Тема: «Уровни психодиагностического изучения детского развития. Психодиагностический инструментарий по выявлению умственной отсталости в детском возрасте»

Вопросы для обсуждения

1. Понятие об уровнях психодиагностического изучения детского развития (И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, 2005).

2. Понятие о скрининг-диагностике. Цели и задачи скрининг-диагностики. Варианты скрининг-диагностики в современных условиях выявления отклонений детского развития вообще и умственной отсталости, в частности. Роль олигофренопедагога в создании скрининговых исследований, направленных на выявление умственно отсталых детей.

3. Дифференциальная диагностика нарушений развития в детском возрасте. Цель и задачи дифференциальной диагностики. Решение задач дифференциальной диагностики в современных условиях выявления нарушений детского развития вообще и умственной отсталости, в частности. Роль психолого-медико-педагогических консультаций и комиссий в решении задач дифференциальной диагностики отклонений и нарушений детского развития. Психодиагностическое обследование.

4. Постановка диагноза (клинического, психологического, педагогического). Теория и практика постановки диагноза «умственная отсталость». Роль олигофренопедагога в дифференциальной диагностике умственной отсталости и сходных с ней состояний.

5. Феноменологический (углублённый) уровень диагностики нарушений развития вообще и умственной отсталости, в частности. Цель и задачи феноменологической диагностики. Реализация на практике задач феноменологической диагностики в деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) конкретных учреждений.

6. Психодиагностический инструментарий по выявлению умственной отсталости в детском возрасте. Неоднозначность подходов к классификации психодиагностического инструментария.

7. Методы строго формализованной психодиагностики (тесты, опросники, анкеты, проективные техники, психофизиологический метод): особенности их применения для выявления умственно отсталых детей и изучения их специфических особенностей на всех уровнях диагностики (скрининг, дифференциальная, феноменологическая).

8. Методы мало формализованной психодиагностики (наблюдение, беседа, интервью, изучение продуктов детской деятельности): особенности их применения для выявления умственно отсталых детей и изучения их специфических особенностей на всех уровнях диагностики (скрининг, дифференциальная, феноменологическая).

Вопросы и задания для контроля и самоконтроля:

1. Проанализировать материалы лекций по дисциплине, а также данные смежных дисциплин, изученные ранее.

2. Подготовиться к ответам на поставленные вопросы (устно).

3. Повторить все инструктивные материалы, подготовленные к практическому занятию № 5 (см. выше).

4. В тетрадях для самостоятельной работы составить схему современных психодиагностических средств, используя материалы 2-3-х авторов классификаций указанных средств.

5. Подготовиться к мини-контрольной работе (по ходу занятия) о конкретных методах строго- и мало формализованной психодиагностики.

Литература

1. Алмазова, О.В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособие в 3-х ч. / О.В. Алмазова / ч. 1: Теоретические основы / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования УрГПУ. – Екатеринбург, 2004. – с. 66-112.

2. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека [Текст] / Л.А. Булахова [и др.]; под ред. И.А. Полищука, А.Е. Видренко. – 2-е изд., доп. и перераб. – Киев: Здоровье, 1979. – 124 с.

3. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – Киев: НАУКОВА ДУМКА, 1989. – 200 с.; 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2002. – 528 с.

4. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты [Текст]: иллюстрированное руководство / А.Л. Венгер. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.: ил.

5. Гамезо, М.В. Атлас по психологии [Текст]: информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – 3-е изд., доп. и испр. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 276 с.

6. Забрамная, С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях [Текст] / С.Д. Забрамная. – М.: Просвещение, 1981. – 45 с. с ил.

7. Потёмкина, О.Ф. Психологический анализ рисунка и текста [Текст]: психологический практикум / О.Ф. Потёмкина, Е.В. Потёмкина. – СПб.: Речь, 2005. – 524 с.

8. Практическая психодиагностика: методики и тесты [Текст]: учеб. пособ. / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара.: БАХРАХ-М, 2006. – 672 с.

9. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / И.Ю. Левченко [и др.]; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Академия, 2005. – 320 с.

Примечание: при подготовке к последним двум вопросам занятия приветствуется самостоятельный подбор и анализ источников специальной литературы (с обязательной ссылкой на источники и авторов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: