, делая ставки и вступая в агрессивное противоборство с болельщиками других команд.

Акцентуация по гипертимному типу, несмотря на внешнее сходство с импульсивностью, имеет принципиальные различия. Во-первых, для имульсивного типа реагирования характерна быстрая реакция на любой стимул, у гипертимов аналогичная реакция возникает в ответ не на внешний, а только на внутренний стимул, т.е. вызывается потребностью в эмоциональной разрядке. Поэтому он не столько действует, сколько суетится. Во-вторых, если импульсивные личности после «включения» (т.е. появления стимула) сразу приступают к выполнению задачи, то гипертимы ожидают стимула не для конкретного действия, а для того, чтобы быстрее пережить воздействие стимула. После этого они могут благополучно забыть о пережитом, не доходя до выполнения действий, и перейти к другим ощущениям. Зачастую активность («буря и натиск») помогает им достигать поставленных целей, но чаще им не хватает для этого упорства, выносливости и они переключаются на новую деятельность, идею. Оптимисты хорошо защищены от депрессии, опьяненные радостью бытия, - им и «море по колено», и «прыгать выше головы» - привычное дело. Если же что-то не удается, то ложь и хвастовство помогают им, подобно барону Мюнхгаузену, «вытащить себя за волосы из болота». Психологическая зависимость у людей этого типа формируется на базе гедонистических потребностей (жажда ощущений) и неустойчивости интересов. Однако следует учитывать, что в чистом виде оптимистичность во взрослом возрасте встречается довольно редко, и активная (маниакальная) фаза зачастую сменяется депрессивной. Такая фазность естественна и обусловлена темпом и ритмом работы мозга. Амплитуда такой фазовости весьма индивидуальна и создает в настроении человека своеобразные «качели». Главная проблема обладателей «психологических качелей» заключается в том, что наступающая депрессия резко контрастирует с недавней маниакальной фазой, а уходящие ощущения очень живы, в связи с чем велико искушение «подхлестнуть» организм. В этом случае прием антидепрессантов и других химических препаратов легко переходит в психологическую зависимость.

Депрессивные состояния являются отличительной чертой современного общества. По меткому выражению исследователей, депрессия не столько чума, сколько грипп XX и XXI веков. Депрессия, как и грипп, может убить, а может практически не повредить здоровью человека, и также как грипп, ее распространение настолько широко и охватывает практически все слои населения, что сравнимо с эпидемией. В современном обществе ею страдают все, разница лишь в продолжительности и силе страданий. Чаще всего эмоциональным ядром депрессии является тревога. Чем менее человек может контролировать тревогу, тем болезненнее его переживания. На определенном этапе запас внутренней энергии, направленный на противодействие тревоги, истощается, утрачивается внутренняя опора, и человек начинает искать внешние средства. В роли этих средств выступают как психологические, так и химические формы допинга (алкоголь, шопинг, объект привязанности и т.д.). В любом случае человек «намертво» прикипает к этой внешней опоре, теряя свободу выбора и даже саму возможность выбирать. Эта несвобода, в свою очередь усугубляет депрессивное состояние. В сочетании с гипертимными чертами мы можем наблюдать ажитированную тревогу. Если при обычной тревоге человек резко снижает двигательную активность (апатия, неподвижный взгляд), то при ажитированной он лихорадочно деятелен. Это изнуряет его, но из подавленного состояния не выводят.

Довольно опасной чертой в плане формирования психологической зависимости является психастения. Представители этого типа более других подвержены стрессу, чаще испытывают тревожное и подавленное состояние. Видимая беззащитность психастеников провоцирует агрессию в их адрес. Длительное подавление собственных потребностей и возрастающий страх перед окружающим миром приводят психастеников на грань психологической зависимости (синдромы навязчивости, страха, фиксированность на своих внешних дефектах – реальных и мнимых и др.).

Отличительной чертой шизоидного типа личности является разрыв с существующей реальностью: человек утрачивает базовое представление о том мире, в котором существует большинство людей, и уходит в собственный мир, сотканный их фантазий. В связи с этим возникает несоответствие внутренних установок и требований, предъявляемых со стороны общества, которое снижает понимание, а зачастую вызывает негативное отношение со стороны окружающих. В стремлении наладить контакт с внешним миром, человек с выраженной индивидуалистичностью начинает искать «волшебного помощника». Их нередко привлекают средства, якобы «расширяющие сознание», к которым относят наркотики и другие химические вещества. Другая вероятность – зависимость от Интернета и компьютерных игр, виртуальный мир которых предоставляет такой личности огромный выбор альтернативных возможностей. Кроме того, в качестве «волшебных помощников» могут выступать как неживые предметы (например, библиомания, когда «запойное» чтение позволяет вытеснить несимпатичную действительность и избавляет от необходимости с ней договариваться), так и живой человек, который, с одной стороны, способен понять нестандартный мир шизоидной личности, а с другой – намного лучше него социализирован. В последнем случае формируется любовная зависимость.

Началом развития любой зависимости становится допинг-эффект, благодаря которому возникает видимость позитивных сдвигов в состоянии (улучшение настроения, повышение работоспособности, творческого потенциала и др.), фиксируемых мозгом, который при этом не задерживается на возможных последствиях.

Одним из основных признаков сформировавшейся зависимости является повышение порога толерантности к стимулятору, по отношению к которому она формируется (повышение дозы при наркомании и алкоголизме, возрастание времени нахождения в Интернете и т.д.). Большая опасность химических видов зависимости заключается в том факте, что вслед за психологической, формируется физическая зависимость, когда химическое вещество (алкоголь, наркотик) становится составной частью обменных процессов в организме. В этом случае требуется медицинское вмешательство.

В консультировании следует учитывать тот факт, что предупредить возникновение психологической зависимости значительно проще, нежели бороться с уже сформировавшейся зависимостью. В качестве начальной фазы профилактики на ранних стадиях возникновения зависимости является своевременное проведение работы по нормализации психологических состояний, доставляющих серьезные проблемы клиенту. Особенно важно, чтобы клиент признал наличие проблемы, связанной с той или иной формой зависимости («да, мне тяжело удерживать контроль при принятии алкоголя», «мне сложно своевременно выти из Интернета» и т.д.).

Для борьбы с состояниями внутреннего дискомфорта, приводящими человека к различным видам психологической зависимости, самым распространенным приемом является отвлечение, переключение внимания на какое-нибудь занятие. Необходимо научиться извлекать удовлетворение из разных источников, так как вероятность возникновения аддикции неизмеримо увеличивается, когда сильная потребность превращается в сверхсильную, когда формируется единственный «поставщик» удовлетворения, единственное средство избавления от душевного дискомфорта.

Контрольные вопросы

1. Что дает знание индивидуально-личностных особенностей клиента в консультировании? Что такое гармоничная личность?

2. Понятие акцентуации. Основные типы акцентуаций.

3. Особенности межличностных отношений при различных видах акцентуаций.

4. Зависимость мыслительной деятельности и профессиональных предпочтений от индивидуально-личностных особенностей.

5. Характерные защитные механизмы и реакции на стресс у людей с различными индивидуально-личностными особенностями.

6. Особенности консультирования людей в зависимости от их индивидуально-личностных свойств.

7. Понятие возрастных кризисов, их основные характеристики и значение в социальном консультировании.

8. Назовите и охарактеризуйте основные кризисы детского развития.

9. Почему кризис подросткового возраста считается самым острым? Охарактеризуйте основные проблемы подросткового кризиса.

10. В чем заключается кризис середины жизни? Назовите основные факторы его формирования.

11. Теория психосоциального развития Э. Эриксона.

12. Значение проблемы способностей и интеллекта в практике социального консультирования.

13. Понятие способностей и их связь со склонностями. Виды способностей.

14. Структура способностей по Дружинину.

15. Взгляды на интеллект различных авторов. Понятие G-фактора.

16. Понятие текучего и кристаллизованного интеллекта. Их значение в практике социального консультирования.

17. Зависимость адаптации и стиля решения жизненных проблем от уровня развития креативности и интеллекта.

18. Социальные проблемы людей, связанные с психологической зависимостью.

19. Понятие психологической зависимости. Какие психические явления лежат в основе формирования психологической зависимости?

20. Влечение, увлечение, страсть – взгляды на понимание этих психических явлений и состояний различных авторов.

21. Почему аддитивное поведение рассматривается как вид приспособительного поведения? Приведите примеры.

22. Какие социальные проблемы провоцируют формирование механизма психологической зависимости?

23. Назовите основные виды аддикции и приведите примеры.

24. Связь формирования тех или иных видов психологической зависимости с индивидуально-личностными особенностями.

Основная литература

1. Абрамова, Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 512с.

2. Акмеология: Учебник / Под ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2002. – 650с.

3. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей: Проект «Индивидуализация обучения на основе личностно ориентированного учебного плана общеобразовательной школы» / В.Н. Дружинин. - М.: Латерна вита, 1995. - 150с.

4. Колесникова, Г.И. Психологическое консультирование. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 288с.

5. Собчик, Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. – СПб.: Речь, 2000. – 219с.

Дополнительная литература

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегии жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 301с.

2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. / Б.Г. Ананьев.- М.: «Педагогика», 1980. Т.2. – 230с.

3. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - М.: Изд-во «Наука», 1977. – 380с.

4. Блонский, П.П. Педология: Кн. для преподавателей и студентов выс. пед.уч.заведений /П.П. Блонский. Под. ред. В.А. Сластенина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 288 с.

5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.; Воронеж, 1995. – 320с.

6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений.: В 6-ти т. / Л.С. Выготский. - М., 1984. - Т.1. 397с.

7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений.: В 6-ти т. / Л.С. Выготский. - М., 1984. - Т.4. - 290с.

8. Деркач, А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований / А.А. Деркач. – М., 1999. – 392с.

9. Дерябин, В.С. Чувства, влечения, эмоции / В.С. Дерябин. - Л., 1974. – 185с.

10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. - 512с.

11. Козлов, В.В. Работа с кризисной личностью. Методическое пособие / В.В. Козлов. – М.: Институт психотерапии, 2003.- 302с.

12. Крайг, Г. Психология развития / Г. Грайг. - СПб.: Питер, 2002. - 992с.

13. Левин, К. Намерение, воля, потребность / К. Левин. – М., 1970. – 368с.

14. Левитов, Н.Д. О психологических состояниях человека / Н.Д. Левитов. - М., 1964. – 256с.

15. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. - 540с.

16. Мясищев, В.Н. Проблема потребностей в системе психологии / В.Н. Мясищев // Ученые записки ЛГУ. - 1957. Вып.11, №224.

17. Обуховский, К. Психология влечений человека / К. Обуховский. - М.: Прогресс, 1972 – 242с.

18. Орлов, А.Б. Склонность и профессия / А.Б. Орлов. - М., - 1981. – 84с.

19. Платонов К.К. Проблемы способностей / К.К. Платонов. – М., 1972. – 312с.

20. Прихожан, А.М. Психологические проблемы подросткового возраста как пубертатного периода развития / А.М. Прихожан // Практическая психология образования. Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1977. - 395с.

21. Психология зависимости: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 2004. – 592с.

22. Психология труда: Учебник для студ. высш.учеб.заведений / Под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: ВЛАДОС_ПРЕСС, 2003. – 352с.

23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. –СПб.: ПИТЕР, 1999. – 527с.

24. Собчик, Л.Н. Метод портретных выборов. Адаптированный тест восьми влечений Л.Сонди / Л.Н. Собчик. М., 1993. - 133с.

25. Сыманюк, Э.Э. Психология профессионально обусловленных кризисов / Э.Э. Сыманюк. – М.: Издательство Московского психолого-педагогического инстиутута; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – 320с.

26. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн. - М., 1989. 453с.

27. Ципкорина, И.В. Психологическая зависимость: как не разориться, покупая счастье / И.В. Цикорина, Е.А. Кабанова. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 336с.

28. Энциклопедия социальной работы. В 3-х т. Пер. с англ. – М.: Центр общечеловеческих ценностей. 1993. Т.1. - 480с.

29. Эриксон, Э. Идентичность и кризис: Пер. с англ. / Э. Эриксон. – М.: Прогресс, 1996. 397с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: