1. Бизнес-консультирование как специфический вид консультирования
2. Внутренние и внешние консультанты
3. Виды и формы консультирования в бизнесе
Бизнес-консультирование – содействие, которое консультанты оказывают руководству или сотрудникам организации для улучшения функционирования организации или повышения эффективности работников.
Особенности бизнес-консультирования:
· Бизнес как в зеркале отражает все проблемы хозяина (руководителя)!
· Клиент (хозяин, руководитель), обращающийся к бизнес-консультантам, не считает себя «клиентом» (хозяин хочет быть заказчиком, но не хочет быть клиентом).
· Консультант не занимается изменениями в организации, он предоставляет информацию, рекомендации.
· Консультирование в бизнесе более формализовано, поскольку скрепляется договором.
· Внешний консультант смотрит на организацию со стороны.
Проблемы, по которым обращаются к консультанту:
- мотивация;
- сплочение коллектива (психологический климат);
- нововведения в организации (например, переход к новой продукции, выход на новый рынок);
- влияние личных проблем на бизнес (например, снижение собственной мотивации, синдром эмоционального выгорания, конфликты);
- организационная культура
Типы организаций:
1.
Пирамида декан
зам. декана
преподаватели
студенты
2.
Семья
-
решение принимает один
идея
3.
Звезда
-
полномочия делегируются;
-
есть центр, а есть отдельные ветви (дочерние филиалы)
Например, AVON, Faberlic
![]() |
4.
Команда
-
равенство позиций;
-
общее дело.
![]() | |||||
![]() | |||||
![]() | |||||
Типы консультантов:
- Консультанты-специалисты (специалисты в определенной области);
- Консультанты-универсалы (специалист в нескольких областях: психология, право, экономика, маркетинг);
- Внутренние консультанты – сотрудники организации;
- Внешние консультанты – специалисты, приглашенные на время выполнения работы, не является сотрудником.
| Внутреннее консультирование | Внешнее консультирование | |
| «+» | · видение ситуации изнутри. Следовательно, меньше времени тратится на сбор информации. | · объективность; · сотрудничество на равных; · видение ситуации со стороны, в целом; · более свободен в своих действиях и высказываниях; · не отвечает за результат. |
| «–» | · соблюдение иерархии, субординации; · менее свободен, более зависим. | · могут быть сложности во взаимодействии с персоналом (доверие). |
Консультант по результату: дает рекомендации, но не отвечает за результат.
Консультант по процессу: возможно введение сопровождение нового.
- консультирование руководителя (отдельного человека);
- консультирование организации;
- коучинг.
Коучинг (в широком смысле) – это система принципов и приемов, способствующих развитию потенциала личности и группы совместно работающих людей.
Коучинг (в узком смысле) – подготовка отдельных людей или группы для достижения конкретных результатов в конкретные сроки.
Коучинг – обучение на рабочем месте (наставничество).
Коуч задает вопросы, которые «подталкивают» человека к поиску ответов на эти вопросы. Задача – раскрыть потенциал и помочь реализовать его на практике.







