Раздел третий: История развития методов психологического исследования детей

3.1. Истоки становления диагностических критериев умственной отсталости. История распознавания умственной отсталости среди других отклонений психофизического развития детей (прежде всего, глубокие степени умственной отсталости). Отношение к умственно отсталым лицам в истории становления человеческой цивилизации (краткий обзор). Первые диагностические критерии умственной отсталости, зафиксированные документально («Молот ведьм» - в период Инквизиции, «Указ о наследовании имущества» - в Англии, «Указы о дураках» Петра Первого – в России и др.). Клинические критерии диагностики умственной отсталости в трудах Пинеля, Эскироля, Сегена, Бурневиля и др.

3.2. Становление психологического направления в оценке детского развития. Зарождение экспериментального метода (Вундт). Лабораторный эксперимент. Психометрическое направление в изучении умственной отсталости (первые попытки количественного измерения умственного развития). Проблема определения лёгкой степени умственной отсталости как одна из предпосылок создания основного инструмента психодиагностики – метода тестов (Гальтон, Кеттел, Крепелин, Санте-де-Санктис, Бине, Симон и др.). История создания тестов Бине-Симона. Перевод результатов тестов Бине-Симона на показатели «интеллектуального коэффициента – IQ» (Штерн, Термен). Создание проективного метода (Г. Роршах) и становление психодиагностики как самостоятельной науки. Изучение умственного развития и отклонений интеллекта в области педологической науки в зарубежных странах. Хронология создания основного инструментария для измерения умственного развития от 20-х к 90-м годам ХХ века в зарубежной психодиагностике. Характеристика основных достижений зарубежной психодиагностики к началу ХХI века. Перспективы зарубежной психодиагностики.

«Естественный эксперимент» профессора Лазурского – один из видов целенаправленного наблюдения за ребёнком в естественных для него условиях. Экспериментальные уроки. Работы в области тестирования в России до 1917 года: Г.И. Россолимо – «Психологические профили»; Ф.Е. Рыбаков – «Фигуры Рыбакова» и др. Отношение к тестам и тестированию в отечественной психодиагностике. Сторонники и противники тестового метода. Критика тестов Бине-Симона и Санте-де-Санктиса (А.М. Шуберт, Г.Я. Трошин). Отношение Л.С. Выготского к тестовому методу. Л.С. Выготский как основатель динамического подхода к изучению детей. Значимость взаимосвязи «интеллекта и аффекта» в оценке детского развития.

Развитие методов психологического исследования детей в практике педологической науки в России. Применение методов психологического исследования педологами. Массовое тестирование учащихся школ. Количественный рост учреждений для умственно отсталых детей. Анализ Постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроссов» от 4 июля 1936 года с точки зрения осуждения психодиагностического инструментария и педологов как его разработчиков и пользователей. «Уход» психологии и психологического изучения детей из педагогической практики.

Состояние отечественной психодиагностики в предвоенный период и в два с лишним послевоенных десятилетия. Фабрично-заводские училища. Фабрично-заводские семилетки. Развитие «качественного подхода» к диагностике умственного развития в 60-е – 70-е годы ХХ века. Возрождение тестологических (психодиагностических) исследований в советской психологии в начале 70-х годов. Дискуссии о тестах и тестировании. Особенности использования зарубежных методик в отечественной психодиагностике в конце 70-х, в 80-е годы ХХ века. Характеристика основных достижений и недостатков отечественной психодиагностики в период с 1991 года (распад СССР) и до конца ХХ века. Перспективы развития науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: