В своей практике я, как правило, использую сочетание визуальных материалов, направленных на повышение узнаваемости кандидата (цветной плакат) и информационных, направленных на содержательное' ознакомление с ним и его программой (черно-белая газета).
Что касается плакатов: я считаю, что их расклейка необходима, хотя непосредственно на результат голосования они большого эффекта не оказывают. То же самое относится и к щитовым биллбордам. Присутствие в округе наглядной агитации важно для формирования имиджа активного и «живого» кандидата, а также для информирования о выборах. Местные власти зачастую умышленно действуют с целью занижения явки на муниципальные выборы. У них есть определенное количество гарантированных голосов за счет сотрудников бюджетных учреждений и «прикормленных» ветеранских организаций. Соответственно, их интересы заключаются в том, чтобы никто, кроме этих гарантированных избирателей, про выборы не знал и голосовать не ходил: тогда доля «их» голосов будет максимальной. Поэтому информация о предстоящих выборах зачастую в буквальном смысле скрывается от населения. Ваша же задача — наоборот, привести на выборы «других» избирателей, которые иначе туда бы и не пошли. Разместите на своем плакате информацию о дате выборов — и клейте. Как правило, на территории округа находится 200-400 мест, пригодных для размещения плакатов. Каждые два-три дня их будут срывать, но вы позаботьтесь о том, чтобы они приклеивались заново. По будьте корректны — плакаты, размещенные в не предназначенных для этого местах, могут вызывать раздражение.
|
|
Ваша газета должна быть написана так, чтобы ее имело смысл читать. В небольших поселениях зачастую существует значительный дефицит местной информации. Практически все известные мне муниципальные
ж
и даже районные газеты, к сожалению, не более чем макулатура. Войдите в эту нишу. Проявите себя как политик и как личность не только в рассказе о том, какой вы хороший, но и в оценке событий и фактов местной действительности. Не старайтесь все сделать позитивно и обтекаемо. Беззубые кампании под слоганами «за все хорошее против всего плохого» или «дорогу молодым» ничего, кроме недоумения, у народа не вызывают. Если и так все хорошо, то зачем ты идешь на выборы, зачем ты нам нужен? Объясните народу, что именно вас не устраивает, что вы хотите изменить. Критикуйте. Пишите правду. Она на страницах местной прессы гость нечастый и потому особо ценима. Не бойтесь кого-то обидеть. Политическая культура в нашем отечестве, к сожалению, такова, что для местных властей выборы — это огромный стресс. Сам факт вашего выдвижения и наличия какой-то конкуренции — уже повод для личной ненависти. Они больше не будут вашими друзьями и не будут хорошо к вам относиться в любом случае. Семь бед — один ответ, так что говорите то, что думаете. При этом предлагайте решения и не мажьте черным все подряд: большинство людей примерно в курсе, что их жизнь устроена не наилучшим образом.
|
|
Реально оценивайте интеллектуальный и познавательный уровень ваших избирателей. Опирайтесь на гарантированно известные им факты и события: далеко не все из них читают те же газеты, что и вы, или являются пользователями Интернета. Не выстраивайте хитроумных комбинаций типа «я им скажу так, а они соотнесут это вот с тем и мои конкуренты им скажут вот так и потом они все поймут». Не поймут. Однако чрезмерные упрощения тоже вредны. Не считайте ваших избирателей идиотами. Двадцать лет жизни при капитализме научили людей считать деньги. И когда вы обещаете все починить, заасфальтировать и улучшить, возникает вопрос, кто за это заплатит. Ответьте. Уделите минимальное внимание местной экономике.
Разместите в газете свою биографию: она должна помочь создать связь между вами и избирателем. Устанавливайте «якоря»: в вашей жизни должны фигурировать известные читателю предприятия, люди, учебные заведения, даты и вехи жизни поселения. Если есть возможность организовать выступления в вашу поддержку известных и уважаемых местных жителей — воспользуйтесь ею.
Лицо на обложке должно соответствовать тому, как вы себя позиционируете. Упрощенно говоря, если вы «учитель» — сфотографируйтесь в очках. Не полагайтесь только на свое мнение. Соберите друзей и знакомых и проведите групповое обсуждение того, какие факты
вашей биографии и черты личности можно наиболее выигрышно раскрыть в кампании и как их визуализировать, проявить внешне. Вам понадобится профессиональный фотограф для фотосессии и дизайнер для агитматериалов. Здесь тоже нужно найти баланс между дорогостоящими мегапрофессионалами из рекламного агентства и знакомыми, которые все сделают бесплатно, но без гарантии качества. Как правило, истина лежит где-то посередине. Например, необходимое качество услуг можно получить через знакомство — прямое или опосредованное — с теми же профессионалами, которые лично для вас сделают все за треть цены.
Не ждите, что вы пообещаете, и вам поверят. Не поверят. Люди — это не роботы. У них есть мозг и душа, разум и чувства. Избегайте навязчивой пропаганды. Сделайте акцент на том, что зависит от самих жителей поселения или округа. Дайте людям возможность что-либо сделать, проявить себя в вашей кампании. Например, проведите сбор подписей за или против чего-либо или организуйте сбор средств на благотворительные цели (например, книг для библиотеки местного детского дома). Содержательная сторона деятельности вторична: главное — пусть люди что-то сделают ВМЕСТЕ с вами. Будьте с людьми. Выявляйте местных лидеров и общественные группы. Существует пласт бабушек- активисток, которые всем известны и всегда участвуют в сетевых выборных кампаниях: за деньги ходят и агитируют у себя во дворе за того или иного кандидата. Не связывайтесь с ними: многие из них работают на нескольких кандидатов разом, а всем соседям давно известна их материальная заинтересованность и цинизм. Они могут быть обижены из-за того, что вы ведете кампанию, а им не платите, и действовать против вас. Но если вы своевременно предложите людям какие-то содержательные действия и инициативы — поверьте, в ходе этой деятельности выявятся совершенно другие лидеры.
Позаботьтесь о том, как ваши материалы дойдут до людей. Раскладывание газет по почтовым ящикам — это хорошо, но ведь их оттуда вытаскивают ваши конкуренты, а люди зачастую выкидывают не глядя. Вручите лично, из рук в руки, прокомментируйте. Если ваши помощники будут раздавать газету на перекрестках со словами «возьмите газету к выборам» или «голосуйте за нашего кандидата» — очков это вам добавит не много. Придумайте сопроводительное послание к своим материалам: например, «вместе решим такую-то проблему».