Определение консультативного контакта

Большинство профессионалов в области психологического консультирования и психотерапии сходятся на мнении, что доверительный контакт консультанта и клиента, осно­ванный на безусловном уважении, эмпатии, теплоте и ис­кренности консультанта по отношению к клиенту, является неотъемлемой и су­щественной составляющей психологического консультиро­вания.

Определения консультативного кон­такта разнообразны, но практически все они указывают на несколько уникальных черт консультативного контакта:

— эмоциональность (консультативный контакт скорее эмоционален, чем когнитивен, он подразумевает исследова­ние переживаний клиентов);

— интенсивность (поскольку контакт представляет ис­креннее отношение и взаимный обмен переживаниями, он не может не быть интенсивным);

— динамичность (при смене клиента меняется и специ­фика контакта);

— конфиденциальность (обязательство консультанта не распространять сведения о клиенте способствует доверитель­ности);

— оказание поддержки (постоянная поддержка консуль­танта обеспечивает стабильность контакта, позволяющую клиенту рисковать и пытаться вести себя по-новому);

— добросовестность.

Характер консультативного контакта в самом процессе консультирования зависит от теоретической ориентации консультанта. Современные представления о консультативном контакте представлены в таблице.

Направление Консультативный контакт
Психоаналитическое направление Консультант сохраняет личную анонимность, чтобы клиент мог свободно проецировать на него свои чувства. Основное внимание уделяется уменьшению сопротивления, возникающего при анализе реакций переноса клиента, и установлению более рационального контроля. Консультант интерпретирует поставляемый клиентом материал и стремится научить клиента увязывать своё настоящее поведение с событиями прошлого
Адлерианское направление Акцентируется разделение ответственности между консультантом и клиентом, обоюдное доверие и уважение, равноценность позиций, установление общих целей консультирования
Терапия поведения Консультант является активной и директивной стороной; он исполняет роль учителя, тренера, стремясь научить клиента более эффективному поведению. Клиент должен активно апробировать новые способы поведения. Вместо личных отношений между консультантом и клиентом устанавливаются рабочие отношения для выполнения процедур обучения
Рационально-эмоциональная терапия (A. Ellis) Консультант выполняет роль учителя, а клиент – ученика. Личным отношениям консультанта с клиентом не придается значения. Клиент побуждается к пониманию своих проблем и на основе этого понимания – к изменению своего поведения, основываясь на рациональных предпосылках
Ориентированная на клиента терапия (К. Роджерс) Консультативный контакт составляет сущность процесса консультирования. Особенно подчеркивается искренность, теплота, эмпатия, уважение, поддержка со стороны консультанта и «передача» этих установок клиентам. Усвоенные во время консультативного контакта навыки клиент переносит на другие отношения.
Экзистенциальная терапия Основная задача консультанта – вжиться в экзистенцию клиента и завязать с ним аутентичную связь. Контактируя с консультантом, клиент раскрывает свою уникальность. Отношение между консультантом и клиентом понимается как контакт «человек-человек», идентичный встрече двух равноценных людей «здесь и теперь». Во время консультативного контакта меняется как консультант, так и клиент.

Как видно из таблицы, с позиций различных теоретичес­ких ориентаций контакт "консультант - клиент":

— или создает предпосылки для начала изменения (тера­пия поведения и рационально-эмоциональная терапия);

— или самопроизвольно изменяет клиента (ориентиро­ванная на клиента терапия или экзистенциальная терапия);

— или составляет содержание обсуждения и работы вооб­ще (психодинамическое направление).

Таким образом, хотя представители теоретических на­правлений консультативный контакт в конкретной работе используют по-разному, они едины во мнении о его важно­сти в процессе консультирования.

Вопросы для самоконтроля по теме

1. Все ли проблемы клиентов разрешимы?

2. На чем основывается консультативный контакт?

3. Какие универсальные черты отражает эклектическая модель консультирования?

4. Перечислите общие правила установки контакта, структурирующие процесс консультирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: