Эмпатия в консультировании

Эмпатия является непременным условием консультирования и психотерапии. Она включает идентифи­кацию с другим лицом, при которой становится возмож­ным взаимопонимание разных людей. Это довольно таин­ственный процесс. A. Adler (цит. по: May, 1967) пишет:

"Эмпатия появляется, когда один человек разговаривает с другим. Невозможно понять другого индивида, если не идентифицировать себя с ним... Если мы пытаемся обнару­жить, откуда возникает способность действовать и чувство­вать наподобие другого человека, то открываем существова­ние врожденного социального чувства. Оно носит космичес­кий характер и представляет собой непременную характери­стику бытия человека".

По мнению С. Jung (цит. по: May, 1967), здесь происхо­дит процесс слияния, в котором изменяются как консуль­тант, так и клиент:

"Встреча двух личностей подобна соединению химичес­ких субстанций; если возникает реакция, они обе изменя­ются. Считается, что доктор оказывает влияние на пациента в каждом случае эффективного лечения психики, но это влияние возможно, если и на него влияет пациент".

Таким образом, проявление эмпатии в общении означа­ет, что консультант чутко и точно реагирует на переживания клиента, словно это его собственные переживания. Подразу­мевается способность "вжиться" в субъективный мир клиен­та и понять смысл разных событий в этом мире. Такое "вхождение" должно быть безоценочным, не разделяющим содержание иного мира на правильную и неправильную, хорошую и плохую части. Безоценочная установка консуль­танта позволяет клиентам в большей мере принимать себя. Когда консультант точно и старательно идентифицирует разнообразные чувства — злобу, страх, враждебность, тре­вогу, радость, — клиент имеет возможность лучше услы­шать и понять себя.

Эмпатия также помогает консультанту разобраться в при­чинах недостаточной откровенности клиента: о чем-то клиент не говорит, поскольку этому препятствует бессознательное сопротивление, что-то просто скрывает и о чем-то не расска­зывает из-за опасений не быть услышанным (Сох, 1988).

Войдя в мир другого человека, консультанту важно оста­ваться автономным от клиента, т.е. сохранить самость. Здесь существует некоторая опасность, которую выразил К. Роджерс (1961):

"Если я действительно открыт тому, как понимает жизнь другой человек, и принимаю его мир в свой, то рискую начать смотреть на жизнь его глазами и вследствие утраты самости сопротивляться изменению вместе с ним. Другая крайность состоит в полном сохранении собственного взгля­да на мир, скрупулезном анализе и излишней оценке, и тогда понимание другого человека становится недоступно".

Поэтому сопереживание консультанта клиенту никогда не должно быть тотальным, а только частичным и времен­ным.

Эмпатия означает способность консультанта не только со­переживать, но и понимать клиента. В этом смысле она пред­ставляет собой аффективный и когнитивный навык — аф­фективный, поскольку позволяет консультанту идентифици­ровать чувства клиента, а когнитивный — поскольку обязы­вает консультанта устанавливать события, вызывающие соот­ветствующие чувства (George, Cristiani, 1990). Таков взгляд большинства представителей психологического консультиро­вания на эмпатию как на многоступенчатый процесс.

Эмпатическое понимание можно показать клиенту самы­ми разными способами — молчанием, отражением чувств, удачной и своевременной интерпретацией, рассказывая ка­кую-нибудь историю, точной метафорой и т.п.

Эмпатия не является простым навыком, поэтому неяс­ным остается вопрос обучения. Уникальная способность консультанта к эмпатии состоит в своеобразном видении клиента — умении вникнуть в его невербальное поведение и чувства, сказанное об этих чувствах и на основании интуи­ции понять, что клиент говорит откровенно и о чем умалчи­вает и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: