Типы личности по Голланду

Реалистичный тип. «Мужской тип». Обладает высокой эмоциональной стабильностью, ориентирован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков (постоянного движения), ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер, Ароном и т.д. Характерны невербальные способности, развитые моторные навыки, пространственное воображение (чтение чертежей). Имеет шансы добиться успеха в таких областях, как физика, экономика, кибернетика, спорт.

Интеллектуальный тип. Характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирает научны е профессии. Структура интеллекта гармонична: развитые вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активность, но а деятельность, связанную с общением, не ориентирован. В беседах чаще является передатчиком информации, в основном – интроверт. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: математика, география, геология, творческие профессии.

Социальный тип. Отличается выраженными социальными умениями (умение общаться, стремление к лидерству, потребности в многочисленных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочитаемые сферы деятельности: психология, медицина, педагогика.

Конвециальный тип. Отдает предпочтение структурированной деятельности, работает по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям, как правило, слабый организатор и руководитель. Чаще преобладают невербальные (особенно счетные) способности. Наиболее предпочтительны такие специальности, как бухгалтер, делопроизводитель, машинистка, канцелярский служащий.

Предприимчивый тип. Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, инициативу, импульсивность, энтузиазм. Чертами характера являются: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает задачи, связанные с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания. Эти особенности наиболее плодотворно реализуются в таких профессиях, как дипломат, репортер, менеджер, директор, брокер, кооператор.

Артистический тип. В отношениях с окружающими опирается на свое воображение и интуицию. Присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, гибкость, оригинальность мышления. Обычно живет не по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера: музицирование, рисование, деятельность в области гуманитарных наук. Хорошо развиты восприятие и моторика. Высокий уровень экстравертированности. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: история, филология, искусство.


[1] Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р.Корсини, А.Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003. C. 317-319.

[2] Энциклопедия социальной работы. В 3 т. Т.2: Пер. с англ. – М., 1993. С. 221.

[3] Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования /Р.Кочюнас. - М., 2000. С.7.

[4] Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – С. 125-144.

[5] Козлов, В.В. Работа с кризисной личностью. Методическое пособие / В.В. Козлов. – М.: Институт психотерапии, 2003. С. 288-290.

[6] Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас. М. – 2000. С.12-13.

[7] Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / под ред. М.К. Тутушкиной. СПб.: Дидактика Плюс, 2001. – С. 159-165.

[8] Акмеология, учебник / Под общей дер. А.А. Деркача -. М.: РАГС, 2002. – С.196-201.

[9] Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - М.: Изд-во «Наука», 1977. – С. 245.

[10] Рейснер, М.А. Социальная психология и учение Фрейда / В кн. Овчаренко В.И., Лейбин В.М. Антология российского психоанализа. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. Т.I. - С. 470-474.

[11] Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекция, практика: Учеб. пособие для студ. псиол. фак. Вузов / А.Б. Орлов. – М.: «Академия», 2002. - С.86.

[12] Сыманюк, Э.Э. Психология профессионально обусловленных кризисов / Э.Э. Сыманюк. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МЭДОК», 2004. – С58..

[13] Психологическая энциклопедия. 2-е издание / Под ред. Р.Корсини, А.Ауэрбаха. – М, С-Пб.: «Питер». 2003.- С.318.

[14] Мастерство психологического консультирования / А.А. Бадхен, М.В. Бадхен, С.М. Зелинский и др. / Под дер. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. СПб.: «Бреста», 2004. – С.108с.

[15] Крайг, Г. Психология развития / Г. Грайг. - СПб.: Питер, 2002. – С.618.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: