Перенос и контрперенос в консультировании

В ситуации консультирования не может происходить адекватное эмоциональное взаимодействие без принятия во внимание переноса и контрпереноса. Как правило, они сосу­ществуют, иногда их сравнивают с двумя сторонами магни­тофонной ленты. Имеется в виду перенос чувств, влечений, установок из "там и тогда" в "здесь и теперь" и наоборот. Такую транспозицию осуществляет клиент в отношении консультанта (перенос) и консультант в отношении клиента (контрперенос).

Открытие "переноса" принадлежит З. Фрейду и является одним из фундаменталь­ных достижений психоанализа. Вначале Фрейд считал перенос препятствием на пути развития психотера­пии, однако затем позиция основателя психоанализа изменилась. Считается, что на мне­ние Фрейда повлияла категоричность утверждения Юнга, что "перенос — это альфа и омега терапии".

Перенос является составной частью консультативного (тера­певтического) контакта. Данный психологический феномен присутствует в любых межличностных отношениях, однако в консультативном контакте он намного интенсивнее вслед­ствие природы самого контакта. Консультант заведомо обла­дает авторитетом, мало говорит о себе и остается аноним­ным, поскольку к нему обращаются за помощью. Этим об­легчается возникновение переноса.

Возможны два основных определения переноса. Согласно классическому психоаналитическому определению, «перенос — это оживление комплекса Эдипа в терапевтической ситуа­ции. Реакция на терапевта такова, словно он — участник ранних эдиповых отношений клиента, т.е. представляет со­бой отца или мать».

Второе определение более обобщенное: "Перенос — это неадекватное и персеверативное пережи­вание чувств, влечений, фантазий, установок и задейство­вание защитных механизмов, возникших в прошлом в отно­шениях со значимыми людьми, при актуальном межличнос­тном взаимодействии. Подчеркнем, реакция переноса пред­ставляет собой повторение прошлого и неприемлема в насто­ящем".

В консультировании и психотерапии переносу свойствен­ны такие черты:

1. Перенос всегда ошибочен в том смысле, что клиент представляет консультанта в ложном свете, т.е. приписывает ему черты, свойственные другим людям в других обстоятельствах и времени. Конечно, ошибочны не все представле­ния клиента; консультанту важно отличать реалистичные ре­акции от реакций переноса.

2. Перенос бывает положительным и отрицательным. По­ложительный перенос основывается на зависимости клиента от идеализированного образа отца, любящего и опекающе­го, вызывающего чувство защищенности и потребность в творческом самовыражении. Положительная установка кли­ента в отношении консультанта, возникшая в силу перено­са, выражает отношения прошлого. Отрицательный перенос основывается на ис­пытанных в детстве чувствах отвержения и враждебности. Если в консультировании эти установки не изменяются, терапия становится невозможной.

3. Возникновению переноса содействуют нейтральность и неопределенность консультанта.

4. Перенос — бессознательный процесс.

5. Перенос чаще возникает в сферах, где имеются нераз­решенные детские конфликты со значимыми личностями.

В консультировании ценность переноса весьма велика. Он позволяет проникнуть в прошлое клиен­та и увидеть, каким образом ранний опыт, связанный со значимыми личностями (родители, близкие), модифици­рует реакции настоящего. Это очень важно в случаях, когда расстройства поведения, личные проблемы постоянно "подпитываются" коварными реакциями переноса. Кон­сультант, будучи объектом переноса, интерпретирует про­екции и предоставляет клиенту возможность взглянуть на свое поведение в ракурсе причинности, чтобы избавиться от травм и фантазий прошлого. Такая работа придает кон­сультированию характер "коррекции эмоционального опы­та".

Положительному переносу всегда присуща определенная, чаще всего временная идеализация консультанта с эротичес­ким оттенком при условиях разнополости и гетеросексуальности клиента. Эротическая установка в отношении кон­сультанта нередко выражается косвенно — паузами молча­ния, жалобами, что нечего сказать и голова совсем пустая; манипулятивными движениями, если консультант не при­шел или опаздывает, забыванием уплатить за консульта­цию, интересом к личной жизни консультанта; конкурен­цией с другими клиентами из-за консультанта; постоянным цитированием его высказываний и т.п.

Подарки тоже служат формой выражения чувств к кон­сультанту. Дарение может означать многое и усложняет кон­сультирование: иногда это просто взятка, порой демонстра­ция желания иметь с консультантом особые, доверительные отношения, и благодаря выбору подарка клиент хочет дока­зать знание вкуса и потребностей консультанта. При таких мотивах клиента консультант должен отказаться от подарка, если не желает быть втянутым в игры манипулятивного ха­рактера. Однако в некоторых случаях подарки отражают ис­креннюю благодарность, уважение к консультанту, и отказ от них может оскорбить клиента. Рекомендуется в процессе кон­сультирования избегать подарков и подождать завер­шения терапии, тогда подарок становится поводом к последне­му обсуждению с клиентом достигнутых успехов и соответ­ствия (или несоответствия) подарка реальной цене консуль­тирования в экзистенциальном смысле.

Контрперенос

Поскольку консультативный контакт подобен улице с двусторонним движением, очевидно, что и консультант привносит в отношения с клиентом свои жизненные затруд­нения. Контрперенос столь же универсальное явление в пси­хологическом консультировании, как и пе­ренос. Независимо от зрелости личности консультанта он — человек и непременно имеет неразрешенные внутренние конфликты. Болезненные темы и порождают контрперенос, если клиент невольно их затрагивает.

Р. Кочюнас (2000) выделяет наиболее часто встречающиеся причины контр­переноса:

1. Стремление консультанта понравиться клиентам, быть принятым ими и хорошо оцененным.

2. Боязнь консультанта, что клиенты могут о нем плохо подумать, не прийти на встречу и т.п.

3. Эротические и сексуальные чувства консультанта по отношению к клиентам, сексуальные фантазии, связанные с клиентами.

4. Чрезмерная реакция на клиентов, провоцирующих у консультанта чувства, обусловленные его внутренними кон­фликтами.

5. Стремление занимать пророческую позицию и давать клиентам навязчивые советы, как им следует жить.

Терапевтичен или антитерапевтичен контрперенос? По­могает или мешает он консультированию? Хорош он или плох сам по себе? Ответы на эти вопросы зависят от того, проявляется ли контрперенос в форме внешнего поведения или представляет собой только переживания консультанта. В первом случае имеются в виду действия на основе внутрен­них конфликтов, и, конечно, такой контрперенос необхо­димо обсудить с коллегой или в специальных группах про­фессионалов, потому что неконтролируемый и плохо осоз­наваемый контрперенос препятствует объективности кон­сультанта. В качестве внутренних переживаний контрперенос может оказаться весьма ценным, по­скольку помогает консультанту лучше понять, какое влия­ние поведение клиента оказывает на него и на других людей. В любом случае влияние контрпереноса на ход консультиро­вания зависит от желания и готовности консультанта взгля­нуть на истоки своих истинных чувств к клиентам.

Вопросы для самоконтроля по теме

1. Перечислите требования, предъявляемые к месту проведения консультации.

2. В каких случаях психологического консультирования уместно использовать прикосновение?

3. Какая частота встреч необходима для поддержания продуктивного контакта?

4. Чем обусловлена успешность создания терапевтического климата?

5. Перечислите вопросы, которые должен задать себе каждый консультант.

6. Какие качества необходимы консультанту для установления обоюдного доверия?

7. Какими способами можно показать клиенту эмпатическое понимание?

8. В чем состоит суть вербального поведения консультанта?

9. Расскажите об основных моментах техники «выслушивания» клиента.

10. Перечислите черты, свойственные переносу.

11. Назовите наиболее часто встречающиеся причины контрпереноса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: