Какие 2 га этих Пожалуйста, прочтите внимательно и Какие суждения
суждений вы отметьте вертикальными палочками вам особенно
считаете особенно трудно учесть на
важными? О Слева Справа ч/" практике?
О О
- Легче продать уже имеющемуся клиенту, чем новому.
Конечно, легче. Поэтому мы существенно сэкономим свои силы и время, если сумеем закреплять наших клиентов, если научимся потенциальных переводить в постоянных и если поймем, как у нас появляются потерянные.
- Снижающий цены должен быть готов к "ценовой войне".
Вы участвовали в ценовых войнах? По собственной инициативе? Чему вас они научили? Почему вы их избегаете?
- Если сделать добро какому-то человеку, то он расскажет об этом
трем своим знакомым. Если же сделать кому-то плохо, то об этом
узнают еще 11 человек.
Какая несправедливость: про добро расскажут трем, а про зло узнают 11. Вы доверяете таким исследованиям? А что подсказывает вам личный опыт? Про какое "плохо"рассказывают ваши клиенты? Назовите мне сейчас, пожалуйста.
- Реклама, обещающая конкретную выгоду покупателю, воспринима
ется вчетверо лучше, чем та, которая лишь подчеркивает свойства
товара. Продавец обуви, демонстрируя мягкую стельку (свойство
товара), говорит: "Она снижает усталость ног" (выгода потреби
теля). Продавец костюмов из смеси синтетики и шерсти (свойство)
подчеркивает: "Они на любой сезон" (выгода). На осенней распрода
же велосипедов кроме % скидки указано: "Вы сэкономите на теплые
ботинки".
Я заметил, что ваши рекламные материалы и проспекты далеко не полностью переведены с языка "свойства товара" на язык "выгода потребителя". Вы не согласны? Знаете, если я ошибаюсь - это не беда, хуже, если заблуждаетесь вы. Все-таки я советую вам предпринять проект под названием "Перевод с языка свойств на язык выгод".
- Если вы продаете клиенту только то, что он заказывает, - вы про
сто клерк.
Поднимите руки те, кто не считает себя клерком в этом смысле. Что же вас отличает о клерка? А какой примерно процент у вас все-таки клерков?
- Правило "первого впечатления".
Как теперь мы будем понимать правило "первого впечатления"?
- На развитом рынке репутация фирмы выше прибыли.
Вы с этим согласны? А как у вас получается на самом деле? Как вы считаете, когда у вас это правило заработает по-настоящему?
- Мебельная фабрика работает по индивидуальным заказам. Ее работ
ники жалуются: "Самые капризные заказчики - "умельцы", те, кто
сам любит конструировать и мастерить. Они вечно требуют чего-
то нестандартного и особо придирчивы к качеству. Их немного, но
отделаться от них нелегко ". На этой фабрике не знают правило: тот
клиент особо ценен, который развивает нас.
Есть у вас такие клиенты? Они вам тоже мешают? Может, именно таких прежде всего пригласить в Клуб нашего клиента?
- Правило соответствия: "Вам не нравится этот клиент? Смените ра
боту...".
Скажите, положа руку на сердце (свое), какой процент клиентов вам не нравится? Чем они не нравятся? Я знаю, что от вас уходят сотрудники - в основном по этой причине?
Следующий лист: обратите внимание участников практикума, что слева и справа количество отметок не ограничивается.
Ситуации
Какие из этих Пожалуйста, прочтите внимательно и Какие из этих
ситуаций напоми- отметьте вертикальными палочками ситуаций вы
нают то, что считаете для себя
случается на вашем <Ji Слева Справа с£> наиболее
предприятии? поучительными?
о о
- В магазине обнаружили, что половина оборота обеспечивается 10%
клиентов.
Снова вопрос: кто эти 10%? Вы могли бы назвать кого-нибудь из них по имени? Вы согласны с таким суждением: для нас все клиенты важны, но по-разному?
- Каждый год на рынке США появляется более 15 000 новых товаров.
И попытки продать 90% из них заканчиваются крахом.
А сколько у вас появляется новых товаров за год? Как у вас принято относиться к неудачам с продажей некоторых из них? Ищете виновных? Признаете право на ошибку? Считаете какой-то процент неудач неизбежными? Интересно, а какой именно процент неудач вы считаете приемлемым в таких случаях? Кто-нибудь оценивал? Что если попробовать обозначить такой проект: "Инновационныериски в ассортименте"?
- В одном бистро решили увеличить продажи за счет добавления по
рошка женьшеня в молочный коктейль, что было непривычно для по
сетителей. Когда посетитель заказывал коктейль, кассир спраши
вал: "Вам с одним пакетиком или с двумя?"
В чем тут идея?Неужели незаметно? Кто задает этот вопрос?Кассир! Ведь это традиционно примитивно исполнительская должность, почти автомат...
А тут и она работает на развитие спроса - задает вариант выбора вроет. А как ваши кассиры, охранники, грузчики могут работать нарост продаж?
- В конторе склада новый клиент обращается к сотруднику: "Вы не спе
циалист по кондитерке?" — "Я только оформляю ".К другому: "Кто у
вас разбирается в шоколаде?" - "Это к заведующему".
Эту сцену я наблюдал у одного клиента. У вас, конечно, так не бывает. А что вы улыбаетесь?
- В США был проведен общенациональный опрос: "Почему вы покупае
те именно у них?". Ответы по убывающей распределились так: каче
ство, ассортимент, обслуживание, цена.
А как распределились бы ответы ваших покупателей? Что они поставили бы на первое, второе, третье места? Вы пробовали их опрашивать? Это важно. Ведь так мы отвечаем на вопрос: что находится в фокусе конкуренции? Что такое фокус конкуренции? Это те признаки, по которым клиенты выбирают себе поставщиков, продавцов. А с другой стороны, это те факторы, преимущества, которыми сами продавцы привлекают к себе клиентов в первую очередь. Так что у вас в фокусе конкуренции? Может быть, что-то пятое? Кто мне скажет? Почему такие разные мнения? Я очень советую вам поработать над проектом "Фокус конкуренции".
- Рассерженная покупательница выскакивает из кабинета в перепол
ненный коридор и громко говорит сама себе: "По телефону у них одни
цены, а приехала — другие. Как им верить после этого!? Из глубины
коридора кто-то реагирует: "Ипо ассортименту у них также!" Это
слышали 16 человек.
Вы думаете, я это подслушал у вас? А что - мог бы? Вспомним об этической составляющей аттракт-функции - там про нее пока не знают. Зато знаете вы. Кто может оценить упущенную выгоду от такого эпизода?
- В большинстве американских фирм затрачивают в 5раз больше уси
лий на привлечение нового покупателя, чем на уже имеющегося кли
ента.
Что следует из этой фразы? Новые покупатели слишком дороги, надо уметь совершенствовать спрос уже действующих покупателей. Кстати, а сколько вам обходится привлечение каждого нового клиента? Как не считали? И не собираетесь?
- Сотрудник оптовой фирмы оформляет отпуск товара клиенту тех
нически правильно, но надменно, часто раздражается. Уходя, кли
ент говорит: "Вы - накладные расходы, ая- прибыль!"
Ну что, господа Накладные Расходы? Как бы вы себя почувствовали после такой реплики? Давайте представим. Я ведь тоже ваш накладной расход... Бывает, что мы с клиентом разговариваем надменно. Это от нашего характера или так поставлена работа?
- Чикагская фирма "Dominick"выделила 6типов своих клиентов - ма
газинов розничной торговли. Их стали дифференцированно снабжать,
принимать у себя, предоставлять льготы и т. п.
Как вы думаете, какие это были типы? Один руководитель оптовой фирмы мне сказал: "У меня есть два типа — выгодный клиент и не мой клиент". С какими типами клиентов мы должны работать дифференцированно?
— Одна компьютерная фирма провела внезапную распродажу с уточ
нением: "Только для лучших клиентов!"Посыпались вопросы: "А кого
вы считаете лучшими?".
Может быть, эти компьютерщики поступили неэтично? Разве можно клиентам говорить, что кто-то из них лучший? Кто тогда остальные? Или все-таки иногда это стоит делать?
Очередной лист годится не для всяких клиентов. Здесь требуется квалификация, некоторая способность к абстрактному мышлению. Как бы они не возроптали. Решайте по ситуации, как этим пользоваться. Здесь слева и справа тоже нет ограничений по количеству отметок.






