Эмоциональные компоненты психологического консультирования

Люди, ищущие помощи у консультанта или психотера­певта, находятся в состоянии тревоги и страха. Вначале они не знают, что ждать от консультирования и консультанта, тем не менее приходят на консультацию со своими пробле­мами и надеждой на понимание. Если с самого начала кли­ент отнесется к консультанту с доверием, то в процессе консультирования он станет смелее делиться своими чув­ствами, мыслями, страхами, которые не так легко обсуж­дать с чужим человеком. Если клиент не проникнется дове­рием, работа консультанта будет неэффективна и бессмыс­ленна.

Создавать обоюдное доверие — значит создавать терапев­тический климат, способствующий обсуждению значимых проблем. Это — обязанность консультанта. Успешность созда­ния терапевтического климата обусловлена личностными качествами консультанта и его отношением к консультиро­ванию:

— необходим искренний интерес к людям и подлинное желание помогать им. Важно любить не только человечество, но и отдельного человека. Нельзя забывать, что клиенты тонко чувствуют, интересуется ли консультант ими по су­ществу или только как объектами исследования.

— во время консультирования все внимание следует уде­лять клиенту, нельзя заниматься посторонними делами (на­пример: разговаривать по телефону, разрешать входить в ка­бинет коллегам и обсуждать с ними какие-то, пускай даже важные вопросы, витать в мыслях за стенами кабинета и т.п.);

— надо предоставить клиенту максимальную возмож­ность высказаться. Он приходит к консультанту не выслу­шивать поучения и мудрые советы, а рассказать о гнетущих и затруднительных аспектах своей жизни;

— не следует проявлять излишнее любопытство. Консуль­тант не должен походить на детектива. Важна лишь та ин­формация о клиенте, которая необходима для понимания его проблем. Если консультант вынуждает клиента чрезмер­но раскрываться, клиент после визита испытывает неудоб­ство, переживает чувство вины и нередко прекращает кон­сультирование;

— необходимо соблюдать профессиональную тайну. Если консультант по каким-то причинам обязан делить­ся с другими сведениями о клиенте (например, при над­зоре за консультированием), надо поставить его в извес­тность;

— следует помочь клиенту почувствовать себя непри­нужденно во время консультативных встреч. Для этого кон­сультант должен проявлять дружелюбие, искренность, есте­ственность, суметь войти в положение клиента;

— к проблемам клиента необходимо относиться без осуж­дения. Консультант должен не оценивать, а слушать, слы­шать и понимать. Когда консультант искренне и естественно демонстрирует установку "принятия", клиент чувствует себя понятым и заслуживающим уважения.

Важность "принятия" для роста и изменения личности клиента К. Роджерс (1961) определил известной гипотезой "если — то":

"Если я искренне и тепло отношусь к человеку, стараюсь найти к нему индивидуальный подход и оценить его уси­лия, то он:

— реализует те аспекты самобытности, которые прежде подавлял;

— станет более интегрированным и способным жить пол­ноценнее;

— станет более похож на того, кем ему хочется быть;

— станет более уверенным в себе и склонным к самооп­ределению;

— станет более уникальной и самоактуализирующейся личностью;

— лучше поймет других и станет терпимее, эффективнее будет сопротивляться жизненным невзгодам".

К. Роджерс (1961) сформулировал также вопросы, которые консультант обязан задать себе. Эти вопросы объясняют ус­ловия возникновения взаимного доверия и одновременно представляют критерий необходимой самоуверенности кон­сультанта:

— Могу ли я быть таким, чтобы другие люди восприни­мали меня как надежного человека?

— Могу ли я отчетливо выражать свои мысли, чтобы в общении меня понимали недвусмысленно?

— Могу ли я иметь в отношении другого человека уста­новки, базирующиеся на теплоте, заботе, уважении, заин­тересованности?

— Могу ли я быть достаточно сильной личностью, чтобы отличаться от других?

— Могу ли я чувствовать себя достаточно самоуверен­ным, чтобы позволить другому человеку быть иным, отлич­ным от меня?

— Могу ли я позволить себе полностью погрузиться в мир чувств и личностных смыслов другого человека и испы­тать сходные переживания?

— Могу ли я принять другого человека таким, каков он есть? Удастся ли мне передать ему это?

— Могу ли я быть достаточно чутким в отношениях с другими, чтобы мое поведение не было воспринято как уг­роза?

— Могу ли я освободить другого человека от опасности внешних оценок?

— Могу ли я принять другого человека как находящегося в процессе становления или буду стеснен его и своим опытом?

Для установления обоюдного доверия, как теперь общепризнанно, консультанту особенно необходимы качества, впервые выделенные К. Роджерсом (1951): искренность, способ­ность к эмпатии и безусловное уважение к людям.

Искренность — один из важнейших элементов создания терапевтического климата. Искренности нельзя научиться, однако консультант должен уметь вести себя с клиентами так, «чтобы они восприняли вхождение в свой внутренний мир как поддержку, а не как угрозу». Искренность консультанта — это его способность оставаться самим собой и отсутствие потребности демонст­рировать «профессиональный фасад». Искренний консультант не прячется за маской и не старается исполнить роль. Он естественен в контакте, потому что чуток к своим реакциям и чувствам, добросовестен и правдив в передаче их клиентам. Искренность предполагает соответствие высказываний чув­ствам и невербальному поведению, спонтанность.

Следует отметить, что изложенная точка зрения на про­явление искренности консультантом в ситуации консульти­рования не единственная. Хотя никто не утверждает, что консультант должен быть неискренен или может обманывать клиента, однако насколько ему следует делиться с клиентом собственными чувствами, соображениями о консультирова­нии — мнения не совпадают. В общем консультанты аналити­ческой ориентации значительно меньше делятся с клиента­ми своими чувствами, нежели это делают консультанты эк­зистенциально-гуманистической ориентации. Тем не менее, все согласны, что откровенность консультанта в отношениях с клиентом имеет предел — консультант не обсуждает и не решает собственных проблем с клиентом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: