Цели и задачи психологического консультирования

Вопрос определения целей консультирования не является простым, поскольку зависит от потребностей клиентов, об­ращающихся за психологической помощью, и теоретичес­кой ориентации самого консультанта.

Основные психологические школы значительно расходятся в понимании целей психологического консультирования. Р. Кочюнас (2000) предлагает следующую таблицу, в которой рассмотрены современные представления о целях консультирования.

НАПРАВЛЕНИЕ ЦЕЛИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Психоаналитическое направление Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность.
Адлерианское направление Трансформировать цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми.
Терапия поведения Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению
Рационально-эмоциональная терапия (A. Ellis) Устранить «саморазрушающий» подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем
Ориентированная на клиента терапия Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для исследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность
Экзистенциальная терапия Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы

Помимо целей, которые являются основными в различных теоретических школах, Кочюнас (2000) выделяет и несколько универсальных целей:

1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.

2. Развивать навыки преодоления трудностей при столк­новении с новыми жизненными обстоятельствами и требо­ваниями.

3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно на­учиться во время консультирования: самостоятельные по­ступки, распределение времени и энергии, оценка послед­ствий риска, исследование поля ценностей, в котором про­исходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п.

4. Развивать умение завязывать и поддерживать межлич­ностные отношения. Общение с людьми занимает значи­тельную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных соци­альных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения детей, следует улучшать каче­ство жизни клиентов посредством обучения лучшему пост­роению межличностных отношений.

5. Облегчить реализацию и повышение потенциала лич­ности. По мнению Blocher (1966), в консультировании не­обходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окруже­ние и собственные реакции, провоцируемые окружением.

Помимо целей психологического консультирования выделяют и задачи (Р. С. Немов):

1. Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент.

2. Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени её серьезности.

3. Изучение психологом-консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с возникшей у него проблемой.

4. Четкое формулирование советов и рекомендаций клиенту по поводу того, как наилучшим образом решить эту проблему.

5. Оказание текущей помощи клиенту в виде дополнительных практических советов, предлагаемых в то время, когда он уже приступил к решению своей проблемы.

6. Обучение клиента тому, как лучше всего предупредить возникновение в будущем аналогичных проблем.

7. Передача психологом-консультантом клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, освоение и правильное употребление которых возможно самим клиентом без специальной психологической подготовки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: